Найти тему

Дерзко-гениальная, преступная и немного безумная. Кто одевал Круэллу де Виль?

Оглавление

Preview

Дисней в перезапуске истории известной под названием «101 далматинец», предлагает посмотреть на привычного злодея в ином ракурсе. Образ Круэллы де Виль вызывает восхищение, от её творчества захватывает дух: в нём есть неожиданная гениальность и бунтарство. Круэлла де Виль – про моду как безумное искусство, панк-разрушение, как протест против изобилия роскоши. Лидеры модной индустрии до сих пор строят догадки о вероятных ресурсах, из которых дизайнеры черпали вдохновение для стиля Круэллы, а загадка, где были найдены настолько эксцентричные костюмы, остаётся неразгаданной. Авторитет художника, работающего над созданием костюмов, неоспорим, мастерство Дженни Беван, обладающей «Оскаром» за работу в антиутопии «Безумный Макс: Дорога ярости», высоко ценится в мире кино. Фильм богат ремиисценциями из истории моды и культуры 20 века, благодаря чему мы глазами «переживаем» эволюцию моды, пришедшей к новой идее самовыражения - королевскому панку. Не удивительно, что каждый наряд в диснеевском фильме вызывает неподдельный интерес, и мы уже хотим узнать о происхождении материалов, отыскать подобное в модных бутиках или винтажных магазинах, собрать коллекцию таких же театральных образов.

Панк, вдохновлённый коллекциями Александра Маккуина, Вивьен Вествуд, музыкальной культурой 20 века, сохраняющий элементы барокко, императорского костюма, военной формы, предлагает новый взгляд на роскошь в более грубой, опасной и дерзкой подаче. Героиня носит армейскую куртку с контрастными эполетами, пышную юбку насыщенного кораллового цвета. В её гардеробе можно найти блестящие черные комбинезоны и ботинки Dr. Martens. Цветовая палитра её одежды, на удивление, выдержана в скромных оттенках: это серый, это чёрный и белый, которые дополняет яркий элемент, например, фуксия времён Эльзы Скиапарелли, или королевский алый. Для режиссёра эпоха «модного взрыва» интересна и вследствие закрепившегося тренда на экологичную моду.

Маккуин, Вествуд и ничего лишнего.

– Какие визуальные элементы стоят за стилем Александра Маккуина и Вивьен Вествуд?
– Кажется, Дженни Беван стремится точно воплотить в одежде Круэллы те тренды, которые создали английские дизайнеры в конце 20 века. Это блеск пайеток, острые плечи, косой крой, глянец кожаных материалов, стёганные ткани, - всё, что создаёт атмосферу рок-перформанса, выглядит грубо и дерзко.

Панк 20 века не отрицает историю, не перечеркивает прошлое культуры: стиль трансформирует королевский шик, сохраняя элементы золотого орнамента, античных драпировок и английского бордо. Например, коллекции Александра Маккуина вдохновлены историей Шотландии, в них акцентные детали – это традиционный красно-чёрный тартан, кожаные вставки и кружева. Настроение коллекций Маккуина всегда сопряжено с элементами готического ужаса и мрачной красоты, он работает под девизом « savage beauty».

Творческая основа костюмов Круэллы вдохновлена одной из коллекций Александра Маккуина ( Alexander McQueen Ready-to-Wear Fall 2009). Модный показ этой коллекции вызывал эстетический шок и восторженный ужас, перед зрителем явилась та «savage beauty», о которой говорил Маккуин. Изучение истории брендов и модных достижений служат настоящими драйверами этой коллекции: в особенности, глаз цепляет современный оммаж принту «гусиная лапка», его увеличенные размеры создают крупный контрастный стиль страшного Арлекина . Коллекция 2009 года сохраняет традиционные для поэтики Маккуина элементы, в особенности, тот декор и материал, которые добавляют образу женщины воинственности, опасности и защищенности: это пряжки и ремни, латекс и кожа. Змеиные кольца, охватывающие женственный силуэт. Образы дополняет драпировка, выдержанная в острых космических линиях. Маккуин завещал элементы, формирующие ореол женщины - зверя: образцовый чёрный блестящий мех, перья.

-2
– Почему эта коллекция оказалась в мудборде Беван?
– Она актуальна в контексте современной моды. Аудитория остаётся удивлена и впечатлена, но не отвергает экстраординарных нарядов, потому что многие элементы коллекции 2009 года адаптированы под нашу современность. Коллекция богата образами, проработанным отношением к материи, форме, подаче, транслирует приобретённое мастерство и опыт Александра Маккуина: от первозданной выпускной работы в стиле Джека-потрошителя до последней модной линии «Plato’s Atlantic».

