Найти в Дзене
В гости к бабушке Европе

Самара, наша цель – модерн: костёл и кирха на своём месте, внезапный фахверк и конюшня, где не хотел петь Шаляпин

Я не помню, кто, когда и при каких обстоятельствах просветил меня, что Самара – это огромное множество модерновых особняков. Жаль, не то обязательно поблагодарила бы этого человека.:) Тем не менее, информация в моём мозгу-чердаке хранилась, поэтому майский вояж в Самару я задумывала именно с таким акцентом – меня интересовала Самара как город модерна. И не зря!

Погружение в тему модерна должно было быть полным, поэтому я выбрала гостиницу «Бристоль-Жигули», она же бывший дореволюционный «Гранд Отель» на улице Куйбышева. Городская легенда гласит, что в 1909 году там останавливался Фёдор Шаляпин и даже пел с балкона. Про этот отель я уже писала чуть раньше.:) Ну а ровно напротив высится вот такая махина...

Это монументальное, с позолотой и колоннами, бывшее здание банка сегодня занимает замечательное учреждение — художественный музей. Достойный. Регионального уровня, конечно, но есть, за что взгляду зацепиться: например, изрядное количество Маковского, немножко Поленова, немножко Коровина... Очень даже хорошо. Можно провести там пару часов (при условии, что интересуетесь живописью). Ну и само здание изнутри заслуживает внимания.

Хотя главный музей Самары, на мой взгляд, — это музей модерна, расположенный в особняке купцов Курлиных. Начнём с того, что это вообще единственный в РФ музей, посвящённый модерну — вот так-то! Хотя относительно новый: открыт в 2012 году. Мне сразу пришла в голову ассоциация с музеем модерна в Риге, о котором я когда-то рассказывала. Оно действительно похоже, но формат — разный. В Риге скорее просто воссозданная квартира начала ХХ века, а в Самаре экспозиция музея, а также временные выставки, рассказывают о модерне как о стиле — в частности, о том, как он по-разному выглядит в разных странах: итальянский либерти, французский ар-нуво, прибалтийский югендстиль, испанский модернизм и так далее.

-2

Над домом купцов Курлиных работал архитектор Александр Зеленко, и этот дом иногда сравнивают с особняком Рябушинского в Москве (тем, над которым работал Шехтель). Как рассказала наш гид, одно время в городе даже шутка была — когда туристы из Москвы начинали слишком ярко восхищаться зданием, мол, вот же вам повезло, надо было строго говорить:

— У вас свой особняк Рябушинского есть!

Однако тут, конечно, важный нюанс: внутри особняка Рябушинского сегодня — музей Горького, а вовсе не музей модерна.:( Музея модерна, как я уже сказала, вообще больше нигде в России нет. Но тут, как и во многих других подобных музеях, сразу честно предупреждают: нет, мол, мы не гарантируем, что это именно те кресла, столы и чайные ложечки, которые принадлежали Курлиным — чаще всего это просто предметы соответствующей эпохи, собранные по сусекам. Досадно, конечно, что нет полной аутентичности... но всё равно смотреть интересно!

У самих Курлиных, кстати, очень печальная биография: купец попал в сумасшедший дом, а его жена, которая была значительно моложе, всё потеряла после революции 1917 года и доживала свои дни в коммуналке на Арбате в Москве. Спору нет, лучше на Арбате, чем где-нибудь в Магадане... но это ж была первая леди всея Самары...

-3
-4

Мне повезло — в музее модерна я попала на выставку, посвященную архитектору Александру Щербачёву. Имя, как выяснилось, для Самары знаковое: ну, примерно то же самое, что Шехтель — для московского модерна. Львиная доля стильных зданий рубежа веков спроектирована именно им. Тут, правда, есть пикантный нюанс — Щербачёв был женат на дочери городского головы: вероятно, не в последнюю очередь из-за этого его проектам давали зеленый свет.:) но, как я всегда говорю, способному человеку лёгкий блат не вредит... а если бы был бездарным, то никакой блат бы не спас. Счёт спроектированным Щербачёвым зданиям в Самаре идет на десятки: что-то уцелело, что-то, увы, снесли в ХХ веке. И, кстати, его сын Пётр продолжил дело отца: после революции сумел остаться не только в Самаре, но и в профессии, и застраивал родной город зданиями уже в стиле конструктивизма. Каждой эпохе, конечно, свои имена.

Завершая разговор об этом музее, скажу о небольшом кафе напротив (во дворе). Там вкусные десерты и достойный кофе, но не в этом фишка. Самое главное — инсталляция на потолке: значит-с, деревянная решётка повторяет контур городских улиц, к этим улицам крепятся провода. В конце каждого провода — светильник в форме чашки, и на этой чашке изображён памятник модерна, который на этой улице находится. Красивое решение! Стильное и красивое. А ещё, кстати, у кафе есть славный дворик с креслами и шезлонгами (собственно, общий с музеем), и в хорошую погоду можно сидеть на воздухе и любоваться костёлом по соседству.

