Найти в Дзене
Кино и книги

"Последний рейс "Альбатроса": забытая экранизация повести Е. Федоровского о разведчиках "Штурмфогель без свастики"

Одна из моделей первого турбореактивного самолета Мессершмитт Ме. 262 называлась "Штурмфогель", что буквально переводится как "Буря-птица", то есть буревестник или альбатрос. Самолет отличался большой скоростью, высотой полета, доходящей до нижнего слоя стратосферы. Разработка проекта началась в 1938 г., подъем модели в воздух состоялся 18 апреля 1941 г. , а первый боевой вылет - только 4 октября 1944 г.

Все время с этой машиной что-то случалось, то неудачные испытания, то Рейхминистерство авиации охладевало к проекту, то Гитлеру приходила в голову идея переделать истребитель в бомбардировщик и он упирался в нее, несмотря на все разумные доводы.

Повесть Евгения Федоровского "Штурмфогель без свастики" излагает свою версию событий, приведших к опозданию серийного выпуска самолета. По ее мотивам снят замечательный и несправедливо забытый фильм о советских разведчиках, немецких антифашистах и гитлеровских спецслужбах, которые тоже отрабатывали свой хлеб.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Последний рейс "Альбатроса" 1971 г. 4 серии

Все началось во время войны в Испании. Летчиков эскадрильи "Кондор", отличившихся в воздушных боях с республиканцами, награждал ас Первой мировой войны, знаменитый Эрнст Удет, назначенный Герингом на должность генерал-директора люфтваффе. Прирожденный авиатор искренне поздравлял их с повышением и предстоящим отпуском. Нам из этой компании стоит запомнить двух друзей - Альберта Вайдеманна и Пауля Латманна.

Кадр из фильма "Последний рейс "Альбатроса". Пауль Латманн (Витаутас Томкус) и Альберт Вайдеманн (Юрис Каминскис).
Кадр из фильма "Последний рейс "Альбатроса". Пауль Латманн (Витаутас Томкус) и Альберт Вайдеманн (Юрис Каминскис).

По окончании церемонии молодежь повалила в ресторан, а генерал стал жаловаться командиру эскадрильи Мильдерсу на скуку административной работы, служебные козни и стукача-адъютанта. Просил подобрать приличного человека из подопечных. Полковник Мильдерс рекомендовал капитана Латманна. И вот уже Пауль смешивает коктейли, берет взятки с посетителей, возит шефа в автомобиле и понемногу оказывает на него влияние. Остальные сослуживцы Латманна вскоре примут участие в нападении на Польшу.

Кадр из фильма "Последний рейс "Альбатроса". Генерал Эрнст Удет  и его новый адъютант.
Кадр из фильма "Последний рейс "Альбатроса". Генерал Эрнст Удет и его новый адъютант.

В Москве, в генеральном штабе Красной Армии ломают голову над поведением наших "заклятых друзей"- нацистов. Они открыто показывают советским официальным представителям новые самолеты. Не значит ли это, что где-то есть скрытые новейшие? Дать ответ может только наш разведчик в люфтваффе, работающий под псевдонимом "Март". Настоящее имя агента неизвестно даже человеку, которого отправляют к нему в качестве связного.

Между тем немецкие фирмы Хейнкеля и Мессершмитта борются за первенство в создании самолета с реактивным двигателем. На генерала Удета самолетик Хейнкеля впечатления не произвел. Адъютант наводит шефа на мысль свалить ответственность за оценку изобретения на Гитлера, ненавязчиво убедив его в непрактичности новшества. Позже Пауль сообщает о результатах демонстрации Мессершмитту.

Обеспечением секретности новейшей разработки озабочена секретная служба люфтваффе под руководством майора Эвальда фон Регенбаха, а также представитель гестапо оберштурмфюрер СС Вальтер Зейц, курирующий работы на испытательном аэродроме Мессершмитта в Лехфельде.

Кадр из фильма "Последний рейс "Альбатроса". Зейц вербует Ютту,  секретаршу в доме главного конструктора Зандлера.
Кадр из фильма "Последний рейс "Альбатроса". Зейц вербует Ютту, секретаршу в доме главного конструктора Зандлера.

На майора Вайдеманна бдительный сослуживец настучал, что тот слишком жалеет поляков в бою. Информации не поверили, но осадок остался. Латманн помогает приятелю устроиться летчиком-испытателем к Мессершмитту. Теперь Альберт будет бороться в небе не с противником, а с упрямой реактивной моделью.