Возвращаясь к хронике модных костюмов в фильме «Круэлла», стоит восстановить ряд творческих референсов. Первым проявлением творческого голоса Круэллы становится изменённое культовое платье Tree 1955 Чарльза Джеймса. Эстелла не меняет силуэт платья, но выбирает неожиданную палитру винного, кровавого оттенка, который, отсылает к Александру Маккуину. Красные лепестки, охватывающие шею, создают эффект нераскрытого бутона. Платье выглядит ново, но сохраняет настойчивое обращение к классике. Появление Круэллы в роковом платье полностью передаёт антураж маккуиновского перформанса: белый плащ вспыхивает, разгораясь в огненном кольце, точно так же, как и на показе Александра Маккуина в 1998 году.

-3

C этого момента понимаешь - дальше будет только эпатаж.

Затем мы отправляемся на Лондонскую Гала-ночь, чтобы подсмотреть, что носят главные модные инфлюенсеры. Круэлла представляет свой взгляд на Fashion индустрию неожиданно: она появляется на площади на мотоцикле в сопровождении светового шоу. Образ героини завораживает: на ней чёрный стёганый жакет с острыми плечами, схожая модель замечена в коллекции Александра Маккуина “It’s a Jungle out there” 1998 года. Макияж на Круэлле очень артистичен, выбранная для него колористика снова напоминает нам британского гения панк-подиума. Ведь атмосфера драматизма на показе Александра Маккуина всегда подчеркивалась броским макияжем: выбеленное лицо, холодное бордо, тёмно-винная или ярко-красная помада, накрашенная далеко за контуром. Маска-макияж «Future» выполнена в стиле надписей Вивьен Вествуд, которая привнесла внимание к слову в одежде. Шрифт, в котором выполнена надпись, идентичен тому, что можно найти на обложках альбомов рок-группы Sex Pistols. Мы снова имеем дело с трендом, изучая музыкальную историю британской панк-группы, встречаешь приверженность к шрифту в стиле журнальных вырезок, газетным элементам и красно-чёрному оформлению. Всё это – про стиль Круэллы.

-4

Следующее появление Круэллы продолжает тему revenge dress, сопровождается эффектным нарядом и не менее эффектным появлением: она встаёт на машину, полностью закрывая её пышной юбкой. Для образа выбран жакет в армейском стиле, который, как сообщает Дженни Беван, был найден в винтажном магазине Лос-Анджелеса. Жакет выполнен в стиле милитари, особенно на нём выделяются эполеты, в которых словно заключён мир сказки «Щелкунчик»: это кареты, лошади, шахматные фигуры, солдаты. Вероятно, цветовое сочетание, «пиратская» небрежность, торжественность - маркеры творчества Гальяно в период его работы в модном доме Диор, внимание стоит обратить на коллекцию 2006 года ( Dior Fall 2006 couture). Гальяно предлагает миру моды совместить контрастные узко скроенный жакет и пышную, многослойную юбку, сочетание алого красного, иногда насыщенного кораллового, с чёрным – разве образ Круэллы не воплощает в себе именно эти творческие решения? Её костюм представляет шик готической металлики, а диадема и золотые цепочки дополняют стиль панк-разрушения. Круэлла демонстративно распускает широкую ленту с надписью “Past”, и мы вновь отмечаем вествудский подход к слову в одежде.

-5

Маска-макияж «Future» выполнена в стиле надписей Вивьен Вествуд, которая привнесла внимание к слову в одежде. Шрифт, в котором выполнена надпись, идентичен тому, что можно найти на обложках альбомов рок-группы Sex Pistols. Мы снова имеем дело с трендом, изучая музыкальную историю британской панк-группы, встречаешь приверженность к шрифту в стиле журнальных вырезок, газетным элементам и красно-чёрному оформлению. Всё это – про стиль Круэллы.

На одной из фотосессий Вивьен Вествуд появилась в королевской мантии, сшитой из лент разного размера, на каждой из них были представлены кричащие слова: «expensive», «destroy», а иногда и остросоциальные заголовки: «I’m not a terrorist», «climate revolution ».
-6

Широко в фильме представлена и роль газеты в мире моды. Дебют Эстеллы, её работа над дизайном витрины, представляет нам платье, в котором золотисто-зелёные оттенки модного дома Баронессы сочетаются с многослойной геометрической юбкой, выполненной в газетном принте. Газетный принт - наследство, оставленное нам Эльзой Скиапарелли, королевой эпатажа в начале 20 века. Этот принт не оставляет многих дизайнеров, воплощается в работах Гальяно многозвучно, вероятно этими дизайнерами вдохновляется Дженни Беван. В качестве формы Беван выбирает корсет: ведь панк-мода показала, что эту вещь можно ассоциировать с сексуальностью и девиантностью, носить каждый день.

