Найти в Дзене
Mirito

Обзор игры Persona 4 Golden

Оглавление

Оригинальная Persona 4 вышла в далёком 2008 году, тогда она схватила множество положительных отзывов и оставила после себя хорошие воспоминания у большинства людей, которые в игру играли. А через 4 года на PS Vita, вышло Golden издание, дополненное и расширенное. Вышло и сразу стало одной из лучших, если не лучшей, игрой на консоли.

Сегодня я говорю о переиздании, переизданной Persona 4 (а если версия, в которую играл я основана на Steam'овской, то о "Переиздании переиздания обновленной версии оригинальной игры"). Играл я на nintendo switch, и в процессе прохождения убедился в правильности своего выбора. Игра прям создана для портативного устройства (собственно она и создана), и играй я, к примеру, на xbox'е я бы её точно не прошел, уж слишком она не подходит для длительных сессий, для которых старшие консоли обычно используются.

Сразу предупрежу: я не очень хорошо знаком с серией лично. Я наиграл в Persona 5 Royal 30 часов, надеюсь скоро продолжить; знаю, что в Persona 3 лучше не лезть, и наслышан о шедевральности дилогии Persona 2. Поэтому, не ждите от меня, регулярных вставок в стиле: "это было взято из persona 2, но там это работало, ведь сценаристом был Тадаши Сатоми".

Не знаком лично, правда, вовсе не означает, что я незнал об игре ничего. В моём случае о сюжете игры я знал почти всё (а также о других играх 2-ой трилогии Persona). Забегая вперед, могу сказать, что даже не смотря на это, история мне в целом понравилась.

Общая информация

Начнём с основ, для тех, кто об игре не слышал ни разу. Persona 4 Golden - это jRPG слэш симулятор жизни школьника. От первого у нас сюжет и боевая система, а от второго все остальное. Под всем остальным я подразумеваю ежедневную жизнь: в Persona 4 вам нужно планировать каждый свой день, чтобы успеть как можно больше. Если у вас появился вопрос: "Это что получается, мне надо на один игровой день по 12 часов выделять?", то спешу вас успокоить - в среднем день тут занимает минут 7, если вы конечно не идете в данж, о нем попозже. На каждый день вам на выбор дается по 2 действия: это могут быть как важные дела, вроде налаживания отношений с сопартийцами или подработка, так и пустяковые вроде обеда в местном кафе или молитва.

Подработка выбирается на этой доске
Подработка выбирается на этой доске

Что удивительно: я не нашел в игре каких-то бесполезных действий, каждые для чего-то нужны, и вам придется их выполнять. Правда даже если они полезные, интереса они за собой не несут, в отличие от визуально-новельных встреч с персонажами. Они тут называются Social Link'ами, и являются чуть ли не главнейшими причинами не бросать эту игру. Social Link - это, как правило, личная история какого-нибудь персонажа, привязаная к какой-нибудь аркане Таро. Это не простой пересказ прошлого, нет. Обычно Social Link выглядит так: вы встречаете персонажа, с какой-нибудь проблемой, она либо есть сразу, либо быстро появляется после вашего знакомства. Каждый раз когда, вы встречаетесь с персонажем, вы лучше его узнаете, он вам больше доверяет и приближается к разрешению своей проблемы. В обзоре я лишь затрону истории главных героев игры, но уверяю вас "Связи" второстепенных не хуже, а иногда и лучше основного каста.

Так выглядит встреча персонажей. Эта локация, кстати, будет очень часто фигурировать в сюжете.
Так выглядит встреча персонажей. Эта локация, кстати, будет очень часто фигурировать в сюжете.

Сюжет прост: в городе происходят убийства, а затем люди начинают пропадать. Наши герои совершенно случайно узнают о необычной природе этих пропаж: люди попадают в телевизор.

Сами герои получают силы именуемые Персонами, с помощью которых и сражаются с тенями, дабы вызволить человека из плена зомбо-ящика. Что такое Персоны? Долго отвечать, но если вкратце: в 20 веке мужик по имени Карл с фамилией Юнг, предложил архетип Персоны. Дескать это маска, которую человек надевает в разных социальных ситуациях. Если по-простому: с родителями и друзьями вы говорите совершенно по-разному, и ведете вы себя с ними по-разному, даже сами того не замечая. Сценаристы это понятие немного изменили - по лору игры Персона, это, что за всеми этими масками скрывается, то есть "настоящая" личность человека. И получить Персону можно лишь приняв свою Тень, ещё один Юнговский архетип, который, к слову, Atlus почти не изменили. Тень - это вроде как все подавляемое в человеке, его темная сторона. Нужно быть довольно сильным, чтобы принять эту свою сторону. С первого раза, кстати, эту Тень никто принять так и не смог, поэтому когда мы спасаем людей из телевизора, мы неизбежно будем, биться с Тенью этого самого человека. А точнее с монстром, который из этой тенью появляется. Обычная тень выглядит, как точная копия человека, только с желтыми глазами. К слову "ТВ мир" - это продукт коллективного бессознательного, что тоже является теорией Юнга. Если вы будете ориентироваться лишь на эти слова, то в процессе обзора у вас может возникнуть много вопросов, поэтому я рекомендую прочитать про эту тему поподробнее.

Собственно - это все, что вам нужно знать об игре, перед моим рассказом. Обзор будет содержать спойлеры, но не критичные. И даже так, я буду ставить <начало спойлера>алерты<конец спойлера>.

Что Ж, я начну с самого начала…

Мы в шкуре Ю Наруками попадаем в Инабу - типичное Японское захолустье вдали от цивилизации. Родители у нас в командировке, а потому Ю сослали к дяде, чтобы был под присмотром. Позже окажется, что присматривать за героем никто не собирается. В какой-то момент игра вообще скажет нам "Когда Доджимы нет дома, вы можете выскальзывать из дому по ночам. Присматривать, скорее будет Ю, но и тут все не так просто. Видите ли, у Доджимы есть дочь - Нанако. Мама умерла в автокатастрофе, а поэтому вдобавок к весьма натянутым отношением между отцом и дочерью, большую часть времени Нанако предоставлена сама себе. Готовит, стирает, убирает - и в целом предстают перед игроком, как на редкость взрослая и самостоятельная девочка. Она понимает, что её отец пропадает на работе не без причины, и не позволяет эгоизму, свойственному для детей её возраста, завладеть её. Хотя в её Social Link'е она иногда показывает, что все же ребёнок.

Вообще Нанако как персонаж ходит по очень тонкому льду, с одной стороны она дитя, а дети могут очень бесить.