-5

Ну и хватит на этом! После музея — выход в город и осмотр модерновых домов в их естественной среде обитания. Я уверена, что самарские краеведы способны про каждый дом рассказывать удивительные истории... но я-то не самарский краевед. Поэтому — пунктиром. Вот это, например, особняк Новокрещёновых работы архитектора Михаила Квятковского (того же, что строил наш отель), датирован 1907-09 гг. Оцените, какие изогнутые линии наверху!

-6

Один из важнейших самарских памятников в неорусском стиле — это здание городского театра драмы, построенное в 1888 году. Тут всё как положено: белый декор на красном фоне, башенки... Легко можно сравнивать с московскими памятниками неорусского стиля, построенными в ту же эпоху, о которых я писала когда-то. Тоже чистой воды модерн, но уже другой модерн — национальный. Красиво.

-7

Над зданием театра работал архитектор Чичагов, но – важное уточнение! – Михаил Чичагов.:) Дело в том, что Чичаговы были целой архитектурной династией, работавшей во многих городах России на рубеже XIX-XX веков. Самый известный – отец, Николай Чичагов, автор храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. Ещё был сын Дмитрий, автор первого здания Мосгордумы (ныне музей на площади Революции), и вот его брат Михаил творил в Самаре.

В двух шагах от театра, буквально за углом, поджидает образец совсем другого модерна – северного, навевающего мысли о Хельсинки. Однако тут есть нюанс: на улицах Хельсинки, конечно, можно и голубые дома встретить, но вот это здание изначально было краснокирпичным. Перекрасили его относительно недавно, во время реставрации. Местным, кстати, не нравится (ну, местным почти всегда и везде ничего не нравится, это нормально).

-8

Соседний дом не менее интересен, хотя и выполнен совсем в другом стиле: с оглядкой на классическую архитектуру Европы. Это дом Александра Наумова, предводителя самарского губернского дворянства. Не знаю, что там внутри, но снаружи мне показалось слегка похоже на особняк Берга в Денежном переулке в Москве, тот, где сегодня размещено итальянское посольство. А в советские годы, прикиньте, это здание занимал дворец пионеров! Блин, я завидую тем пионерам (хотя не могу не вспомнить Раневскую...).

-9

Один из самых запоминающихся домиков, особняк купца Клодта, сегодня занимает детская картинная галерея. Этот дом-теремок с башенкой слегка напоминает мне московский особняк Кекушевой на Остоженке — тот самый, который, если верить городскому фольклору, стал прообразом дома булгаковской Маргариты.

-10

Про Шаляпина в Самаре мы уже упоминали разок, когда говорили о нашем отеле, ну, вспомним ещё раз. Это монументальное здание занимал до революции цирк, и однажды Шаляпина пригласили туда спеть. Не просто так, конечно: изначально он должен был петь в театре, но помещение оказалось занято.

Пришёл -- вроде как на репетицию. Принюхался... и золотой голос России заявил: «Я в конюшнях не пою». Всё оказалось, конечно, легко объяснимо: в цирке, как нетрудно догадаться, жили лошадки... ну и запах был соответствующий. Впрочем, Шаляпин всё-таки спел (говорят, выторговав себе увеличенный гонорар), так что лошадки не сорвали концерт, всё кончилось хорошо.

-11

Отдельного внимания заслуживают в Самаре два «западных» храма: костёл Сердца Иисуса на улице Фрунзе и лютеранская кирха на улице Куйбышева. Поскольку они стоят в шаговой доступности друг от друга, да ещё и на малоэтажных улицах, они получаются безусловными доминантами – и это придаёт центру Самары особый шарм. В Москве, конечно, тоже есть и костёл, и парочка немецких соборов, но они как-то разбросаны по городу... а здесь очень концентрировано. Красиво.:) И я бы не сказала, что это эклектика – мол, католические и лютеранские храмы посреди русского города! – нет, всё удивительно гармонично, они здесь на своём месте. Может быть, потому что модерн сам по себе – абсолютно космополитичный стиль, который уравнивает все города и страны?

-12
-13

Ну и на десерт – самый очаровательный и неожиданный, как мне кажется, домик в Самаре. Идёшь, значит-с, по улице Фрунзе (той, где трамваи) в сторону костёла, и вдруг справа, близ дома №75, видишь вдруг такой привет из Страсбурга или Нюрнберга! Маленький домик в стиле фахверк. Который, впрочем, вовсе не выглядит как музей или памятник, скорее наоборот, его окружает очень скромный дворик: куст сирени, чуть ли не дрова в поленнице... Информационная табличка тоже лаконична: мол, жилой дом 1900-х годов – и всё. Загадка... Но, впрочем, в Самаре до революции жило немало этнических немцев: мало ли, кто из них решил так выразить тоску по родине?

-14

После этого домика самое время вспомнить мой недавний рассказ про пивной туризм в Самару — и параллель с Германией будет напрашиваться очень нахально и, хм, импортозамещённо.:) но мне, как я уже неоднократно говорила, ужасно претят обороты в духе "Ну чем Самара хуже Мюнхена?!". Так что нет, спасибо. Обойдёмся. Мюнхен — прекрасен, Самара — тоже прекрасна. И пиво прекрасно и там, и там.

Бывали в Самаре? На что обращали внимание в этом городе? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также:

Моё знакомство с Мюнхеном: один день на самые знаковые места... и хочу ещё!
В гости к бабушке Европе31 августа 2020