АНГКОР-ГРАД: Как я ПОТЕРЯЛ КОШЕЛЁК, ПРОБИЛ КОЛЕСО велосипеда, но всё же увидел камбоджийское чудо

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.

Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии. В данной задачке под названием «Увидеть Ангкор и не умереть» изначально было много вводных с пометкой «но», однако я уже написал эту статью, сделал кадры с величественными храмами. А значит парень пришёл к успеху.

У меня был только один день, чтобы увидеть ангкорское чудо света, на это намекал срок действия камбоджийской визы. К тому же Вера почувствовала себя неважно, так что я пообещал прикоснуться к прекрасному кхмерскому наследию за нас двоих и раздобыть контент во что бы то ни стало. Мотивация была не то что высока, она зашкаливала.

Посмотрев на карту и оценив масштабы древнего города решил, что пешком основной костяк охватить невозможно, а нанимать извозчика на тук-туке совсем не хотелось. Не люблю, когда в уникальных атмосферных местах рядом со мной навязанные обстоятельствами компаньоны, а не свои люди. Лучше уж в одиночку, чтобы никто не отвлекал. К тому же личный водитель – это всегда деньги. А при высокой стоимости входного билета в Ангкор (37$ или около 2900₽ за день) ещё 15-20$ сверху весьма жирновато. Хорошенько подумал и решил арендовать любимый вид транспорта – велосипед. К моей удаче оказалось, что наш отель в Сиемреапе (ближайший город к Ангкору) даёт велик на день совершенно бесплатно. Правда городской, не спортивный, но всё же. Зато с корзиной, куда можно убрать рюкзак и бутылки с водой. Выходит, такой формат изучения достопримечательностей здесь популярен.

Главный враг в этом приключении был мне известен заранее. Имя ему – жара +36°C. Такое пекло тут сейчас каждый божий день, выбирать не приходится. Единственное, что можно сделать, это выехать пораньше. Я поставил будильник на 5:30 и стартовал в 6:00, когда на улице было (всего) +30°C. К тому же отель согласился упаковать мне включённый по брони завтрак с собой. Оказалось, что это два варёных яйца и маленький багет… ммм, сухомятка. Взял с собой три литра воды (забегая вперёд скажу, что этого оказалось мало), облачился в одежду со штанинами и длинными рукавами, дабы не сгореть, плюс намазал лицо солнцезащитным кремом. В путь!

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-2

Сначала всё шло как по маслу. Мчишься себе вдоль улиц ещё не проснувшегося (как и я сам) города по велодорожке, улыбаешься, выезжаешь на дорогу, ведущую прямиком к главному зданию комплекса Ангкора и точке, что отмечена на карте волшебным словом «билет». Я предварительно изучил отзывы на гугле к объекту «Angkor Complex Temple Ticket Control Point» и там все рапортовали о том, как их успешно обилетили без очередей. Но отдыхавший в тени охранник меня ошарашил: «Так вам не сюда, здесь уже не продают билеты, только проверяют. Мчите назад, потом прямо и налево. На велике минут 20. Покупайте билет, а потом возвращайтесь сюда. Мы пробьём вам въезд». На моём уже потном лице всплыла отдающая охреневанием улыбка. Всё казалось таким логичным, пока не упёрлось в камбоджийские реалии. То есть они решили продавать билет не на въезде, а у чёрта на куличках. Разумно!

Делать нечего, кручу педали в святилище кассиров. Захожу в здание (на карте), похожее на храм, и узнаю, что можно воспользоваться далеко не любым окошком. Здесь выдают билеты на один день, тут на три, а там на неделю. Кажется в стране очень любят специалистов узкого профиля. Научили человека пробивать трёдневный квиток, на иное он не способен. Ну да ладно, не будем придираться, а побыстрее купим да двинемся к цели. Удивился, что даже однодневный билет за 37$ делают с твоей фотографией. Настоящий документ!

