Найти тему

Пермская художественная галерея в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на сложнейшую ситуацию, государство уделяло огромное внимание культурной политике вообще и спасению художественного национального достояния в частности. Изобразительное искусство считалось орудием идейной пропаганды, средством воспитания патриотизма для защиты Родины.В июле-августе 1941 года центральные музеи – Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие, расположенные в регионах России, находившихся под угрозой гитлеровского завоевания, готовились к эвакуации в глубокий тыл. Это была сложнейшая и ответственейшая работа по спасению художественных ценностей.

К. Брюллов «Последний день Помпеи»
К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Уральский регион и, в частности, Пермская область (в те годы Молотовская) стали на период войны хранителями национального достояния. Основная коллекция Государственного Русского музея с редчайшими памятниками древнерусского искусства XII-XVIIвеков (знаменитая икона «Ангел Златые власы», произведения Симона Ушакова и других русских иконописцев), с работами отечественных художников различных направлений и стилей (портреты И. Аргунова, «Медный змий» Ф. Бруни, «Последний день Помпеи" К. Брюллова, "Бурлаки на Волге" И.Репина", полотна Венецианова, Сурикова, Иванова) – в общем все, что составляло ядро коллекции, было тщательно упаковано и подготовлено к эвакуации.

И.Е. Репин. Бурлаки на Волге
И.Е. Репин. Бурлаки на Волге

Ценный груз прибыл вначале в город Горький. Сюда же прибыли ящики с произведениями искусства из Москвы. Враг приближался к центральной России, и было решено груз перевезти в глубокий тыл – на Урал.

Причал у порта Молотов, 1940-е
Причал у порта Молотов, 1940-е

14 сентября к Перми подошла по Каме баржа с произведениями искусства и остановилась у дебаркадера, напротив здания Спасо-Преображенского собора, в котором располагалась и располагается ныне Пермская Государственная художественная галерея.

Разгрузка баржи силами сотрудников и горожан (кадр из фильма "Бурлаки на Каме", 2013).
Разгрузка баржи силами сотрудников и горожан (кадр из фильма "Бурлаки на Каме", 2013).
Солдат, охраняющий ящик со скульптурой перед тоннелем на Набережную (кадр из фильма "Бурлаки на Каме", 2013).
Солдат, охраняющий ящик со скульптурой перед тоннелем на Набережную (кадр из фильма "Бурлаки на Каме", 2013).

В ситуации превращения галереи в хранилище национальных богатств, она должна быть закрыта для посетителей. Это обстоятельство тревожило директора галереи Н.Н. Серебренникова. Все было непросто, город был переполнен: здесь и эвакуированное оборудование для заводов, и эвакуированный в Пермь был театр Оперы и балета им. С.М. Кирова, и артисты, литераторы и художники из Москвы и Ленинграда… Так что ценный груз не очень обрадовал. Вначале Совет по эвакуации и приему населения из прифронтовых районов отклонил остановку в Перми груза из столиц и предложил отправить его в Соликамск.

Распаковка скульптуры сотрудниками Пермской галереи и Русского музея (кадр из фильма "Бурлаки на Каме", 2013).
Распаковка скульптуры сотрудниками Пермской галереи и Русского музея (кадр из фильма "Бурлаки на Каме", 2013).

П.К. Балтун (директор филиала Русского музея) и Н.Н.Серебренников (директор Пермской художественной галереи) поехали в Соликамск, чтобы ознакомится на месте с возможностью разместить грузы в неотапливаемом Троицком соборе. Но все ящики разместить в соборе было невозможно, так как сюда прибыли уже фонды Загорского музея-заповедника, музея им. А.С. Голубкиной, Музея архитектуры АН СССР, Государственного музея керамики из Кусково, Государственного музея Восточных культур, Государственного театрального музея им. Н. Бахрушина, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Балтун настаивал, чтобы груз был размещен в Перми.

План размещения произведений в период эвакуации Русского музея и Третьяковской галереи
План размещения произведений в период эвакуации Русского музея и Третьяковской галереи

После долгих переговоров было принято решение – грузы Русского музея и Третьяковской галереи оставить в Перми, небольшую часть оставшихся ящиков с экспонатами разместить в Соликамске. Таким образом, филиал Русского музея разместился в двух временных фондохранилищах – в Перми и Соликамске. А Пермская (Молотовская) художественная галерея стала хранилищем ценнейших произведений двух самых известных и основополагающих музеев русского искусства – Третьяковской галереи и Русского музея.28 сентября началась выгрузка ящиков с экспонатами.