И по началу Нанако кажется как раз таким персонажем, например девочке очень нравится реклама junes, в особенности её джингл. Казалось бы, милая черта, но она продолжает это делать: не раз и не два. И когда ты уже вот-вот готов вырубить в игре звук, лишь бы не слышать её голос, она прекращает это делать. И больше никто и никогда об этом не вспомнит.

А с другой, её озвучка и реплики очень милые и наивные, и не любить её очень сложно. Нанако - хороший пример персонажа ребёнка, в действия и слова которого можно поверить. <начало спойлера>Именно поэтому я считаю часть истории, где Нанако похищают - самой мощной, во всей игре. <конец спойлера>

Тедди

Тедди. Фамилия отсутствует. Сражается Когтями.
Тедди. Фамилия отсутствует. Сражается Когтями.

Но если вы думаете, что в четвёртой персоне, кроме джингла, нет больше раздражающих вещей - то зацените вот эту хрень. О Тедди, бог ты мой как же я ненавижу его японскую и английскую озвучку. И не только озвучку, этот Косолапый костюм в каждой третьей реплике использует какой-нибудь медвежий каламбур. Хотя, справедливости ради, эти вещи появились лишь в английской версии, в оригинале он лишь вставляет своё имя - Кума, куда не попадя.

Ах да я забыл рассказать про Тедди. Тедди - загадочный костюм медведя, пустой внутри, который будет гидом новоприбывших в TV мир школьников. Он не знает кто он. И после встречи с Наруками и остальными он начинает задаваться вопросом: "зачем он живёт?". Ответ на на него он будет искать в своём social link'е, привязанным к аркане Звезда, в течение почти всей игры, и таки найдёт.

Все начинается с босс-файта с Тенью Рисе, о ней чуть позже. Следственная команда не может победить тень, и в этот момент врывается Тедди, делает вот эту непонятную хрень, которую никто объяснять не собирается, и побеждает тень. Потом идет диалог Рисе с её тенью, в стиле: "прости, я была не права, ты тоже часть меня", где-то в процессе этого спича мелькает фраза: "нет никакой реальной меня". Эти слова пробуждают в Тедди сомнения: "а хочет ли он найти правду о себе?". Из этих мыслей появляется тень Тедди - такой же костюм, но с желтыми глазами и, внезапно, не бесячем голосом. Происходит медвежий разговор, который и по структуре, и по содержанию ничем не отличается от диалогов друзей Ю с их тенями. И как и в случае с друзьями Наруками, тень превращается в босса. Самого большого босса из тех, что появились из личных теней членов Следственной команды. Почему он такой большой? Ну, как я это понял: у Тедди очень мало жизненного опыта, по эмоциональному развитию он похож на ребёнка, и я где-то слышал, что когда у детей случается неприятность, то, из-за невозможность сравнить это с чем то другим, они являются самыми несчастными существами на свете в этот момент. После битвы Тедди принимает свои тень и получает персону, после чего он в первый раз отправляется в реальный мир вместе со школьниками. А там оказывается, что Тедди вдобавок к Персоне получил ещё и человеческое тело. Ах да, я не сказал: в общем при первой встречи Медведя с Юске последний попытался посмотреть внутрь костюма, и ничего там не обнаружил. Однако теперь внутри костюма содержится вот такой блондинчик, со все тем же противным голосом.

Как так получилось? Ну сразу предупрежу: сейчас я расскажу вам нагло стыреную у JasonTheBlend теорию. Так вот, по Юнгу построение личности выглядит следующими образом: сначала человек рождается и у него есть лишь тело, без какого-то сознания и осознания, после этого у него появляется Я, как роль в обществе, к примеру: я - ребёнок своих родителей. Потом, когда дитя научились говорить и не только с родителями, у него появляются персоны - маски, которые он надевает во время общения. И в самом конце, где-то в подростковом возрасте, у него появляется тень - все те вещи, которые человек прячет в себе и не подозревает об их существовании. После прохождения всех этих этапов человека можно считать полноценной, сформировавшейся личностью. Тедди прошёл ровно обратный путь становления личности. От тени, до персоны, до тела.

-8

Путь этого медведя сам по себе бредов, но в один момент он просто превращается шутку. Знаете в какой? <начало спойлера>Когда выясняется, что Тедди - это тень. То есть подавленные личность человека, которая подавляется личным Я. Ещё раз, Тедди - это скрытая личность подавленная личным Я, которая приняла свою скрытую личность подавленная личным Я, чтобы заиметь Персону - внутреннюю маску, иллюстрацию внутреннего Я. Чтобы из этого отрастить это самое личное Я. Это выглядит как издевательство над Юнгом. И имеет смысл только если неё думать об этом больше 15 секунд.

И тем лучше, что единственный такой момент в игре. Остальная медвежья история развивается как надо: Тедди сбегает от друзей в TV мир и там узнаёт о своём темневом, простите за каламбур, прошлом, возвращается к Следственной команде, ожидая, что те отвергнут его. Все конечно говорят: "Тедди, неважно кем ты был - важно кто ты есть сейчас". Медведь благодарит их и понимает: у него есть друзья, а остальное неважно.<конец спойлера>

Клишированно, но не самая плохая история о буратино. А самое главное - это не становится центральной темой игры. А кстати о чем игра?

Тема игры

Persona 4 Golden - это игра о поиске правды. Это прослеживается чуть ли не в каждом аспекте. Об этом нам говорит Игорь, в Social Link'ах Ю помогает персонажам понять, чего они действительно хотят, боевая композиция называется "Reach Out for the Truth", не говоря уже о тумане: он надвигается на Инабу и символизирует желание общества жить во лжи.

Игорь (тот, что снизу). Будет наблюдать за нами весь путь.
Игорь (тот, что снизу). Будет наблюдать за нами весь путь.

Я уже не раз упоминал Следственную команду: это группа людей с Ю Наруками во главе, которые идут против желания общества о бытие во лжи. Таких иногда называют трикстерами…, а не, это было в другой игре.

В общем после получения новых деталей дела, о которые, по понятным причинам, полиции сообщать нежелательно, появляется social link, который в меню значится как "Investigation Team" и привязан он к аркане Дурак, к ней кстати привязан и сам Ю. Сама связь будет прокачиваться по сюжету, а в, скажем так, очень важный для истории момент, при определённом условии она эволюционирует в другой Social Link - "Seekers for the Truth". И смысла этой эволюции лично я не понял: в смысле, мы находимся в той же группе людей, отношения, с которой, я напомню, уже достигли максимального уровня взаимопонимания, и вдруг, когда цель у героев меняется, появляется новый social link, который ещё и привязан к другой аркане.