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-3

Ветер свистит в ушах. По пути к КПП на въезд решаю заехать в придорожный магазин и наградить себя баночкой вкусной и холодной газировки. Пытаюсь расплатиться и понимаю, что у меня нет кошелька. Но он точно был, когда покупал билетик... Эх, сонная башка! Спешил и забыл его на лавке у кассы наверное. Совсем на меня не похоже, но палящее солнце плюс недосып делают своё дело. Благо уехал недалеко, минут пять пути.

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-4

Мчу на ускорителях обратно, забегаю, сообщаю о проблеме. Меня отправляют к полицейскому и просят написать заявление. В нём я описываю, когда произошла пропажа, сколько денег было закромах и добавляю личные данные по паспорту. После чего правоохранитель лезет в ящик и с улыбкой достаёт искомый предмет. Делаем фото, на котором бумажник передают мне в руки, фиксируем, улыбаемся, прощаемся. Все деньги на месте! Ух, та банка газировки точно от меня не уйдёт.

Неизмеримо довольный качусь в сторону магазинчика. Божественный элексир с пузырьками ещё никогда не был таким желанным и близким. 10, 9, 8 метров… пшшшшшш! Нет, это шипит не пенный напиток, а переднее колесо велосипеда. За секунды его спускает в ноль. Это что, вселенная таким образом пытается отвадить меня от сладкого и вредного? Да ну, ерунда какая-то. Посмотрел, видимых повреждений не заметно, но заподозрил ниппель, в том месте, где подкачивают. Звук был именно оттуда. Благо кхмеры жить не могут без скутеров и великов, а значит рано или поздно попадётся сервис. Толкал раненого друга всего шесть минут. В одном месте мне попробовали накачать камеру, но та сразу же предательски сдулась. Сотрудник развёл руками. В следующем месте я увидел много велосипедов и обрадовался, ну тут точно подлатают. Специалист долго ковырялся, колдовал с ниппелем, но в итоге развёл руками – нет, не выйдет. Нужная запчасть отсутствует.

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-5

Мда, на раненом коне далеко не уедешь. Искать нужного мастера и терять время? Ну уж нет, лучше вернусь в отель и поменяю ездовой агрегат. Там в запасе стояло ещё два велосипеда. Пусть и лишний крюк, но так надёжнее. Весь день ещё проведу в седле, сюрпризы ни к чему.

На часах 8:45. У меня есть билет, кошелёк и новый велосипед. Суеверные люди бы уже давно подумали, что внеземные энергии или даже сам Абсолют посылают мне какие-то знаки, мол, не езжай, а то хуже будет. Я же воспринял эту череду сложностей как задачи, которые достаточно быстро удалось решить. Испытания, если хотите. А теперь с хорошим настроением наперевес мчу к цели в предвкушении живописности.

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-6

Что же, сложности остались позади и весь остаток дня я занимался только двумя вещами: наслаждался уникальной кхмерской архитектурой и изнывал от жары. Древние храмы идеально подходят для того, чтобы спасаться от зноя и параллельно рассматривать многочисленные детали зданий.

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-7

Намеченный маршрут не отличался уникальностью и по сути повторял музейные рекомендации для осмотра памятников за один день. Это идеальное решение, если хочется увидеть самую суть. Можно ли посмотреть всё-всё за 24 часа? Однозначно нет.

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-8

И вот почему. Многие ошибочно полагают, что весь комплекс называется Ангкор-Ват. Это неверно. Так именуется единственное и самое известное здание, которое изображено даже на флаге Камбоджи. «Ват» с кхмерского переводится как храм. Так что это храмовый комплекс в честь бога Вишну, построенный в первой половине XII века. То есть только одно из зданий, пусть и самое известное.

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-9

Слово же «Ангкор» происходит от санскритского «нагара», что означает «город». Это и есть руины огромного поселения, которые включают в себя все памятники, разделённые большими расстояниями. Учёные считают, что Ангкор был самым крупным доиндустриальным городом в мире с населением под 1 млн человек. Представьте себе мегаполис в джунглях. Между многими храмами десятки километров. Так что объять необъятное сложно, но, при большом желании, можно.

