И снова я гуляю по своему любимому Белому городу. Сегодня я возле одной из древнейших московских святынь – у храма святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах. У храма, известного с начала пятнадцатого века – с момента, когда здесь построили первую деревянную церковь в честь князя Владимира Святославовича – правнука Рюрика и внука княгини Ольги.
Упоминается она впервые в духовной грамоте 1417 года великого князя Василия Первого – сына Дмитрия Донского.
Веком спустя Василий Третий решил устроить здесь, в районе, называемом Кулишками (или Кулижками, что означало по разным мнениям или заболоченное, топкое место, или лес после вырубки), свою загородную резиденцию, вокруг которой приказал разбить богатые фруктовые сады.
А места вокруг были живописные! Зеленый, цветущий холм, пересекаемый речкой под названием Рачка, с которого вся Первопрестольная и даже дальние окрестности ее как на ладони.
Удивительно, но даже сейчас Ивановская горка – одно из первых мест в Москве, где я нахожу распустившиеся цветы и зацветшую вишню (3 фото).
Кстати, об этом прекрасном цветнике, что устроен на пригорке, у подножия храма, я совсем недавно рассказывал.
В 1514 году Василий Третий издал повеление, чтобы на территории тогдашней Москвы выстроили одиннадцать церквей. И даже лично выбрал зодчего, который его указ исполнит. Им стал знаменитый итальянец Алевиз Фрязин Новый. (Историю целых двух архитекторов по имени Алевиз и с фамилией Фрязин я тоже рассказывал совсем недавно, ее можно прочесть вот в этой заметке.)
«тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…»
И храм святого Владимира, возведенный на высокой бровке некогда протекавшей здесь Рачки, в восемнадцатом веке спрятанной под землю, стал, вероятней всего, первых из них.
Местность вокруг вскоре начала активно заселяться, а резиденцию свою великий князь тогда же перенес в Рубцово-Покровское, остались лишь прекрасные княжеские сады.
А когда в Кремле устроили Новый царский сад, церковь переименовали в Князь-Владимирскую, что в Старых Садех.
А еще в пятнадцатом веке возле храма была учреждена просуществовавшая вплоть до 1711 года...
...Патриаршая богадельня
Сегодня на ее месте стоит двухэтажный домик причта.
С этой богадельней, в которой в разное время призревалось от 41 до 88 человек, связана одна из глав жития преподобного Иллариона:
«в Патриаршей женской богадельне на Куличках по действу какого-то чародея поселился бес… Государь Алексей Михайлович приказал лицам духовного звания совершить в богадельне молитвенный чин изгнания нечистого духа. Но все попытки были безуспешны: бес обличал молящихся в их грехах и стыдил, наводя на них страх…
…Семь недель боролся подвижник с бесом, усердно творя молитвы, освящая воду и повсюду ею кропя. Мало-помалу по молитвам отца Илариона нечистый был изгнан из богадельни и никогда уже там не объявлялся…»
Позднее по мотивам этой истории появилась городская легенда о том, почему колокольня храма Всех Святых на Кулишках напоминает Пизанскую башню. Мол, бес никак не хотел уходить, прыгал с места на место, в какой-то момент угнездился в колокольне стоящей неподалеку Всесвятской церкви, да, разошедшись, раскачал ее так, что она и осталась стоять накренившись к Кремлю.
Вот правда в 1666 году, когда согласно жития преподобного Иллариона случилась эта история, современной колокольни, о которой идет речь, еще не существовало, ее выстроили только в конце семнадцатого века.
Но наша история сегодня касается другой части местности под названием Кулишки и совсем другого храма.
Алевизовский храм простоял около полутора веков, когда его разобрали за ветхостью, а на его месте в 1670-1680-х...
...Выстроили новую церковь
Средства на обновление выделил стольник Иван Иванович Вердеревский – выходец из рязанских бояр, одной из ветвей Мирославичей. В «Ружной книге» 1677 года уже упоминается новый храм с приделом мучеников Кирика и Иулитты, а чуть позднее, в 1689-м освятили еще один придел – святых Бориса и Глеба.
А дальше с храмом начала твориться целая череда горестных происшествий, которая раз за разом меняла его облик. Как будто мало ему было постоянных набегов татар, разорения от польско-литовских интервентов, а затем еще и принявшейся косить Москву эпидемии чумы.
В 1718 году из-за пожара сильно пострадала кровля алтарей, трапезной и основного объема храма. В знаменитом Троицком пожаре, случившемся 29 мая 1737 года, храм выгорел вообще подчистую. Восстанавливала его представительница все того же рода Вердеревских, вдова стольника Федора Петровича Татьяна Федоровна.
И это еще не все! В 1787 году сильнейшая буря едва не сорвала с куполов храма кресты.
А вскоре пришли французы, которые...
...В очередной раз спалили Владимирскую церковь
Войска Наполеона причинили такой великий ущерб, что храм после этого приписали к храму Космы и Дамиана на Покровке, а то имущество, которое в нем чудом смогло уцелеть, передали в Иоанно-Предтеченский монастырь.
Несколько лет церковь стояла закрытой, и под конец её собирались было и вовсе снести «яко совсем ненужную, которая навсегда имеет остаться без прихода». Но трудами статского советника Михаила Вольского удалось отстоять. Тот сумел не только доказать властям духовную и историческую ценность храма, но и взялся восстановить его за собственные средства. Исправить все казалось бы непоправимые повреждения окончательно удалось лишь к 1827 году (12 фото).
Следующее капитальное возобновление храма состоялось в 1874 году благодаря его старосте, Павлу Васильевичу Патрикееву. Казалось бы, совсем немного времени прошло после почти полной реставрации храма. Но теперь он снова нуждался в обширных работах – иконостас буквально разваливался на части от времени, а росписи на стенах и вовсе были уже почти не видны.
В итоге храм имел уже...
...Совершенно новый облик
Да и в советские годы, что горько, но неудивительно, храм испытал новые страдания. Служившие в нем священники Александр Покровский и Владимир Амбарцумов были расстреляны на Бутовском полигоне, а последний его настоятель Сергий Борделиус скончался в Бутырке во время «следствия».
В 1933 году постановлением президиума Мособлисполкома храм закрыли, в 37-м его начали ломать, но снос не докончили. Как сказал один из его нынешних служителей, который рассказывал мне о том самом цветнике, когда рядом с храмом строили новое здание Исторической библиотеки, в самом храме устроили книгохранилище, а площадку возле него всю загадили огромными слоями строительного мусора (7 фото).
Восстанавливать церковь святого Владимира начали к Олимпиаде, а позднее снова передали Церкви. Первое богослужение за много десятилетий в ней состоялось 24 мая 1991 года.
(Фото внутри храма делались в январе 2022 года).
А с высоты, на которой он стоит, сегодня открывается самый лучший вид на Иоанно-Предтеченский монастырь и улицу Забелина.
Когда-то же от Владимирского храма, с его погоста, на месте которого сегодня и разбивается каждую весну прекрасный цветник, обзор достигал до самых Воробьевых гор.
И другие записи о прекрасной местности, которая зовется Ивановской горкой:
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!