Итак, первоначально в команде состоят Юске, Чие и сам Ю, которого с самого начала окрестили лидером. Чуть Погодя к нам присоединится Юкико, а дальше, каждый месяц-полтора каждый человек, которого мы спасли будет присоединяться к нам. В итоге в телевизор ходить с Наруками будут: Юске, Чие, Тедди, Юкико, Канджи, Ризе и Наото.

И лично я считаю, что эти люди - лучшая часть игры. С ними интересно, они прописаны и их хочется узнать получше.

-10

Про друзей.

Особо подробно про их social link'и я рассказывать не буду, но парочку слов о каждом у меня найдётся.

Юске Ханамура

Сражается кинжалами. Изначально гаечными ключами.
Сражается кинжалами. Изначально гаечными ключами.

Для начала Юске, как и Ю, переехал в Инабу пару месяцев назад из-за отца, который получил должность директора местного отделения торгового центра Junes. Юске из-за своей подработки в Junes у местных не в почете, и их отчасти можно понять. Просто пройдясь по улице можно заметить кучу закрытых магазинов, а поговорив с местными, можно уловить вайб ненависти к Junes.

Игрой Юске представляется как несчастный человек, с которым никто толком не общается, а сам он надевает фальшивую улыбку. Насчет общения понятно: у него есть лишь один друг (Чие и Юкико не в счёт, они одноклассницы, и для них Юске скорее знакомый) - Саки Кониши.

Саки Кониши. Вторая жертва убийства.
Саки Кониши. Вторая жертва убийства.

И Юске любил её. Да. А потом она умерла. Мы пошли в телевизор, где услышали её призрака, который говорит: "Я общалась с Юске лишь потому что он - сын директора". Эти слова вызывают тень Юске. Тень говорит: "Я пошёл в телевизор не из-за желания узнать побольше о смерти Саки, а потому что подумал, что это будет интересно". Юске все отрицает, Тень напирает на него, и Юске произносит: "Ты не я!". Тень становится монстром. Мы его побеждаем. И Юске принимает тень получая Персону.

И с все Юске было бы хорошо: он личность, у него есть безответная и мертвая любовь, а его social link показывает историю становления заново, что часто бывает интересно. Вот только есть один момент, из-за которого я так и не смог проникнуться его историей.

Готовы? Так вот: Юске не грустит о смерти Саки. Вообще. Вы возможно скажите: "Но ведь он слышал, подавленные мысли Саки о том, что она его ненавидела, наверное, Юске перестал любить Саки после этого", и это имело бы смысл, если бы в игре прямым текстом не было бы сказано, что Юске все равно на причину, по которой Саки с ним говорила, и он все также остался ей благодарен. Так почему он не высказывает никаких признаков сожаления? Это очень бесило меня при первом десятке часов. И в какой-то момент я забил: может быть школьники бессердечные, а может игнорирование проблемы для них выход - нету смысла рассуждать.

И я сосредоточился на всем хорошем, что есть в истории Юске. А оно тут есть. Social Link Юске это история о человеке, пытающимся найти своё место в этом городе. И хотя результат предсказуем, это все равно было приятная история. Плюс, это единственный Social Link, где я поступил так, как хотел поступить.

Блин, хотел вроде коротко, а получилось на 4 абзаца.

Чие Сатонака

Чие Сатонака. Сражается ногами.
Чие Сатонака. Сражается ногами.

Дальше у нас Чие - и о ней можно сказать куда меньше. Чие - бойкая спортсменка, любящая фильмы про кунг-фу и мясо. А ещё она завидует Юкико из-за её женственности, саму Чие природа женственностью обделила. Это все, что я могу о ней сказать. Ещё она не знает, что хочет делать в будущем, но так же не знают и много других персонажей игры - поэтому не в счёт. Зависть эту выскажет Тень Чие, как ещё одну скрытую мысль - Чие считает Юкико беспомощной без неё. Чие все отрицает, Тень напирает на неё, и Чие произносит: "Ты не я!". Тень превращается в монстра. Мы его побеждаем. И Чие получает Персону.

Поскольку игра не хочет развивать тему созависимости вспомнит она об этом лишь раз, когда Ю с одноклассниками будет в мире Юкико.

Из-за своей любви к кунг-фу фильмам, школьница постоянно тренируется, а в Social Link'е пытается понять - зачем ей эта сила. И лично я считаю, что эта связь кончается ничем. Ну, то есть в конце Чие конечно поймет, что сила ей нужно, чтобы защищать дорогих ей людей. Но что именно она собирается для этого делать она не рассказывает.

Но мы все же узнаем, для чего ей нужна сила. В самом конце игры. Чие хочет стать полицейским. Допустим. Вот только чтобы узнать об этом нужно полностью прокачать её social link, верно угадать убийцу, победить босса Мари, и играть на современных платформах, потому что, как я понял: счастливый финал можно получить лишь в golden версии (нет, в оригинале тоже можно). И из основной пати, этот social link, единственный который приходит в никуда. Остальные имеют внятную концовку. И яркий тому пример - Юкико.

Юкико Амаги

Юкико Амаги. Сражается веером.
Юкико Амаги. Сражается веером.

Юкико - девушка немного не от мира сего - не знает элементарных вещей и имеет отвратительное чувство юмора. Возможно, виной тому её воспитание - Юкико воспитывали как идеальную японскую красавицу: тихую, скромную и трудолюбивую. Её родители - владельцы традиционной японской гостиницы - единственной достопримечательности Инабы. Интересно, что если Юкико разозлить, то она вовсе не будет тихой и скромной.

Юкико тесно связана с традициями. Но она считает, что предлог в этом предложении лишний. Впервые об этом нам поведает её тень Юкико. Появилась тень в ТВ мире, но в отличие от предыдущих личностей в телевизор Юкико попала не по своей воле: её похитили. Чуть ранее Тедди, говорил: пока в ТВ мире все покрывает туман, тени (маленькие, а не личные) людей не атакуют, это правда лишь условность, так как на игрока тень лезут очень охотно, но допустим. А когда тумана нет тени становятся агрессивными, и убивают всех кого видят. Так вот, когда туман уходит из ТВ мира, он перетекает в Инабу, а в городе туман появляется после нескольких дней непрерывного дождя. Если не спасли человека, до того как в Инабе появился туман - игра окончена, и тут либо ваш save часовой давности, либо Игорь предложит откатился на неделю назад.