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-10

Как же всё это многообразие тут появилось? С 800 г. н. э. кхмерский император провозгласил независимость старой версии Камбоджи (тогда называлась Камбуджадеша). С тех времён постепенно и развивался главный город страны. Его секрет заключался в плодородных землях и обилии воды (под боком главное озеро страны Тонлесап). Умельцы создали систему каналов для орошения, водохранилищ, многие из которых в целости и сейчас. Круглый год всё цветёт, графики торговли бегут вверх, народ богатеет. Что ещё надо? Конечно же строить дворцы для правителей и храмы для покровительствующих божеств.

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-11

Смотришь на всё это благолепие и удивляешься, а где же обитали обычные горожане? Оказалось, что во времена Кхмерской империи жилые и нерелигиозные здания строились из дерева. Увы, за века всё сгнило. Можно лишь включить фантазию и представить, как огромные лесные зоны между каменными громадами некогда походили на улицы с привычной городской суетой. А потом в 14 веке накопилось всякое: военные поражения, проблемы с водой. Народ ушёл из Ангкора, а не терпящая пустоты природа заполонила всё джунглями. Да так, что о месте на время забыли. Хорошо, что сегодня у нас есть это рукотворное чудо человеческого гения.

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-12

Отчасти многое тут не утратило своих функций. Длинная одежда мне была нужна не только для того, чтобы защититься от солнца. Как я уже сказал, тут храм на храме. А входить в святое для кхмеров место нужно с уважением и в подобающем облачении. Без голых колен и локтей. Тут до сих пор молятся, паломников и монахов уйма. Хоть сегодня Камбоджа и повально буддийская страна, во времена Кхмерской империи популярнее был индуизм. Но даже на примере религиозных объектов Ангкора заметен намечающийся переход – в одном здании может быть уголок и для Шивы, и для Будды. Веротерпимо!

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-13

В недалёком прошлом Камбоджу называли «страной одного доллара» за низкие цены. Теперь это совсем не так, однако на территории Ангкора фраза ещё актуальна. Правда работает в обратную сторону. Все напитки в палатках и магазинчиках стоят ровно по доллару. Литр воды, энергетик, кола, пиво – не важно. Понятно, что это дороже, чем в городе. Я предвидел сей расклад и взял жидкость с собой, но мой организм требовал ещё. Благо, что вода у торговцев всегда холодная, а значит придающая сил.

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-14

Колесил по окрестностям и ловил себя на мысли, что мне импонирует формат музея под открытым небом. Когда ты сам перемещаешься между объектами в естественной среде, сам определяешь маршрут и порой кажется, что даже находишь нечто новое. Особенно здорово, когда помимо тебя в таких местах мало туристов. Увы, Ангкор в этом смысле заполнен до отказа, что неудивительно. Но даже здесь благодаря обширным пространствам легко найти затерянный в зелени храм или памятник. Кажется, что сюда на территорию мог бы пробраться любой желающий безбилетник. И отчасти это так. Однако его быстро выявят. Лично меня ради проверки билета останавливали пять раз. Так что даже не пытайтесь.

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-15

Это был фантастический и очень долгий день. В Ангкоре я провёл 8 часов и ничуть не пожалел. Из интереса зафиксировал весь путь на велосипеде (включая утренние злоключения). Оказалось, что проехал порядка 50 км. Не знаю, сколько ещё прошёл на своих двоих, но там однозначно более скромная цифра. Дороги хорошие, поэтому расстояние могло даться легче, если бы не её величество жара. За поездку я выпил 5 литров воды. В общем, одни личные рекорды и радость от прикосновения к великой истории.

 Эта приключенческая вело-история о том, как тяга к прекрасному может провести через любые тернии.-16