В этот Великий День вспомним героев - тех людей, благодаря самоотверженности, преданности профессии и любви к своему делу которых мы с вами сегодня являемся наследниками самого красивого в мире метрополитена - Московского.
Героев-метростроевцев помнят и чтят
Актив Совета ветеранов войны и труда Мосметростроя, представители редакции газеты «Метростроевец» накануне Дня Победы на Троекуровском кладбище возложили цветы к могилам легендарных героев-метростроевцев.
Юрий Кошелев: «Моя жизнь – вся метростроевская» 17 лет возглавлял Мосметрострой, внес неоценимый вклад в развитие отечественного метростроения, в частности в совершенствование методов проходки тоннелей в неустойчивых и водонасыщенных грунтах. «В самые тяжелые годы он сделал все от него зависящее, чтобы сохранить организацию, ставшую флагманом метростроения», – отметила вдова Кошелева Бела Абрамовна.
Под его руководством и при его личном участии решены проблемные вопросы метростроения:
созданы механизированные проходческие щиты для строительства перегонных тоннелей;
разработаны и внедрены в практику конструкции односводчатых станций глубокого и мелкого заложения;
разработаны технологии сооружения цельносекционной обделки перегонных тоннелей открытым способом;
строительство тоннелей с монолитно-прессованной обделкой.
Юрий Рахманинов. Внучатый племянник знаменитого композитора. Герой Соцтруда: прошел путь от сменного инженера до начальника СМУ-8 Мосметростроя, а затем до руководителя Трансинжстроя и Главтоннельметростроя Министерства транспортного строительства СССР.
Алексей Рязанов и Иван Вишняков. Работали на строительстве первых очередей столичного метрополитена и одновременно обучались в аэроклубе Метростроя. Так завязалась их дружба, которая продлилась всю жизнь. Оба прошли Великую Отечественную, став известными летчиками-истребителями. За мужество и отвагу Рязанов и Вишняков были удостоены звания Героя Советского Союза, а Алексей Константинович – дважды. Друзья ушли из жизни в один год и похоронены рядом.
Уход за местами захоронения известных метростроевцев – традиционная акция Совета ветеранов Мосметростроя.
Всё для метро! Всё для Победы!
Начавшаяся война, ставшая тяжким испытанием для всего советского народа, выявила лучшие качества отряда метростроевцев — мужество и сплоченность, способность мобилизовать силы для выполнения сложнейших работ в суровых условиях военного времени. Событием политического и морального значения для советских людей, а для москвичей в особенности, стало решение продолжать строительство линий Московского метрополитена. Это было в то время, когда фашистские войска рвались к столице. Такое решение еще больше укрепило уверенность народа в неизбежной победе над врагом.
Крупные отряды метростроевцев были направлены на возведение оборонных сооружений в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Горьком, на Валдае. Велись работы на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, сооружались железнодорожные тоннели на Кавказе и на востоке страны. Метростроевцам были поручены работы в Подмосковном угольном бассейне.
6 ноября 1941 г. на станции «Маяковская» Московского метрополитена состоялось торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Это событие придало сил воинам на фронте, советским людям в тылу.
В первые дни войны тысячи метростроевцев ушли на фронт, в народное ополчение. Поредевшие ряды пополнили женщины, число которых в Метрострое составляло теперь 65—70%. Женщины работали в забоях, на уборке породы. Они становились взрывниками, бурильщиками, нагнетальщиками, машинистами подъемов, изолировщиками, крепильщиками, чеканщиками, машинистами электровозов. В бригадах проходчиков было, как правило, четверо мужчин и восемь женщин. Комсомольско-молодежным бригадам поручались самые тяжелые и ответственные работы.
В дни, когда усилились налеты на Москву, начались бомбардировки, возникла необходимость срочно приспособить все имеющиеся и строящиеся тоннели под бомбоубежища. В суточный срок на всех линиях были выделены участки тоннелей, где можно было принимать и размещать население.
Работы по сооружению новых линий и станций метро продолжались. В суровые для Москвы и всей нашей Родины дни вступили в эксплуатацию станции «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»), «Сталинская» (ныне «Семеновская»), «Бауманская», «Электрозаводская», «Измайловская». На мемориальных досках, установленных в вестибюлях этих станций, высечено: «Сооружена в дни Великой Отечественной войны». За годы войны построено 13,5 км перегонных тоннелей и семь станций.