Ваша любимая передача в Persona 4
Ваша любимая передача в Persona 4

А, точно, Юкико. В общем её похитили, и на midnight channel появилась тень Юкико, которая объявила, что ищет себе принца. Чие, как лучшая подруга Юкико, крайне взбешена, а потому мы отправляемся в телевизор, где нас встречает первый в игре данж. Он представляет собой рандомно сгенерированные коридоры королевского вида. На последнем этаже нас встречает тень, что, кстати, безумно тупо: получается, что они просто ждали героев в зале в течении неизвестного количества времени. Тень говорит: "Я ненавижу традиции, ненавижу гостиницу, и ненавижу родителей, которые заставляют меня пойти по их стопам! Я хочу уехать из этого города, но слишком я слаба для этого, поэтому мне нужен принц, что унесёт меня отсюда, плевать куда, главное подальше". Юкико все отрицает тень напирает на неё и Юкико произносит: "Ты не я!". Тень превращается в монстра. Мы его побеждаем. И Юкико получает Персону.

И нет, это не я использую один и тот же шаблон, вставляя нужные имена и реплики. Это игра повторяет одну и ту же ситуации из раза в раз.

В отличие от Чие, про проблемы Юкико игра не забывает. В её social link'е она поставит себе цель - уехать из Инабы. И упорно к ней идёт усердно учится, и не только школьным предметам. Ю также вынужден будет выслушивать душевные разрывания Юкико: "эти люди были так добры ко мне, а я их покидаю". Однако, конечно, проблема чуть глубже, чем кажется. И на самом деле Юкико не ненавидит своих родителей и источники. Это поймём и мы и она в предпоследних двух пунктах.

В общем на Юкико налетают репортеры, которые снимают передачу про странные места. В марте на горячих источниках Амаги, произошло убийство, одно из тех, что запустили цепочку, которую мы расследуем. Они пытаются вымынить у Юкико разрешение на съемку в очень грубой форме. Не без нашей помощи она даёт понять: к дому Амаги лучше не лезть. И буквально в следующую встречу, она говорит о своём решении: "Я остаюсь". Когда я об этом рассказываю это выглядит как очень быстрое решение, но на практике я ощутил её сомнения, и её будущее решение стало для меня очевидным.

Те саммые репортеры. У Юкико, кстати, довольно сильный характер.
Те саммые репортеры. У Юкико, кстати, довольно сильный характер.

Кстати в игре есть возможность романсить. Да вы все правильно поняли.

-20

В отличие от большинства social link'ов история Юкико - это не поиск правды. Девушка уже знает кем хочет быть, где хочет быть и даже примерное понимание "как" она хочет чего этого достичь у неё имеется. Тут у нас скорее переосмысление. Причем оно происходит внезапно - это не очень хорошо для истории в художественном произведении, но в это можно поверить, ведь так в жизни и бывает. Юкико был нужен выбор. Ведь её бесило предопределенность и рассчитанность её жизни. Теперь же она будет управлять источниками, потому что сама так решила.

К слову Юкико не умеет готовить. Вообще. Собственное, как и большая часть каста. Еда и готовка - это вообще излюбленная тема сценариста Юичиро Танаки. Вот неудачный карри, вот Нанако пробует приготовленные школьниками блюда, а вот торт - единственная вещь, которую девочки сделали нормально. Готовить тут умеет Наруками - на этом даже завязана механика, которая позволяет прокачать отношения со школьными друзьями. И Канжи.

Канжи Тацуме

Канжи Татсуме. Сражается плоскими объектами. Например стальными плитами или складным стулом.
Канжи Татсуме. Сражается плоскими объектами. Например стальными плитами или складным стулом.

Канжи представляется нам таким стереотипным панком - у него соответствующая его образу одежда, он груб, а по телевизору рассказывается о его недавнем поступке - разгроме банды байкеров. Сомнения касательно него появляются, когда на том же телевизоре звучит фраза: "сделал он это, из-за шума от байкерской банды, который не давал уснуть его матери". В этот момент уже можно понять: он не просто панк. И это действительно так: Канжи - это вероятно интереснейший из персонажей persona 4. И скоро я поясню почему, но сначала - немного предыстории.

Как я и сказал Канжи появился на телевизоре, а значит - он будет похищен. После его пропажи на midnight channel появляется Тень Канжи. И да, теперь у всех похищенных личностей на телевизоре будут появлятся такие вот "телешоу". Слова сказанные Тенью можно свести к: "Поймайте меня если сможете!".

И вот на этом моменте меня - игрока, который ожидал повторения старого доброго: прийти в TV мир и за день зачистить весь зал, ждало неожиданное испытание. Поясню: Тедди пытается почуять запах недавно появившегося данжа, но не может: видите ли, информации ему не хватают. И нас выбрасывают в город искать информацию о Канжи. Нам дают лишь одну подсказку: поговорите с местными.

Звучит не сложно - скажите вы. А вы сами попробуйте - скажу я. Опрашивать надо по порядку, который не поддается никакой логике. В случае Канжи все не так критично: нужно лишь спросить двух людей, среди которых мать Канжи. Но с каждой следующей жертвой, это становится все сложнее, а смысла в этом все меньше. В последний наш опрос нам вообще придётся услышать каждую реплику 20 NPC, при этом абсолютно нелогичный порядок не исчезает. И если раньше мы сами, что-то узнавали о жертве, то тут игра просто говорит: вы узнали достаточно. Короче я гуглил, и вам того советую.

После того, как мы собрали информацию Тедди, вынюхивает дорогу к данжу. Данж представляет собой сауну. И это все, что я могу о нем сказать.

Тень Канжи, выглядит также, как она и выглядела на телешоу - в одном полотенце. Её слова сводятся к: "У меня очень женские увлечения и это ненормально, быть может я… нетрадиционнен?" Канжи все отрицает, Тень напирает на него, и Канжи произносит: "Ты не я!". Тень становится монстром. Мы его побеждаем. И Канжи принимает тень получая Персону.

Social Link Канжи интерес. Даже очень. Интересен он своим темпом и постепенностью. С каждым разом Канжи становится все добрее и добрее, все ближе и ближе к понимаю, что ему делать. Как я и говорил у Канжи не совсем те увлечения, которые люди привыкли ассоциировать с мужчинами. В отличие от одежды и образа, которые настолько стереотипны, что рядом с ними фраза: "в баскетбол играют только черные", выглядит объективнее некуда. Почему такое различие? Как и в игре, я отвечу вам в конце рассказа о Канжи.

