Найти тему
Чужая жизнь

Воспоминания, которые молчат

Оглавление

Уходят люди, улетают, словно листья с деревьев,
На их место приходят другие - бесконечная смена звеньев,
Строятся новые эпохи, перебирая струнами нервов,
Разрушаются монументы, возводятся новые стены.
Отметается старое, постоянные перемены...
Доброта редеет, а подвиги предаются забвенью.

Давайте помнить! Из воспоминаний о дедушке.

Сашка очень хорошо помнит своего дедушку

Как дед сидел на маленькой кухне, на старом стуле, на нем были очки, сдвинутые на кончик носа, он держал в одной руке свежую газету, а в другой - большую кружку чая. Эта кружка казалась очень тяжелой из-за того, что была почти черная, особенно внутри.

Сашка удивился, однажды увидев ее совершенно белой и сверкающей - бабушка постаралась. И на этой кружке был золотой ободок, который переливался. И семилетний Сашка, когда дед не видел, пытался этот ободок отодрать.

Когда они приезжали в гости к дедушке с бабушкой, бабушка, прихрамывая, подходила к двери и улыбалась, и извинялась, что котлеты уже остыли.

А дедушка так и сидел у окна, только спускал очки еще ниже на кончик носа... Хотя, куда еще ниже? Сашка все ждал, когда они упадут. Потом дедушка откладывал газету, аккуратно стягивал очки, клал их вместе с газетой на подоконник, и нехотя вставал. А краешком губ улыбался. Он рад был гостям, просто не хотел показывать.

Дедушка всегда был чем-то занят

В его сарае было очень чисто. Для Сашки было это в порядке вещей. Все аккуратно расставлено, все по своим местам, ничего лишнего. А лежанку, без которой, по мнению Сашки, никак нельзя в сарае, принесли позже. Дед у кого-то взял ненужную. Сашка помнит те эмоции - заснуть в сарае на самой уютной лежанке. Иначе как? Как можно спать в доме, если тут все богатство?

Уже когда повзрослел, Сашка понял, что как раз таки в сарае у деда было ненормально. У нормальных мужиков должен быть бардак. Как у папы. Правда, папа ничем толковым не занимался. У него в гараже было много чего, но там черт ногу сломит. И инструменты - на всякий случай, раз в году, может, что-то пригодится. Только когда мама его совсем достанет с просьбами.

А вот у деда - там творились настоящие дела. Ремонтировались стулья, тумбочки, или, что еще лучше, делались с нуля. Точились инструменты, подготавливалось что-то для дверей, которые дед кому-то шел устанавливать. И еще много-много чего. Дед делал все, и сарай для него был вторым домом.

Сашке было 13, когда деда не стало

А он все еще смотрел на тот стул у окна, и представлял себе, что дед все еще там, смотрит на него из-подо лба, и молча улыбается.

Через 4 года ушла бабушка. Больше к ним в дом они не ездили. Родители продали его. Даже тот любимый стул деда не забрали, и ту самую удобную лежанку.

Все ушло в никуда.

В один из дней, после продажи, привезли в мешках кучу мусора оттуда. Собирались выбрасывать это старье.

Сашке было почти 18, он мало что в жизни понимал, ветер в голове. Но зачем-то полез в тот мусор, пока родители не видели, вытащил оттуда стопки старых фотографий, дедовы медали... Спрятал их у себя в вещах. Это были его ценности. Память, которую не хотелось отпускать.

По прошествии лет начал понимать многое

Почему дед никогда не рассказывал, как там было - на той страшной войне? Только что-то помнится обрывками, что он был командиром, дошел до Берлина, но это не интересно, говорил дед, и переводил разговор на другую тему.

Был бы дед сейчас живой! Так хочется узнать о том времени, чтобы восхититься им, и сказать за все спасибо, и обнять.

Родители этого не понимают, они всю жизнь на заводе, им трудно, они постоянно ругали бабушку с дедушкой, что те живут для себя.

Разве это для себя, если они столько пережили? Пусть вдохнут воздух, поживут!

Сейчас был главный праздник, Сашка хотел бы поехать на могилу родных

Но не может. Сейчас опять война. Бабушка с дедушкой похоронены на той территории, где сейчас самое пекло. Хорошо, что они не дожили до этого. Они радовались тому, что их дети и внуки живут в мирное время.

Сашке уже за 40. У него семья, ребенок на подходе. Те фотографии и медали он хранит до сих пор.

Жалеет, что мало говорил с дедушкой и бабушкой о той войне. Чувствует себя виноватым, что не интересовался. Возможно, им много чего было бы рассказать.

Пытался с папой поговорить, узнать у него о подвигах деда. Ведь медалей много. Но папа пожал плечами, говорит, отец никогда не хотел говорить об этом, закрывал эту тему.

Почему, Сашка не понимал, пока не случились эти события

Сашка в армии не служил по состоянию здоровья. И сейчас только волонтерскую помощь оказывал, знает многих ребят, которые ушли на фронт. Многие уже никогда не вернутся.

Его близкий друг, Леха, остался жив, но без ноги. Леха говорит, что повезло, потому что практически все его боевые товарищи погибли.

Леха ничего не хочет рассказывать. Закрывается в себе, и злится, когда что-то спрашивают. Говорит, что он эту тему для себя закрыл. Не хочет говорить, чтобы не вспоминать.

Но его жена до сих пор плачет. Рассказывает, что по ночам Леха кричит, подскакивает в холодном поту, и только когда убеждается, что он в безопасности, успокаивается.

Леха никому не рассказывает, что он видел, как там все было. Говорит, спите спокойно.

Людям, которые пережили такое, сложно об этом говорить, потому что снова раны нарывают.

Прошло уже больше года, как Леха вернулся. Он был в первых рядах, когда еще была неразбериха, неопытных молодых пацанов отправляли на передовую, и на следующий день их уже не было в живых. Леха там был 3 месяца, потом столько же восстанавливался. Но такие раны не заживают.

Сашка пересматривал дедовы фото. Там были и боевые товарищи. Много фото, присланных на память. Друзья старели, фотографий становилось меньше, потом - тишина.

Тишина снаружи, а внутри - крик.

Сашка не знает, почему так, почему дед не хотел говорить. Но позже он столкнулся на форуме с такими же историями. Потомки таких ветеранов, как его дед, писали, что те, кто побывал в аду, не хотели делиться воспоминаниями.

Сашка - уже взрослый, но до сих пор помнит деда

Его единственный костюм, который он надевал на 9 мая, медали, которые никогда не снимал с парадного пиджака. Дедушка молча брал цветы, которые давали школьницы, молча слушал поздравительные стихи.

А когда пытались расспрашивать о чем-то, он отмахивался, дескать, каждый так бы поступил на моем месте. И спрашивал у школьников, которые приходили с поздравлениями, а как у них с оценками. И девчонки с мальчишками наперебой хвастались своей успеваемостью.

Наверное, в этом было дедово счастье - видеть, что он прожил свою жизнь не зря, видеть улыбки на лицах детей, видеть мирное небо. А то, что было когда-то... лучше бы никто об этом не знал.

А, может, он не прав? Нужно об этом рассказывать, чтобы не повторилось? Но для него это было больно.

Мира всем!