Мы тут в комментариях поспорили однажды с читателем. Он искренне полагал, что, например, «Робинзона Крузо» (или нечто подобное, ну, классику приключений) «нормально» читать лет в 8-10.
Мда, Даниель Дефо был бы сильно удивлён такой постановке вопроса. Как и Мишель Турнье, много лет спустя переосмысливший оригинал в своём романе «Пятница, или Дикая жизнь», о котором мы и спорили: роман – одно из наших долгожданных переизданий.
Из интервью с Мишелем Турнье:
— Вы представляете в Москве только что вышедшую в издательстве «Самокат» книгу «Пятница, или Дикая жизнь», это детская книга?
— Да не пишу я для детей! Это не специально, не для скандальности: мол, посмотрите, что Турнье понаписал для наших детей. Я стараюсь писать как можно лучше, а дети читают, если захотят. Я стараюсь приблизиться к идеалу конкретности и простоты. Чем лучше произведение, тем оно доступнее для детей.
Да, пожалуй, удивились бы и те многочисленные читатели, у кого никогда не выходит прочесть что-то популярное «когда все», а получается, например, пять, десять, двадцать лет спустя – когда появляется настоящий интерес.
Удивились бы и те, кто мудро иногда перечитывает любимые книги, наблюдая интересные перемены в себе самом. (Кстати, вот наша статья о перечитывании).
А уж как удивился бы автор любой известной книги! Если только он случайно не прожил хотя бы лет сто, и не увидел, какие удивительные перемены происходят с перемещением его произведения на полках библиотек.
Если не очень понятно, то жизнь книги длинная и непредсказуемая, аудитория с годами меняется, книга воспринимается по-другому. Та же классика приключений, когда она ещё не была классикой, предназначалась совсем не юным читателям, а взрослым, да и вообще всем. Двести лет назад, в двадцатых годах девятнадцатого века, во времена, когда Даниель Дефо, Фенимор Купер или там Майн Рид писали свои книги, самого понятия литературы для детей и тем более подростков ещё толком и не было. Эти авторы даже не знали, что в каком-то смысле станут основателями. Они всего лишь хотели, чтобы было интересно!
Ну, а взрослые, глядя на то, что эти как бы взрослые книги внезапно вызывают большой энтузиазм у детей, решили: а давайте постараемся, чтобы таких книг стало больше.
Это было, когда девятнадцатый век приближался к середине.
А вот с Жюлем Верном, который творил со второй половины девятнадцатого века, вышло наоборот. После того, как появилось понятие литературы для юношества, издатели просили текстов, которые, не будучи адресованными детям специально, всё-таки могли их заинтересовать. Но не просто так, а полезно. А как – полезно? Да запросто: чтобы в этих романах была бы полезная информация об истории, географии, культуре, традициях и мифологии разных стран, политике и отношениях. Но чтобы всё это было интересно, увлекательно, захватывающе!
И вышло, что такие книги оказались полезны всем. Ну правильно, сколько взрослых готовы признать, что не знают и половины того, что учили в школе и что, честно говоря, должны бы знать. Хотя бы карту.
А так вышло, что в выигрыше все.
Потом, когда книги станут классикой, на них начнут воспитывать детей следующие поколения. Ну, а потом дети вырастут и будут очень хотеть, чтобы уже их дети воспитывались на тех книгах, что они сами любили в детстве, но нет: теперь эти книги переместились на полки мам и пап, а то даже и бабушек и дедушек.
Если вы думаете, что дело там же, в девятнадцатом веке, и кончилось, то нет. Так выглядит жизнь любой книги известного автора. Толкиен, Герберт Уэллс, миры «Минни Пуха» и «Муми-троллей», Азимов, Шекли, Филип Дик, Оруэлл, Нил Гейман и Терри Пратчетт, Корнелия Функе, Джоан Роулинг и многие-многие другие – никому даже в голову не придёт называть какой-то возраст, когда «нормально» их читать. Нормально читать – как только вы в состоянии понять произведение.
Представляете, появился бы кто-то, кто сказал: всё, в десять не прочли, дальше нельзя!
Да такое даже в нашей с вами действительности сложно представить.
Что в конце девятнадцатого или начале двадцатого века, что в начале двадцать первого, тревожные родители начнут, наоборот, стоять за то, чтобы дети случайно не прочли чего-нибудь лишнего. То есть, по-прежнему слушались взрослых, а не рвались на необитаемые острова и в пампасы.
Но к двадцать первому столетию сами дети получили множество возможностей получать информацию отовсюду – едва ли не из каждого утюга! Значит ли это, что книги потеряли своё значение?
Да нет же. На основе знаменитых романов создано множество игр, фильмов, сериалов, которые не постичь без понимания самого произведения. Так появляются всевозможные дополнения к книгам: энциклопедии и справочники, сеттинги героев, видеообзоры и гиды «Как читать». И даже больше: появляются целые вселенные книжных миров, где не только встречаются авторы, в своё время переосмыслившие оригинальные произведения, но и герои других произведений иной раз действуют вместе! Фанфики, которые иногда так сложно не назвать уже новым, оригинальным произведением, – отдельное измерение. Дети не только читают, но и пишут!
Так работает огромный и необъятный мир литературы.
И сколько бы ни старались кого-то ограничить, понятное дело, ничего не выходит. Разве что мы можем ограничить себя сами: например, если давным-давно забросили чтение, утешаясь тем, что «все нормальные люди читают это в 8-10». Хотя как раз это – всего лишь начало долгой и захватывающей жизни книги в вашей жизни. Те, кто перечитывает любимые книги, может открыть для себя много... ах да, мы уже писали о культуре перечитывания (ссылка в начале поста).
Роман Мишеля Турнье "Пятница, или Дикая жизнь" можно посмотреть у нас на сайте. А вы перечитываете любимые книги?
#литература
#книги