Так вот, из-за своих увлечений, вроде шитья и рукоделия, друзья-мальчики отвергнули Канжи, но девочки его к себе не приняли. Поэтому друзей у Канжи не было. До встречи с нами, разумеется. Над Канжи часто смеялись, и из-за этого он часто ввязывался в драки, так он и получил репутацию панка и траблмейкера. Что мне показалось интересным: даже несмотря отсутствие друзей Канжи вполне неплохо себя чувствовал, с Наруками и остальными конечно лучше, и тем не менее. Лично мне кажется, что это из-за его мамы - имени я не помню, но фамилия у неё Татсуми. Канжи очень любит свою маму, но не способен нормально это выразить. А Татсуми в свою очередь искренне беспокоится о сыне, и, в отличае от того же сына, она показывает свою обеспокоенность. И именно поэтому я считаю, что отсутствие друзей Канжи не помешало, у него есть любящая мать - чего еще для счастья надо?

Social Link Канжи вертится вокруг мальчика, который… идиот, по другому неё выразиться. Его подруга одолжила ему своего плюшевого кролика. Во время прогулки с этим самым кроликом, к нему подошёл то ли знакомый, то ли друг и сказал: "ты что, девочка раз играешь с этим?", мальчик тригернулся и выбросил кролика в реку. А теперь сидит на лавочке и рыдает: " я не могу его найти! Что я скажу подруге?". Как я и говорил - идиот.

Канжи, в очень гопнической свойственной ему манере, предлагает мальчику помощь в поиске кролика. У него не получается, но он обещает возместить потерю. И возмещает. Игрушкой превосходнейшего качества, сделанной самим Канжи. Мальчик в восторге, и с каждым новым разом просит у Канжи все больше и больше игрушек. В конце-концов Канжи решает открыть свои классы по шитью.

Я люблю рут Канжи за его информативность. Нам показывают отношения окружающих к Канжи, и Канжи с окружающими, не уделяя этому много времени. С каждой новой встречей мы узнаем Канжи чуть лучше, и тут же видим как он изменяется. Это - один из немногих social link'ов, которые используют данный формат рассказа истории на полную.

Уже привычный нам элемент по предшествующем social link'ам "правды" тут показан в поиске, но не совсем. Видите ли: перед смертью отца Канжи он сказал ему: "будь мужиком", как именно это сделать он, правда, не пояснил. А потому у Канжи случился диссонанс: с одной стороны его увлечения, а с другой - слова отца. В силу возраста, Канжи воспринял слова в лоб: оттуда и стереотипный внешний вид. И именно из-за этого "диссонанса" я считаю, что в Social Link'е Канжи выбирает правду, а не ищет или принимает её. Помимо него кстати выбирает еще один персонаж.

Рисе Куджикава

Рисе Куджикава. Персонад поддержки.
Рисе Куджикава. Персонад поддержки.

Рисе у нас Айдол, которая взяла бессрочный отпуск от шоу бизнеса. По её словам отпуск она взяла по причине: "Ризета (её сценический псевдоним) это не реальная Я, а я хочу её найти". Как и весь остальной местный каст, первый шаг на пути к поиску себя Рисе делает принимая свою тень.

Тень выглядит как Ризетта, но в очень откровенном наряде. Ни её слов на "Телешоу" ни любых других я не помню, что многое говорит, о Рисе как о персонаже.

-24

Я должен что-то говорить, о том как она попала в ТВ мир и получила Персону? Хотя стоит и упомянуть, что вот тут игра смогла меня таки удивить. Ведь сразу после получения персоны Рисе, появилась Тень Тедди, о чём я уже рассказал.

В истории Ризе, девушка выбирает одновременно две вещи: хочет ли она вернутся в шоубиз и кто является ли Риззета частью её.

Да. Да является. Об этом она сказала ещё когда приняла свою тень.

Social link Ризе самый ленивый. Тут сразу же угадывается конец, а история очень плохо подана. Эта связь, лучше любой другой показывает нам минусы данного формата рассказа истории. Тут Рисе не просто топчется на месте, она шагает взад вперёд, только затем, чтобы в самом конце сказать нам о своём окончательном решении известном игроку ещё до начала этой Социальной Связи.

И спасает лишь сама Рисе. У неё приятный голос, что неудивительно - она же певица. Она постоянно шутит, а реплики её так написаны, что хочется их читать. Жаль правда, что незачем.

И тем лучше, что из Следственной Команды, этот Social Link единственный такой невразумительный. И последний из членов держит марку.

Наото Широгане

Наото Широгане. Использует револьвер.
Наото Широгане. Использует револьвер.

Наото - второй по интересности персонаж после Канжи, по нескольким причинам. <начало спойлера>Во-первых: это она.<конец спойлера> И что дизайн, что озвучка делают все, чтобы вы не догадались об этом. Если бы я не знал сюжет наперед, я бы не догадался.

Во-вторых: Наото - детектив. Она расследует тоже дело, что и мы, и о нашем к нему причастию догадывается почти сразу. Несколько раз она нас допрашивает, а затем и сама попадает в ТВ мир: её, конечно, похитили, но она и сама была не против.

Её тень одновременно показывает как и "детскость" Наото, так и на её желание быть иного пола. Детскость Наото подсознательно чувствует так, как работает детективом в очень малом возрасте, ей где-то 16, как и Наруками. А желание быть другого пола, вызвано её представлению о профессии детектива, которая включает в себя исключительно мужчин.

Тень предлагает Наото операцию по смене пола. Наото все отрицает, Тень напирает на неё… да ладно-ладно больше не буду.

Social Link Наото не лучший, но все же интересен. Дом Широгане ограбили, вынеся при этом лишь личные вещи Наото. А сам преступник оставляет девушке (и нам) подсказки. Ищем мы всякие гаджеты для, которые Наото сделала будучи маленькой. Подсказки кстати написаны в виде загадок разной степени интересности.

Мне показалось интересным малое количество персонажей, которые появляются в этой связи. Это весьма камерная история и тем проще увидеть личностный рост Наото. А человек, имеющий большее влияния на рост Наото, вообще не показан. Если бы ещё он не угадывался со второго пункта вообще была бы красота.

Вы возможно обратили внимание на бредовость формулировки "взяли только вещи Наото", я скажу больше: семья Широгане даже в полицию об этом не сообщают, честно не помню почему именно. В общем "вором" оказывается дедушка Наото. Он хотел напомнить Наото о том, как в прошлом она с интересом относилась к своей работе. Он также помог осознать Наото, кто она. Наото - это Наото. Безо всяких ярлыков вроде: детектив, ребенок или женщина.

Эта история показалась мне очень… очевидной. Может дело в клишированными финале, может в несложных загадках, где решение ну прямо таки бросается в глаза, а может дело в изначальной абсурдности ситуации, из которой сразу вытекает верное предположение, которое, по идее, должно быть неожиданным, но эта история была для меня очень предсказуемой.

