Место действия Древний Египет. Но Египет ли? Конечно нет. Египет, название греческое. За 1000 лет до наступления нашей эры в страну начали наведываться греки. И первый крупный город, который они встречали на своем пути, был некий Хикапта (В интернете пишут Хикупта, но переводится он как «Крепость души бога Пта» А то, что можно было бы в данном словосочетании назвать хоть и с натяжкой, душой, все-таки принято называть в современном языке Ка, а не Ку. Так что наши же правила лучше не ломать). В общем, от названия Хикапта, появилось и название страны. Которое со временем трансформировалось в Айгюптос. Наверное, грекам так было удобнее. И по аналогии, всю страну тоже стали называть Айгюптос. Примерно так же страну Московия еще долго по всему миру называли по ее важнейшему городу Москве. Правда эти же греки знаковый город Хикапта потом переименовали в Мемфис, но это уже не так важно.
Однако в те времена, когда случилась моя история, если какие-то предки греков и заглядывали в страну, то никаких своих названий они тут точно не давали. И тогда, почти за полторы тысячи лет до нашей эры страна называлась Та-Хемит (Что означало Черная земля). Черная не в том смысле, что все ужасно, и не потому, что Африка. Черная земля – это жирная, плодородная почва, дающая прекрасные урожаи, богатая и щедрая. Черный, в культуре Древнего Египта всегда был связан с чем-то хорошим, щедрым и могущественным. Поэтому иногда боги или цари на стенах храмов и гробниц изображены с черными лицами. А если уж говорить о плохом цвете, то в Древнем Египте это несомненно был красный. Красный цвет – это песок пустыни (тот, кто был в Египте, помнит, она там и правда бурая, ближе как раз к красной). Красный – это цвет бога хаоса Сетха.
Иногда сами египтяне (особенно не смирившиеся с объединением земель) называли свою страну Та-уи, что означало «Две Земли». Почему так? Потому что всегда Египет (будем все-таки называть страну так, как привычнее) делился на две неровные части. Которые довольно часто в истории страны разъединялись, а потом снова соединялись под сильной властью. Северная Земля – это Дельта Нила, плодородная, болотистая, богатая, застроенная. Мемфис тут был почти всегда одним из важнейших городов, и довольно часто столицей. В периоды правления многих династий именно Мемфис являлся столицей царства. Но у египетских царей довольно часто возникала идея построить свою столицу. Немало их возникло как раз вокруг Мемфиса. Потому что удобное расположение. Известный всем некрополь со знаменитыми пирамидами на плато Гиза – это как раз кладбище великого когда-то города Мемфис. Ну, или Хикапта (как кому нравится). Но во времена моей истории его называли Инбу-Хендж (что означает «Белые стены»).
И забудем на время о Северных Землях, потому что моя история начинается в столице Южных Земель. В городе, который теперь называется Фивы. Во времена правления царя Небмаатра он являлся столицей страны и, разумеется, назывался совсем иначе. Фивы – это тоже греческое название. А на самом деле египтяне этот город называли… Город. Да, так просто. Потому что другого Города они не знали. Потому что даже далекий и прекрасный Мемфис, по сравнению со своим Городом они, видимо, считали окраинным селом. Ну или специально так считали, чтобы уязвить бывшую столицу. А заодно и все остальные города. Очевидно, приезжие из других городов, чтобы как-то сравнять счет старались уточнить, мол, не просто Город, один на всю землю, а Южный город. Тем самым давая понять, что это на Юге у вас один город на всех. А у нас на Севере таких полно. Было и официальное название, конечно. Иногда, очень иногда его даже где-то произносили и даже надписывали. В общем, всякие там, Город называли Уадж. (что-то такое общее в значении Зеленый. Зеленый – это хороший цвет. Это сочные побеги, листва, с зеленым так же связывали вечную жизнь). Но местные жители упрямо именовали свой город Городом. И никак иначе.
Город зеленел на двух берегах реки. Которую жители страны называли… ну да, Рекой. Тут уж без вариантов. Потому что другой реки они не знали и давать название ей смысла не видели. Те египтяне, которые доходили до Ефрата, сильно удивлялись и называли эту реку Неправильной. Потому что она текла не как у всех нормальных людей с Юга на Север, а извращенно с Севера на Юг. А если вдруг на голову египтянина начинал капать дождик, то он считал, что на него изливается Перевернутая река. (Более продвинутые строили теории о протечке небесного свода, и истечении на их грешные головы вод из реки другого мира). Дожди в Египте в те времена выпадали крайне редко (раз в десять лет). Так что удивление египтян и их странные теории на этот счет можно понять.