Идея сделать «мусор» шлейфом платья необычна, напоминает концепцию, в которой работал Маккуин: « современная мода не больше, чем просто мусор ».

Бабочки на платье и выход на сцену

Не менее запоминающимся стало платье, выполненное из коконов бабочки, – дизайн не оставляет равнодушным многих журналистов. Многие эксперты моды убеждены, что платье из бабочек вдохновлено работой Александра Маккуина в коллекции Plato’s Atlantic. Речь идёт о платье стилизованном под рыбью чешую, оно переливается «морскими» оттенками, от аквамарина и фиолетового к бирюзе и фуксии. Текстура платья, будто плетение из крупного бисера, похожа на ту, что создаёт и Круэлла. Маккуин, действительно, часто прибегает к «бисерной» структуре платья, похожее видим в коллекциях Widows of Culloden 2006, Horn of plenty 2009, La Dame Blue 2008: в них из разных материалов ( мелкие перья, пластмассовые камни, металические детали) создаётся уникальный рельеф. Куда более близким заимствованием платья из бабочек видится платье коллекции Widows of Culloden 2006.

-7
-8
-9

В фильме “Круэлла” перед нами не просто вдохновление коллекциями Александра Маккуина, а весьма личное переживание его мировоззрения, тех трагедий, к которым он не перестаёт обращаться в искусстве: Круэлла не просто носит его одежду, она проходит через ту же жизненную драму, мода для них защита и спасение, преданность моде рождает эту преступную гениальность. История Круэллы – про уважение к чувствам антигероя, и образ Александра Маккуина вполне лаконично соответствует эстетике симпатичного злодея. Говоря о модной революции, стиле панк и образе Круэллы, уместно вспомнить образ Нины Хаген, певицы панк-рока. Икона немецкой панк-сцены вдохновила художников грима и причёсок, её стиль отразился на внешнем виде Эстеллы с невероятной точностью: макияж рок-звезды и макияж-маска, обилие блестящих теней и стразов, чёрные объёмные стрелки – всё вдохновлено музыкальной культурой 80-х и 90-х.

-10
-11
-12

Диор – это база

Одежда Баронессы фон Хельман вдохновлена эпохой строгой и консервативной моды домов Диор, Баленсиага, Скиапарелли. В её образах всё уже давно знакомо: они каноничны, преданно следуют консервативным традициям. Её костюмы часто дополняет баска, впервые введённая в мир моды именно Кристобалем Баленсиагой, её серьги выполнены в стиле пуговиц Шанель, а цветовые решения выдержаны в духе Диор, который, как известно, изначально работал исключительно с тёмной тканью. Юбка платья по-настоящему бальная, и это излишнее использование ткани, обилие складок - также напоминает про творческую манеру Диор.

В гардеробе Баронессы фон Хельман в основном приглушённые тона, в особенности коричневый и золотой, она безотказно следует этой палитре, выбирает её и для одежды, которую создают в её модном доме. Она представляет кризисную эпоху 50-х, послевоенного времени, для которого характерны костюмы, подчеркивающие женскую талию, сшитые узко. Баронесса фон Хельман олицетворяет модные решения, которые изжили себя, которые стали не интересны, – в этом случае фильм через историю противостояния героев запечатлевает те социальные и исторические предпосылки, которые породили противостояние идей в истории моды. Общество устало – появился запрос на моду, которая смогла бы отрицать.

Журналистка Нэнси Митфорд пишет о Диоре 50-х скептически и весьма иронично: «Вы слышали о «New Look» ? Ты делаешь бедра пышными и ужимаешь талию, а юбка доходит до щиколоток, вот блаженство».

Послевоенное время требовало простоты и функциональности, исключало идею изобилия и роскоши, свойственных высокой моде , общество остро реагировало и на «New Look» Диора с прежними иерархическими идеалами, превосходством от-кутюр над всеми остальными стилями одежды, и на военную коллекцию Ива Сен-Лорана, навеянную стилем милитари 1940-х годов, - аудитории нужно было нечто принципиально новое, модное возрождение.

Чтобы не прятать послевоенный кризис за маской роскоши, и чтобы не отдавать дань военным подвигам, обличаясь в солдатские шинели. Нужен был антагонизм гламуру – беспренципный и дерзкий. Поэтому панк-революция в моде – звучит убедительно и многообещающе (даже спустя столетие), а стиль Баронессы всё же проигрывает: в этом модном противостоянии победа на стороне “savage beauty”.