Пример загадки. Варианты ответов: загадка, почтовый ящик и козёл. Как вы думаете?
Пример загадки. Варианты ответов: загадка, почтовый ящик и козёл. Как вы думаете?

И нет, я не знал каждую деталь каждого Social Link. Я знал об истории, да и то лишь в общих чертах, а о персонажах у меня была только общая характеристика не затрагивающая их истории.

Вот я и рассказал об основных персонажах: их истории не шедевральные, но зато сами они очень симпатичны, мне действительно понравилось проводить с ними эти наиприятнейшие 100 часов. Понятное дело я рассказал о них далеко не все: я все таки хочу, чтобы вы сами в игру поиграли.

Что есть кроме текста?

Поскольку сейчас я говорил лишь о нарративе, у вас вероятно возник вопрос: "А это вообще игра?". Да это игра. И мотивация игрока выполнять здесь любое действие будь то рыбалка или встреча с другом обусловлена геймплей ным преимуществом, которые дают эти действия.

Работает это так: вы отвечаете на уроке и получаете за это очко параметра, всего таких вот "черт личности" пять: экспрессия, эрудированность, шарм, смелость и умелость.

-29

Кстати недокаченность определенных параметров блокирует возможность выбора реплик привязанных к этим чертам. И если вы попытаетесь выбрать недоступную реплику, то Наруками скажет вам "Мне не хватает вот этого, чтобы сказать это". Насколько я понял такая вот "фича" есть только в четверке, и как же она меня выбесила, когда в одном диалоге я дважды не смог сказать то, что хотел потому, что видите ли смелости у меня не хватает. Я имею в виду, это же разрушает и так очень хрупкий ролевой отыгрыш. Даже если это убрать у черт характера всё ещё есть функция: с недокаченным вы не можете продолжить Social Link, требующий этого параметра. Даже смысла в этом больше: к примеру как-то раз Нанако попросила объяснить её почему люди умирают, а игра сказала, что мне придется прочитать пару книжек перед этим разговором. Вот с этим я согласен. Но вот блокировать реплики в диалогах - это чушь, и раз в пятой части такой хрени нет, могу предположить, что я не один так думаю.

Про что я там говорил? Ах да, про геймплейные преимущества от общения. В общем система такая: вы проходите очередной этап social link'а, и игра говорит ваши отношения вышли на новый уровень, теперь вы можете создавать персон такой-то арканы и получать к ним больше опыта. На финальном, десятом уровне, вы получите возможность создавать мощнейших персон той арканы, к которой social link и привязан. А у членов следственной команды персоны эволюционируют, приобретая новый внешний вид, способности и статы.

И раз уж речь зашла про Персоны, то давайте я наконец расскажу о геймплее. Persona 4 - это классическая jRPG с пошаговой боевой системой. Причем без наворотов. Тут расположение врагов не влияет на эффективность атаки, а над каждым новым ходом можно думать неограниченное количество времени.

Интерфейс тут удобством не отличается
Интерфейс тут удобством не отличается

Главной фичей боевки всех Person с третьей части является упор на слабости. Работает это так: допустим перед вами несколько мобов, скажем: два ледяных и один огненный; используя одну из персон Наруками, он, кстати единственный персонаж способный персон менять. Так вот, после успешной атаки льдом огненного, он вырубается, а игра даёт вам дополнительный ход, который вы вероятнее всего, используете каста огненной магии на ледяных противников. После того, как все противники будут в нокауте, вы сможете провести так называемую all out attack - по сути просто нелепая групповая атака. И это основной порядок действий, который котируется игрой. Понятное дело, что есть куча нюансов вроде критов блоков и спец атак, но это все лишь добавки к тому, что уже есть.

Перед All Out атакой появляется вот такой Арт. Он кстати меняется в зависимости от времени года. Тут персонажи в летней форме.
Перед All Out атакой появляется вот такой Арт. Он кстати меняется в зависимости от времени года. Тут персонажи в летней форме.

С этой боевкой у меня 2 проблемы. Большая из них - это однообразно. Это весело первые десять часов и работает в качестве перерыва от трёпа с друзьями и прочими, но вообще не подходит для 2-3 часовых вылазок в данж. Каждый раз нужно действовать по одному и тому же алгоритму, изменяя лишь типы атак, и изредка подхиливаясь. И это утомляет. Причем боевку можно сделать интереснее не отказываясь при этом от системы слабостей. Это хорошо сделанно в дилогии Octopath Traveler. Простой, но крайне эффективное изменение, позволило боевой системе в "Восьмепутьном путешественнике", быть комплекснее и интереснее, чем в Persona 4. Жаль правда, что лишь боевка там хороша. Зато там хотя бы есть челлендж, в отличие от Persona 4.

Игра лёгкая. Даже очень. А это говорит человек, что прошел её на Харде. Вообще на кастомном Харде, с чуть повышенном исходящем уроном, но сути это не меняет.

Всех боссов кроме первого, я валил с первой попытки, при этом не напрягаясь. Но это ещё что: когда к вам присоединяется Рисе игра превращается в прогулку. В очень однообразную прогулку, где даже сундуки помечаются. У всех врагов сразу показаны их слабости и атаки, а сама Рисе может в любой момент появится и дать бафф всей команде или восстановить ману. Вот за ману кстати спасибо: её не хватает никогда. А восстановить её та ещё задачка. Я нашёл два более-менее рабочих способа. Один малоэффективный, это покупка напитков, а другой очень и очень дорогой, серьёзно я каждый раз платил этой жадной лисе по 100 тысяч йен. Цену вроде бы можно снижать проокачивая social link, но игра не даёт вообще никаких намеков как выполнить вот это поручение.

В игре где-то 50 NPC. Нужно найти нужного поговорить с ним. Он появляется лишь в определенные дни.
В игре где-то 50 NPC. Нужно найти нужного поговорить с ним. Он появляется лишь в определенные дни.

Ближе к финалу с маной конечно становится проще, как я и говорил, у Рисе есть навык восстанавливающий 10% sp после каждого боя, что несомненно помогает. Кстати, бои не случайны: это значит, что рандом энкаунтеров нет. И спасибо за это большое, ведь теперь игру не тянет выключить после 2-ух минут в данже. Заместо случайных сражений у нас теперь намеренные, с неким элементом стелса. Стелс - это конечно слово громкое, по сути это просто игра на "сможешь ли пырнуть врага сзади пока он тебя не заметил", в случае удачи игра даёт вам 2 хода подряд.

Музыка

Бьёмся мы под 2 песни: хорошую и отличную. И хотя они повторяются часто, они мне не приелись. Хотя я и предпочту "time to make history" из экранизации, той же песне из игры.

