Найти тему
BFM.ru

Исследование: в последние два года в России часто отменяли прокат фильмов по идеологическим причинам

   Денис Гришкин/АГН «Москва»
Денис Гришкин/АГН «Москва»

Портал «ПрофиСинема» провел исследование о том, как прокатное удостоверение превратилось в инструмент управления и цензуры. В последние два года российский зритель не увидел много фильмов, у которых либо не было «прокатных перспектив», либо разрешения на прокат в стране.

Самый громкий пример — отзыв прокатного удостоверения у фильма с уже удачно сложившимся прокатом в стране. Это «Купе номер шесть» Юхо Куосманена. Фильм был создан при поддержке Минкультуры, но кто-то из активистов пожаловался на признаки пропаганды ЛГБТ.

Также прокатное удостоверение сначала дали, а потом забрали у документального фильма «Голод». Не смог выйти на экраны «Ампир V» по роману Виктора Пелевина: там играет Oxxxymiron, признанный в России иноагентом.

Осенью прошлого года прокатчик «Централ партнершип» внезапно отложил релиз фильма Клима Шипенко «Декабрь» о том, как Айседора Дункан готовила побег Сергея Есенина из СССР. Говорит кинокритик Лариса Малюкова:

Лариса Малюкова кинокритик «Отозвали прокатные удостоверения у замечательной картины «Купе номер шесть». Там вообще про другое, там о том, как юноша и девушка из разных стран находят общий язык и едут искать сокровища в Мурманскую область, доставшиеся нам в наследство росписи от предков. То есть это как раз традиционное, прекрасное и чудесное. Но что-то там рассмотрели в первой сцене, что у девушки этой до этого были какие-то, видимо, «неправильные» отношения. И картина, которая уже вышла в прокат еще в 2021 году, которая получала огромное количество наград, [была запрещена]. При этом пострадали многие картины совсем вроде бы классического стиля и рода, как, например, одна из последних картин Клима Шипенко «Декабрь» о Есенине. Отложен ее выход на экраны, потому что там неправильный финал жизни русского поэта. То есть постепенно субъективные оценки, идеологически заостренные, становятся сценарием того, как поступать будут с этими картинами. Очень многие фильмы из этого большого списка сняты на государственные деньги, и получается, что сами снимаем — сами убираем. Кроме всего прочего, создается огромная новая полка отложенных и «наказанных» картин. Каждую картину смотрят под лупой, и вступает в силу механизм «как бы чего не вышло», это серьезное сегодня основание для запрета».

По данным портала «ПрофиСинема», все фильмы, не получившие разрешение на прокат, еще могут выйти на экраны, если, например, создатели «поправят» не прошедшее контроль кино, отложив релиз на более поздний срок. Именно поэтому продюсеры отказываются комментировать решение Министерства и «работают над ошибками». Говорит главный редактор «ПрофиСинема» Нина Ромодановская:

Нина Ромодановская главный редактор «ПрофиСинема» «Российское кино воспримет эти сигналы, поскольку большая часть проектов делается на государственные деньги, то, конечно же, и творцы, и продюсеры учтут эти уроки. Что касается зарубежного кино, то, опять же, дистрибьюторы заинтересованы в том, чтобы фильмы покупать, выпускать, поэтому они тоже учтут рекомендации министерства и будут приобретать те проекты, скажем так, проходные, которые смогут получить прокатное удостоверение. Думаю, что это будут такие взаимные движения, с одной стороны, творцы будут стараться делать такое кино для того, чтобы оно вышло на экраны, чтобы не делать его на полку, а с другой стороны, министерство культуры все больше и больше будет расширять круг этих нежелательных тем, которые не должны попадать на экраны. Так что я думаю, что в скором времени нас ожидает стерильная картина в российском прокате. Если Сорокин уже не рекомендован в библиотеке, то, конечно, и фильмы все эти будут убраны из репертуара, я так себе вижу эту картину».

В конце 2022 года правительство увеличило список оснований для отказа в выдаче прокатного удостоверения и его отзыва.