В предыдущей серии – об истерии. А в этой – один из первых описанных Фрейдом случаев.
Девушка 24 лет обратилась из-за такой острой боли в ногах, что было сложно ходить. Врачи никаких нарушений не нашли. Сильнее всего болела передняя часть правого бедра. Однако, когда ощупывали кожу на этом месте, лицо девушки выражало не боль, а странное наслаждение. Она откидывала голову назад и вскрикивала, как от щекотки. Легко было заподозрить в этом случае истерию.
Элизабет рассказала Фрейду, что она была близка с отцом. Дочь заменяла ему сына и друга, так как обладала чертами характера «далекими от идеала, воплощение которого желают видеть в девушке». Она была дерзкой и настырной, уверенной в своей правоте и возмущалась при мысли о браке, видела в нем угрозу свободе и увлечениям. Когда отец слег с сердцем, девушка приняла на себя заботы по уходу за ним: все время находилась рядом, откликалась по ночам, спала в его комнате. Так продолжалось около 1,5 лет, до его смерти. В период ухода за отцом и появились первые боли, но вскоре прошли сами собой.
Через некоторое время после смерти отца, сестра девушки вышла замуж и родила двоих детей, хоть и была тяжело больна. Однажды вся семья отдыхала на даче, и там боль Элизабет вернулась с новой силой. По совету врача, они с матерью отправились на курорт, но отдых пришлось прервать – стало хуже сестре. Та скончалась до прибытия Элизабет домой.
В те времена метод Фрейда еще не оформился. Загипнотизировать девушку не удалось, и он прибег к внушению. Фрейд надавливал пальцем на лоб девушки (да, Руслан, именно что надавливал на лоб пальцем) и говорил, что сейчас важные мысли придут, она вспомнит. Элизабет рассказала о случае из прошлого, когда несмотря на желание остаться у постели больного отца, она отправилась в гости. Там девушка встретилась с молодым человеком, с которым давно была знакома и к которому питала нежные чувства. Даже отвращение к браку рядом с ним было не так уж сильно. Болезнь отца сделала их встречи редкими. А после его смерти возлюбленный держался в стороне из-за уважения к трауру, затем пути возлюбленных и вовсе разошлись.
В этом рассказе Фрейд видит психический конфликт. Желание быть с молодым человеком разбивается о необходимость ухаживать за отцом. Мысли о женихе вытесняются, а интенсивные эмоции находят выражение в виде усугубления боли. В ответ на эту интерпретацию Элизабет понимает, почему болит у нее именно бедро. Оказывается, туда день за днем девушка клала ногу больного отца для перевязки. Она меняла бинты много раз, но не связывала боль в бедре с этим конфликтом, для нее эта связь была вытеснена.
Затем боль начала вторить анализу. Нога начинала болеть при работе с важными воспоминаниями и прекращалась, когда воспоминание было «проработано». Однажды девушка вспомнила, что боль была особенно сильной, когда она гуляла с сестрой и ее мужем. Как выразилась Элизабет, ей было больно от контраста между ее одиночеством и счастьем больной сестры. Сестра вышла замуж и создала семью, в то время как Элизабет «не могла сойти с места» в этом вопросе.
Однажды на сеансе девушка услышала шаги в другой комнате и мужской голос. Элизабет прервала сеанс, т.к. подумала, что ее зовет муж сестры. С сильной болью она покинула кабинет. На следующей встрече Элизабет вспомнила случай, когда они гуляли с зятем вдвоем. Девушка уже была в расстроенных чувствах о своем одиночестве. Сестра собиралась родить второго ребенка, хоть и знала, что это может усугубить ее болезнь. Но как стоически она переносила выпавшие испытания! Во время прогулки муж сестры ни на минуту не отходил от Элизабет, они разговаривали о самых разных вещах и обнаружили схожесть взглядов по многим вопросам.
Спустя несколько дней девушка думала о семейном счастье, которое выпало на долю сестры и поймала себя на мысли, что мечтает о встрече с таким же мужчиной, как зять. Здесь мы подходим к развязке истории и симптома Элизабет.
Постепенно на кушетке девушка встречается с ужасающей ее мыслью о влюбленности в зятя. Девушка рассказала о ряде случаев, где это чувство выдавало себя в ее поведении, хоть и не осознавалось. Будучи неприемлемыми для Элизабет, мысли о влюбленности вытеснялись, но продолжали действовать в психике. Согласно истерическому механизму конверсии, психическое возбуждение переходит в телесное. Вместо психической боли от «неправильной» влюбленности Элизабет испытывает боль в ноге.
Почему именно в ноге? В тексте я намекнул на минимум 2 ответа. Один ответ - это повторение первых приступов боли во время ухода за отцом. Истерия идем знакомым путем. Второй ответ напишите в комментариях 😊 Симптомы в психоанализе, как образы в сновидении, всегда имеют более чем одну причину, но об этом разговор впереди.
В результате работы боль прошла, а через год Фрейд увидел бывшую пациентку танцующей на балу. К тому моменту Элизабет была замужем за другим мужчиной.