С музыкой тут вообще порядок. Могли бы конечно и больше написать, не спорю, но вспоминая как игра выглядит, количество музыки уже не кажется таким уж допущением. Невокальный OST, хорошо подчёркивает происходящее на экране, особенно в моменты обсуждения ситуации.

Под эту ситуацию вот это: https://youtu.be/tHIQdXyNxwY, ложится идеально
Под эту ситуацию вот это: https://youtu.be/tHIQdXyNxwY, ложится идеально

Хотя и было пару моментов, когда смена музыки очень сильно била по ушам, в целом, она полностью под настроение происходящей сценки.

В принципе все музыка после прохождения игры характеризуется одним словом: привычно. Это не значит, что она приедается, она просто становится хорошо знакомой.

Мультики

Вокальных треков тут немного. И когда я о них говорю, сразу после "боевых" песен, вспоминаются Опенинги. Да именно опенинги, тут их два, по одному на каждую версию игры.

Тот, что из 2008 офигенен. Особенно он офигенен на фоне той, с позволения сказать, анимации из Persona 3. Мне очень нравится как тут сочетаются музыка с картинкой, создавая при этом очень и очень бодрый ролик, за которым совершенно незаметно пролетают полторы минуты.

У Опенинга Golden в свою очередь есть хорошая картинка… и все, больше у него ничего нет. Кому-то он конечно может понравиться, но я считаю, что в нем все слишком медленное. Поэтому он мне совершенно не нравится.

Раз уж я упомянул про местные заставки, то надо рассказать и про кат-сцены. Их тут немного, и на них явно выделялось очень мало денег, не Persona 5 the Animation конечно, но все равно плохо.

Не смотря на все это, кат-сцены, однако радуют, они, как и сама игра, милы и приятны, а если это кат-сцены сюжетные, вообще хорошо так, как какая-никакая постановка появляется только тут. Серьезно, в этой игре нет ни одного момента, где сцена не состояла из задника и стоящих друг напротив друга болванчиков. В пятой части, это в целом тоже так, но из-за того, что там у игры есть стиль, оно выглядит органично. И я бы не обратил на постановку внимания, если бы ни Social Link'и. В них все выглядит как малобюджетная чушь, из-за этого редкие "драматические" моменты выглядят несколько комично. И с этим я, как и со многими другими вещами в этой игре, смирился.

Вот это вот "смирился", я считаю главной проблемой игры. Она требует от игрока слишком многого. Я говорю не про сложность и не про умственные способности, они тут не требуются. Я говорю про время и неудобство. Играя в Persona 4 на больших платформах вы должны быть готовы принимать и мирится со многими вещами. Вещами неудобными и бесющими. И это одна из причин, почему пятая часть лучше четвертой. Там есть такие вещи, да. Но они воспринимаются как неотъемлемая часть игры.

Я уже говорил, что играл на свитче и что считаю эту платформу лучшей для игры в Persona 4. Потому, что порой, четверка напоминает мне мобильную игру, в которую само то зарубится минут на 10 минут лежа на диване, а затем отключить и продолжить через час или 2.

Я не разделяю всеобщего мнения о "Шедевральности" этой игры. Я лишь считаю, что она хороша, но не более.

Каждый раз задумываясь о моем отношении к Persona 4, я не могу понять, кому её рекомендовать? Новичкам? Возможно, но тут слишком много вещей, из-за которых они могут быстро бросить эту игру. Любителям jRPG, которые никогда не касались серии Megami Tensei? Тоже мимо, ведь в этой серии есть Nocturn, SMT V или Soul Hackers 2. Единственный вариант, который кажется мне реальным: это люди, которым не хватило Persona 5 и Strikers. Если сравнивать их бок о бок, они во многих элементах похожи, и людям, которые хотят больше "персоны", вполне может зайти. Бесячие моменты они готовы будут терпеть, ведь не играть же в Persona 5 по второму кругу, правда?

Я не отношусь ни к какой из этих категорий. Я прекрасно знал, что получу от этой игры: простенькая история с приятными персонажами суммарно на 100 часов. И получил. А потому не жалею ни о Песо, потраченном на эту игру.

Стоила того
Стоила того

Сюжет (не совсем)

Я часто упоминал об истории, подробно я о ней не рассказывал. А все потому, что никак не могу определится, хочу ли я о ней рассказывать? С одной стороны это довольно слабый представитель детективного жанра, и сюжетов jRPG в частности. А еще я не хочу вам её сильно спойлерить, да в ней есть что. Причину рассказывать о сюжете, я вижу лишь одну: это часть игры. Такая же как Боевка, Social Link'и или тайм менеджемент. Она важна для понимания картины. Поэтому я все же расскажу о ней, я буду спойлерить, и весьма критично, но обо всем я рассказывать не буду. Я тут не историю серии делаю, за этим идите к Филинову или к уже упомянотому JasonTheBlend.

Persona 4 Golden - это детектив. Но не тот, что в особняке или закрытой школе. А городской, как в Diamond is Unbreakable. Происходят преступления и все по одному сценарию, вы нейтрализует их последствия, и получаете новую информацию, из которые делаете выводы. Персонажи дойдут до всего сами, и изменить ход сюжета неверным выводом не выйдет. Кроме финала, там есть выбор, который напрямую влияет на картину.

История тут имеет свои повороты, а персонажи, как и вы, не всегда делают правильные выводы. Это не их тупость. Просто несмотря на логику, остаются детали, героям неизвестные.

У сюжета получается водить вас за нос, но не всегда. Например, <начало небольшого спойлера>летом найдут труп классного руководителя Наруками, и очень быстро полиция выяснит, что убийцей оказался Мацуо: нелюдимый школьник с психическими проблемами, который разок промелькнул в начале игры.

Мацуо (сверху) и его концепты (сниузу)
Мацуо (сверху) и его концепты (сниузу)

Мацуо сбегает в телевизор и попадает в ТВ мир, где никто не может его достать. Кроме следственной команды, естественно. Его данж, кстати, первый, прохождение которого не даст вам в распоряжение нового персонажа. Мацуо оказался слишком слаб, чтобы принять свою тень, и просто вырубается.

Клевый был босс
Клевый был босс

Но до того, как тень появилась, герои допрашивают Мацуо, вопросами в стиле: "Ты убил учителя", "Ты бросал в телевизор всех остальных?". И если на первый вопрос он вполне уверенно отвечает: "Да", то ответ на второй сводится к: "Д-да. Это ТОЧНО был я. Именно я всех бросал в телевизор. Я и никто другой". Может быть я гиперболизирую, но в моих глазах это выглядело именно так. И вы все верно угадали, Мацуо никакого отношения к ранним убийствам и засовыванием в ТВ мир отношения не имел. Он убил только Моруку, а затем повесил его на водонапорную башню. Хотел бы я узнать, как он это сделал, но к сожалению игра не дает ответа на этот вопрос.<конец спойлера>

Такой трюк, с показыванием фейкового убийцы игра провернет не раз. И честно, он срабатывает. Более того, второго убийцу можно прикончить самолично, и это приведет к концовке.