Возвращаясь к Городу, он делился на два больших района: Восточный город и Западный город. На территории Восточного города туристы посещают Карнакский и Луксорский храмы.
В Западном стоит до сих пор прекрасно сохранившейся Заупокойный храм царицы Хатшапсут, который назывался Джесер-Джесеру («Наипрекраснейшее место», и ведь не поспоришь).
От пустыни его закрывает самая высокая гора Египта, Вершина Запада. Говорят, с нее можно увидеть всю страну. (Врут, конечно).
Еще западный берег знаменит своим некрополем. Известные своими богатствами гробницы Тутанхамона, Юйи и Туйи и Нефертари, находятся там. Кроме того, на Западном берегу было много и других храмов. К примеру, знаменитый Храм Миллионов лет Великого царя Небмаатра, с досидевшими до нас Колоссами Мемнона.
Чуть выше, уже в горах располагалась деревня строителей пирамид Дейр-Эль-Медина («Старая церковь» — это арабское название), а во времена моей истории ее называли Сет-Маат (Место Истины).
Интересно, что арабское название пришло тоже из далеких времен, как раз из правления царей XVIII династии, в которой относился и Небмаатра. Дело в том, что основателем и вечным покровителем этой деревни считался царь Джосеркара (Аменхотеп I). Он много сделал для страны, но, разумеется, его вклад в жизнь строителей и художников, которым он обустроил прекрасные условия для жизни и работы был просто неоценим. Этому царю поклонялись все поколения жителей деревни (которая всегда состояла только из высокообразованных и талантливых архитекторов, художников и ремесленников). Тут ему был поставлен поминальный храм. В котором находилась статуя царя, признанная священным оракулом. То есть в праздничные дни жрецы выносили статую из храма и каждый желающий мог задать ей животрепещущий вопрос. Ответ оракула считался истиной в последней инстанции и не подлежал оспариванию. А вопросы могли задавать разные, в том числе и детективного толка. К примеру, правда ли, что водовоз Пареху увел у медника Хати осла? Ответ оракула в данном случае считался разрешением судебной тяжбы. Которая к тому моменту наверняка зашла в тупик за отсутствием улик и противоречивых показаний сторон. И вот храм Аменхотепу I в этой деревне был настолько знаменит в том числе и своим оракулом, что даже арабы, спустя почти две с половиной тысячи лет после того, как его основали назвали уже разрушенную деревеньку Старая церковь.
На Западной стороне города находилась Школа Супруги Бога, в которой училась героиня моего романа. Это женское учебное заведение, что-то вроде института благородных девиц. В нем обучали грамоте, начатком математики и астрономии, как водится, пению и танцам, основам религии и даже магии. Я расскажу об этом институте подробнее в другой статье.
Кроме того, на Западном берегу располагался новый, выстроенный специально к грядущему празднованию 30-летнего правления царя Дворцовый комплекс – огромная территория с парками, садами, прудами, и строениями. Был дворец царя, а также многочисленные дворцы и поместья Женского дома, в которых жили супруги, наложницы и дети царя. Свои мастерские, свои, разумеется, кухни, свое хозяйство. Дома и дворцы знати, руководящей жизнью при дворе. А также деревня работников, и поселок рабов. Одним словом, город в городе. Перед Дворцом было вырыто огромное озеро, которое теперь называют Биркет-Абу, а во времена царя Небмаарта именовали «Озером Наслаждений». Озеро размером 2000х400 м было вырыто за 15 дней, на 11 году правления царя и преподнесено в подарок его супруге Тии. А она, наверняка же, хотела просто золотую колесницу! Но мужчины, они всегда такие мужчины.
Однако моя героиня живет не здесь. Она родилась и выросла на Восточном берегу, в районе ремесленников, который располагался за Храмом Ипет-Сут. В первом часу дня (6 утра) ее будит тяжелый звук трубы, слетающий с башни храма. Она открывает глаза, над головой, парусом надувается тень натянутой простыни, открывая то одну часть серого неба, то другую. Далеко у горизонта уже открылись ворота Дуата, выпустив в небо нашего мира золотого нового дня.