1 января 1943 г. открылась третья очередь Московского метрополитена — был принят в эксплуатацию участок длиной 6,5 км (от станции «Площадь Свердлова» до станции «Завод имени Сталина»). В 1944 г. вступил в строй участок от Курского вокзала до Измайловского парка длиной 7 км с четырьмя станциями: «Бауманская», «Электрозаводская», «Сталинская», «Измайловский парк». В 1944 г. продолжалось строительство четвертой очереди метро — Большого кольца длиной 19,4 км. В марте 1945 г. закончилась проходка одной из самых сложных шахт на кольцевой линии у Краснохолмского моста — приток воды в этой шахте составлял 2200—2500 м3/ч. За образцовую работу в условиях военного времени коллектив московского Метростроя награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Более 250 заводов страны поставляли московскому Метрострою оборудование, механизмы, кабельную продукцию и т. п. В связи с временной оккупацией части территории страны, особенно ее юга, возникли чрезвычайные трудности в материально-техническом снабжении. Недостающее оборудование начали изготовлять на заводах Москвы. В этой работе участвовали сами метростроевцы. Тюбинги делали в специально организованном цехе ЗИСа, а также на заводе № 5 Метростроя в Черкизове, где был построен тюбинговый цех. В год московскому метро требовалось более 130 тыс. т тюбингов. Метрострой начал изготовление железобетонных блоков для тоннельных обделок, сборных конструкций из железобетона. Для чеканочных работ организовали изготовление расширяющегося цемента, используемого вместо свинцового шнура.
На третий день после освобождения Днепропетровска от фашистских захватчиков были приняты меры для организации выпуска там тюбингов. Производство восстановили в течение месяца и вновь стали выпускать тюбинги для перегонных тоннелей.
Для покрытия годовой потребности Метростроя в 100 тыс. м3 лесоматериалов были организованы леспромхозы в районе рек Печоры и Северной Двины. Расходуемые при строительстве песок в объеме более 150 тыс. м3 в год, гравий, щебень и бут в объеме до 300 тыс. м3 в год каждый добывались в специально организованных карьерах. Из городов Вольск, Подольск, Новомихайловск и др. получали цемент, годовая потребность которого достигала 150 тыс. т. Во время войны московскому Метрострою был передан бетонный завод Дворца Советов. В связи с прекращением поставок гранита и мрамора с Кавказа и Урала силами Метростроя была организована разработка месторождений этих материалов на Урале, в Узбекистане, в Сибири и на Алтае. Для доставки материалов Метрострой имел специальный отдел железнодорожных перевозок.
Наравне с производственниками с полной мобилизацией сил работали ученые и проектировщики. Неизмерим вклад работников Метрогипротранса (ранее Метро-проект) в проектирование перегонных тоннелей и станций. Все объекты Метростроя в любом уголке нашей страны сооружались по проектам и по технологии Метрогипротранса. Развитие конструкций оборудования для горнопроходческих работ — также результат инженерного творчества работников Метрогипротранса.
Метрострой по праву гордится своими воспитанниками, снискавшими боевую славу на полях сражений. В организованном Метростроем аэроклубе велась подготовка летчиков. Более 40 из них впоследствии получили звание Героя Советского Союза. В их числе Анна Егорова, метростроевка, штурман 805-го авиационного полка, слесарь авторемонтного завода Метростроя Константин Самсонов.
Сквозь поколения
Памятная доска в музее Московского Метростроя на Цветном бульваре – единственное место, где Татьяна Ананьева может почтить память своего деда. Федор Петрович Введенский пропал без вести в Великую Отечественную войну.
Долгое время эта табличка находилась в поликлинике Мосметростроя, где тот работал, но когда здание перешло в руки новых владельцев, она пропала. Спустя пять лет силами Теркома Мосметростроя ее удалось разыскать. С тех пор доска занимает почетное место в музее, а Татьяна Николаевна ежегодно ко Дню Победы возлагает перед ней цветы.
Бессмертный полк Мосметростроя
В этом году шествие «Бессмертный полк» отменено, тем не менее, любой желающий 9 мая сможет принять участие в онлайн-акции. Для этого необходимо загрузить фотографию своего ветерана на сайт polkrf.ru. Портреты героев будут транслировать 9 мая на сайте, а также на медиафасадах и светодиодных экранах города.
АО «Мосметрострой» чтит своих ветеранов – в главном офисе компании на Цветном Бульваре на сенсорном экране разместили 54 портрета метростроевцев – участников ВОВ, героев Советского Союза.
Источник: АО "Мосметрострой"