У нас есть 4 виновника, за каждым из которых стоит следующий. Мацуо мы отбрасываем, остаётся 3. И… я не буду о них рассказывать. В игре есть момент, где преступника надо угадать используя информацию, которой вы обладаете. Это, возможно интереснейший момент игры, где выбор реально влияет. И я не хочу лишать вас этого ивента. Я только чуток расскажу о его мотивации.

Так вот. Он сумасшедший. Все. Буквально что угодно способно стать для него оправданием убийства. С самого детства он, ненавидел и презирал всех людей. И все из-за воспитания. Родители строги, время распределено так: учёба 75 процентов, сон 20, а остальные 5 - тоже учёба.

Справедливости ради учеба эта таки дала свои плоды, ведь виновник - просто гениальный манипулятор, который заставил всех плясать под свою дудку. Для него все события на вроде убийств, бросания в ТВ мир или наши расследования, которые в этой истории происходят, - просто игра, развлечения, чтобы развеять скуку.

Я считаю, что безумие - это самая ленивая мотивация убивать. И примеры вроде этого, лишь подтверждают моё мнение. Но это лишь я так думаю, может, когда игру пройдете вы, у вас сложится иное мнение?

А вот теперь я могу рассказать о главном виновке всего, что происходит в Инабе. Он создал туман, ТВ Мир, и дал Ю, и виновникам их персоны. А зовут его, вернее её - Изанами.

Изанами (слева) и Изанаги (справа)
Изанами (слева) и Изанаги (справа)

Изанами - это верховная богиня в японской мифологии. Я в японской мифологии не шарю, да и не про это обзор, а потому какого бы то ни было анализа от меня не ждите. В общем в какой-то момент Изанами задалась вопросом - какое главное желание человечества? В её голове выстроилась логическая цепочка, которую мне, простому смертному не понять, и в итоге она решила выдать 3 людям персоны, созданные на образе и подобии её мужа - Изанаги. В комплекте с персоной также дается способность проходить сквозь телевизор. Не все из выбранных Богиней оказались достаточно сильны для вызова персоны, но сейчас это значения не имеет.

В игре не объясняется как, но в итоге Богиня выяснила, что главное желание людей - жить во лжи. В тумане. И потому она хочет погрузить весь город в туман, но не простой, а тот, что в телевизоре, с тенями. То если туман опустится - человечество вымрет.

Искателям правды такая перспектива не нравятся. А потому они решают свергнуть Бога. Данж проходится быстро, и мы встречаем босса. Самого крутого босса в игре, по моему скромному мнению. У босса две фазы: первая в образе девы, а вторая в образе огромного разлагающегося трупа.

Я должен был сказать это раньше, но вспомнил только сейчас: дизайн этого и большинства других боссов в игре невероятно круты.

Изначально босс невосприимчивым ко всем атакам. И где-то тут я должен сказать про сферу, которую дал нам Игорь, предварительно собрав её из частиц связей Ю с другими людьми. Ю эту сферу использует на Изанами, и разрушает её божественную защиту. Босс не очень силён, но битва с ним в меру сложна и от того, вызывает интерес. В этот момент ещё играет ремикс на музыку, играющую во время битв с боссами. Одним словом - эпично.

К сожалению бог - есть бог, и в один момент он затягивает пачку в преисподнюю. Каааааанечно же к Наруками начинают приходить то ли видения, то ли призраки его замакшеных Social Link'ов и все их слова звучат так: не сдавайся. Это занимает неоправданно много времени. Было бы лучше если перед Наруками разом выстроились все персонажи, парочку из них сказали бы, что-нибудь своё, а затем всех хором сказали: don't give up.

Сразу после этого типичнейшего преободрения, у Наруками эволюционирует персона, да как в покемонах. И мы сражаем босса одним, единственным из доступных приемов. Побеждает бога.

Совершеная Персона: Изанаги-Но-Оками
Совершеная Персона: Изанаги-Но-Оками

Сперва я подумал, что за чушь!? Это верховная богиня. Как какие-то школьники используя её же дары смогли её победить? Но потом немного подумав я понял: у Наруками в качестве персоны, был Изанаги-Но-Окаме, верховный бог, который, по идее, сильнее чем Изанами. У даже так богиню они не убили, просто заставили осознать, что если люди так отчаянно сражаются за "Правду", может они вовсе не хотят жить во лжи?

После битвы нас ждет душе согревающая концовка и титры.

Так и кончается Persona 4 Golden. Ну вернее это True концовка. У меня игра показывала титры ещё за 30 часов до этого. Та концовка, кстати, плохая, и не потому что игра так говорит, нет. Просто чуть погодя второй убийца скажет нам: "если туман не уйдёт, то все жителями города, а затем и земли превратятся в теней.". Получается плохая концовка - это та, в которой по косвенной вине школьников погибает город с населением в пару тысяч.

Но это не так важно. Ведь игра уже закончена, и я затеял весь этот обзор для того, чтобы продлить для себя это драгоценное время с этими потрясающими персонажами. Это крайне яркая игра, с простой историей с поиском правды. И это то, чего мне так не хватало.

У игры имеется есть сиквел, а нет вообще 2 сиквела, или 3… пять! И ещё есть игра файтинг-кроссовер?! Ну допустим. Все их я разобрать не обещаю: 3ds и vit'ы у меня нет. Но вот с Arena и Arena Ultimax, я ознакомлюсь и поделюсь этим с вами. Но это будет уже не то.

Персона 4 стала для меня первой, полностью пройденной jRPG. Она была хороша. Я правда надеюсь, что все то, что мне в игре понравилось в других jRPG будет лучше, а все то, что бесило будет в меньшем количестве. Я правда люблю эту игру, и на титрах благодарил каждого человека, который принимал участие в её создании.

Спасибо, Atlus!

И все же один момент не даёт мне покоя. Когда школьники сражались с Изанами, они сражались за правду. Но ведь богиня неспроста подумала, что главное желание человека - жить во лжи. Наверное оно таковым и было. Тогда что, получается школьники украли желание человека? Конечно нет, но в серии Persona были другие воры. И скоро мы о них поговорим.

Coming Soon...
Coming Soon...