А. Савинов. Пермская художественная галерея, 1942. Из из архивов Русского музея.
А. Савинов. Пермская художественная галерея, 1942. Из из архивов Русского музея.

Скорее всего, ящики перевозили с баржи до галереи по Осинскому спуску иногда на машинах, иногда на гужевом транспорте, иногда «по мере сил передвигали и переносили ящики сами сопровождающие грузы научные сотрудники музеев». Галерея была полностью занята ящиками и стала недоступной для посетителей. По сведениям пермского историка В. Н. Унгвицкого в Пермской (Молотовской) художественной галерее и в Троицком соборе Соликамска хранилось в общей сложности 26382 ценнейших памятника изобразительного искусства из ГРМ и ГТГ. По свидетельству современников, научные сотрудники эвакуированных музеев жили здесь же, при художественной галерее в служебных помещениях.

https://permartmuseum.ru/uploads/2019/05/09/R975-975_6495390c7a0a81f0256676040ba7f1f3.jpg
https://permartmuseum.ru/uploads/2019/05/09/R975-975_6495390c7a0a81f0256676040ba7f1f3.jpg

Помещение лекционного зала было разделено перегородками по числу окон – четыре – на четыре небольших комнаты. Здесь проживали научные сотрудники Государственного Русского музея Т. Дядьковская, А. Савинов, и Третьяковской галереи – реставратор древнерусской иконописи И. Овчинников, и научный сотрудник М. Колпакчи.

https://pastvu.com/_p/a/o/0/r/o0rp86hni0wlljr7pj.jpg
https://pastvu.com/_p/a/o/0/r/o0rp86hni0wlljr7pj.jpg

В годы войны Молотовская Государственная Художественная Галерея сохраняла в своем здании художественные музейные ценности национального значения Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи. Коллектив Молотовской художественной галереи успешно справился с обеспечением условий по сохранению ценностей и в то же время провел большую культурно-просветительскую работу: организовывать выставки в госпиталях, свободных выставочных помещениях, читать лекции, проводить беседы в госпиталях и школах.

https://www.newsko.ru/media/2420416/hudozhestvennaya-galereya.jpg
https://www.newsko.ru/media/2420416/hudozhestvennaya-galereya.jpg

Художественная жизнь в период войны Перми обогатилась длительными творческими контактами с выдающимися художниками, музыкантами, артистами, известными ленинградскими историками искусства и музейщиками. Эвакуированные художники, деятели искусств активно помогали становлению пермской региональной культуры и в области театрального, музыкального, балетного искусства, и в области музейного дела. Об этом образно писал Б. Иогансон, известный советский художник, бывший в эвакуации в Перми:

И вот Молотов. Я долго ходил по городу, жадно впитывая неповторимое очарование старой русской провинции – кусочки древней Перми, еще сохранившиеся среди нового и молодого: высокая набережная, собор, тихие, прямые улицы и такие уютные двухэтажные домики, иногда с мезонином. Как много говорят они сердцу русского человека… Сейчас множество уральцев на фронте.. И если человеку удастся на выставке увидеть родимые места – горы, озера, леса, Каму – разве не забьется с новой силой его сердце, разве не наполнится оно еще более лютой ненавистью к врагу?... Мне пришлось побывать на оборонных предприятиях и в самом Молотове, и в окрестностях города. На производстве теперь сплошь и рядом можно встретить подростков – вчерашних, а то и сегодняшних воспитанников ремесленных училищ. Ребята эти – совсем нетронутая тема в искусстве. […] Понять облик человека, который борется за свой завод, за свой огород, за свои леса и реки, за Родину в самом большом и благородном смысле слова.
Газета «Литература и искусство», 13 марта 1943 г.: Б. Иогансон «Облик Родины»

В октябре 1945 года коллекции Государственного Русского музея возвратились в Ленинград, а Молотовская художественная галерея вновь приняла посетителей 21 января 1946 года.

В тексте использованы фрагменты статьи главного научного сотрудника Пермской художественной галереи Н.В.Казариновой

Фильм "Бурлаки на Каме" полностью:

-12