После почти полного разгрома антифашистской "Красной капеллы" уцелела подпольная группа "Альта", агент которой работает в службе Регенбаха. Там перехватывают шифровки неизвестного вражеского разведчика подписанные псевдонимом "Март". Потерявшая другие связи "Альта" начинает отправлять свою информацию по тому же каналу, под тем же именем и теперь майора Эвальда фон Регенбаха буквально преследует вездесущий и неуловимый позывной "Март".

Актеров прибалтийского кинематографа отличает сдержанная и малоэмоциональная манера игры. В данном случае она, я думаю, придает картине убедительности. То что в служебных характеристиках персонажей "Семнадцати мгновений весны" называлось "характер нордический" с виду присуще всем главным героям. Некоторое исключение составляют откровенный генерал Удет (Бронюс Бабкаускас), любящий прикладываться к рюмке, и простоватый механик Карл Буга (Антс Экола).

Для того чтобы избежать проблем, настигших Вайдеманна, необходимо держаться так, чтобы не дать повода для порочащей информации. Слежка пронизывает всю структуру государства. Нет лиц свободных от подозрения в предательстве интересов рейха, что неоднократно озвучивает рациональный профессионал секретной службы фон Регенбах, поэтому люди стараются быть "как все".

Кадр из фильма "Последний рейс "Альбатроса". Майор фон Регенбах и его сотрудник Крюгер прослушивают разговор генерала Удета с Латманном в автомобиле.
Кадр из фильма "Последний рейс "Альбатроса". Майор фон Регенбах и его сотрудник Крюгер прослушивают разговор генерала Удета с Латманном в автомобиле.

Однако обоих друзей-летчиков выделяет сила личности, храбрость и преданность долгу. В книге их положение по разные стороны схватки доведено до предела: оба погибают в результате взаимного воздушного тарана. В фильме конец несколько иной, но это один из редких советских военных фильмов, в котором наша победа относительна и дается дорогой ценой, а немцы работают очень результативно.

И в книге, и в фильме авторы долго стараются сохранить тайну того, кто является советским разведчиком, хотя, на мой взгляд, об этом говорит наибольшее время нахождения персонажа в кадре. Эмоциональное напряжение картины достигается поворотами сюжета, а также демонстрацией военной хроники и фотографий в сопровождении резкой, тревожной музыки Альфреда Шнитке, передающей агрессивный дух гитлеровского наступления.

Я бы советовала сначала прочесть книгу, а потом обращаться к экранизации режиссера Леонида Пчелкина. Они достаточно разные, чтобы кино после прочтения не казалось неинтересным. Не знаю зачем нужно было изменять фамилии некоторых героев, разве что Латманн звучит красивее, чем Пихт и , разумеется, для меня была неожиданностью трактовка роли Регенбаха, который в повести играет совсем за другую сторону.

В картине есть некоторые ляпы, как всеми замеченный титр с ошибочной датой нападения на Польшу, но не хочется придираться. Не сомневаюсь, что чем дальше вы будете смотреть фильм, тем больше поддадитесь затягивающему эффекту истории, а ее развязка, вызовет если не слезы, то, по меньшей мере, волнение.

Ах, как хочется все переиграть и спасти героя, к которому мы успели привязаться, увидев его мужество, самоотверженность и человечность, таящиеся под холодной маской! Судьба разведчика. О ней говорит в финале такая же сдержанная как и общий тон картины, но особенно пронзительная на фоне последних кадров песня:

Мы ушли, словно не были,
и следов не оставили,
Мы в атаке не ранены,
не убиты в бою:
То ли в море уплыли мы,
то ли в небе растаяли.
Мы ушли на задание -
мы, как прежде, в строю. (сл. Александра Галича).

В картине снимались: Витаутас Томкас (Пауль Латманн), Юрис Каминскис (Альберт Вайдеманн), Юрис Плявиньш (Эрих Хайдте), Вайва Манделите (Ютта), Атанас Габренас (Зигфрид Коссовски), Тыну Аав (Эвальд фон Регенбах), Аудрис Мечисловас Хадаравичус (Вальтер Зейц), Гиртс Яковлевс (Альфред Крюгер), Ингрида Андриня (Эрика Задлер) и другие актеры.

Надеюсь, что вы с удовольствием пересмотрите или впервые увидите этот интересный незаурядный фильм. Поздравляю всех с Днем Победы советского народа в Великой Отечественной войне!

Предыдущий обзор кино о военных разведчиках: "Майор "Вихрь": экранизация романа Юлиана Семенова, в которой Штирлиц не появился".

-6