"Майор "Вихрь" - седьмая книга Юлиана Семенова из серии про советского разведчика Всеволода Владимирова, работавшего под масками журналиста Максима Максимовича Исаева, а затем гитлеровского офицера Макса Отто фон Штирлица.
Известный герой в ней - персонаж довольно проходной и линия сюжета "Штирлиц встречает потерянного сына", честно говоря, отдает индийской мелодрамой. Авторы экранизации, видимо, решили: "Раз в названии майор "Вихрь" - так и снимаем про "Вихря". Правильно сделали.
"Майор "Вихрь" 1967 г. 3 серии
Весна 1944 г. Советские войска очищают от оккупантов территорию СССР и скоро ступят на западные славянские земли, в том числе, в Польшу. В планы отхода немцев входит взрыв и последующее затопление Кракова.
В окрестности города, для удостоверения в планах противника и принятия мер против варварской акции, забрасывается группа советских разведчиков. Руководитель - Вихрь, заместитель по разведработе - Коля, радист-шифровальщик - Аня. Настоящие имена Вихрь и Аня назовут друг другу потом, после того, как признаются во взаимной любви.
А пока они летят через линию фронта, чтобы, выбросившись в намеченный квадрат, собраться вместе, доложить о прибытии, закопать рацию и добираться до явок, названных польским подпольем. Поляки должны связать Вихря с Мухой, единственным не арестованным разведчиком из ранее заброшенной группы.
На случай, если что-то пойдет не так, есть место встречи - костел в селе Рыбны. Возле него, в назначенное время, будет ждать Вихря сам Муха. Они узнают друг друга по описанию внешности и паролю.
Все пошло не так. Сильный ветер разметал парашютистов. Они не нашли друг друга. Худо-бедно по плану удалось просочиться только Коле. Он, хоть и не без нервотрепки, прошел через фильтрационный лагерь, получил аусвайс и устроился парикмахером в Кракове.
Вихрь, укрываясь от немцев, шел по лесу день, а наутро, спящий, был задержан гестаповцами. Аня пришла к костелу и встретилась с Андреем - Мухой, не зная, что парень завербован профессионалом абвера полковником Бергом.
В сравнении с первоисточником могу сказать, что экранизация мне понравилась больше романа, что часто бывает с творениями Юлиана Семенова.
Во-первых, действие динамичнее. Во- вторых, действительно, лучше без Штирлица, тем более, что Виктор Павлов играет героя очень отличающегося от сына разведчика Владимирова. В-третьих, закулисные склоки в штабе нашей разведки по вопросу доверия к группе нарушали бы цельность сюжета и его идею. В фильме это только чуть обозначили.
Жаль, правда, очень интересной линии - судьбы военнопленного Степана Бородина. Ради нее стоит прочитать книгу, но в кино, она бы уводила сюжет в сторону.
Самыми напряженными моментами можно назвать эпизод с автомобилем после налета на ресторан ("Убери подсос!") и трагический, хотя и слишком киношный финал (танки прибывают уж очень кстати). Нагнетание саспенса просто зашкаливает.
Из персонажей наиболее зрелым разведчиком смотрится не Вихрь (Вадим Бероев), красивый, мужественный и героичный, а Коля, по легенде парикмахер Андрей Гришанчиков.
Павлов очень органичен в роли простоватого, склонного и похохмить, и поугодничать, обтекаемого типа. Человека, который приспособится к любому режиму, стараясь ни в чем особо не замазаться. Такие всегда вызывают доверие властей. Конечно, это маска но, как прикрытие - образ идеальный.
Наш талантливый враг - полковник Берг, волей судьбы попавший в собственную ловушку. Его отношения с арестованной русской разведчицей разыгрывались как игра в поддавки, а оказались единственным спасением для ученика Канариса, угодившего под колпак гестапо. Владислав Стржельчик просто дышит добродушием и обаянием, и по-русски-то он говорит лучше самих русских, обрабатывая Аню.
Поляк-пианист Юзеф Тромпчинский (Александр Ширвиндт) и немецкий писатель, военный журналист Зигфрид Трауб (Владимир Кенигсон). Два интеллигента нашли друг друга и завели излюбленные философские споры под музыку Шопена.
Слушать их диалоги - одно удовольствие, как в "Семнадцати мгновениях весны" разговоры Штирлица и пастора Шлага. Не знаю почему многие зрители, отдавая должное игре Кенигсона, не принимают Ширвиндта. По-моему, "пан Ширвиндт" - истинный поляк, красивый и вальяжный.
Андрей - Муха (Владимир Гусев) - предатель, топящий горе в самогоне, пиве, коньяке. Для него переход на сторону врага тоже не счастье, а возврата нет. Удивительно, как Гусев показывает это легкими штрихами:
Берг: Не пейте много, разведчику так нельзя.
Муха: Я не разведчик - я агент (опрокидывает рюмку). Ваш агент!
Его персонаж последователен в измене, делает все что положено, но, видно, и мечта об автомастерской не греет душу.
Эсэсовец Либо (Пеэтер Кард) - "дитя народа", "дитя партии", сын немецких коммунистов, воспитанный в ненависти к идеалам неизвестных ему родителей. Парень работал в концлагерях - куда уж дальше! Сдает в гестапо на страшную смерть человека, раскрывшего ему секрет происхождения и, вернувшись домой, стреляется, педантично сполоснув уже ненужные для жизни рюмки.
В книге он напоминает робота, у которого от перегрузки сгорел предохранитель. Эстонский актер нервным тиком и проскальзывающими неуверенными интонациями сумел показать как не до конца вытравленное человеческое пробивается сквозь железную маску.
Про актрис могу сказать, что все справились: и хрупкая Анастасия Вознесенская с огромными искренними глазами (Аня/Женя), и , реально похожая на польку Людмила Давыдова (Крыся), но наиболее запомнились почему-то эпизодические старуха-полячка (Александра Денисова) и танцующая девушка (Валентина Шарыкина).
Режиссер картины - Евгений Ташков, уже создавший "Жажду" и "Приходите завтра..." после "Майора "Вихря" снимет "Адъютант его превосходительства". В общем, класс - он и есть класс! Многие хвалят музыку Андрея Эшпая, меня она как-то не зацепила, разве что в финальном эпизоде. Вероятно, часто звучавший Шопен переиграл Эшпая.
О реальной подоплеке сюжета могу сказать, что образы персонажей в книге Семенова собирательные, но больше всего они построены на биографиях, мемуарах и интервью разведчиков Алексея Ботяна, Евгения Березняка, Елизаветы Вологодской, Алексея Шаповалова, Курта Гартмана (тот самый перевербованный немец).
В отличие от героев кино, все прожили долгую и успешную жизнь (газета "Красная звезда" 1 ноября 2006 г. статья "Майор "Вихрь": реальные времена и события" кандидата исторических наук Владимира Лота).
В фильме также снимались: Евгений Тетерин (Седой), Евгений Кузнецов (шеф СД Крюгер), Евгений Буренков (полковник Бородин), Олег Голубицкий (переводчик Фишер), Игорь Ясулович (шофер Аппель), Владимир Осенев (инженер-полковник Краух), Юрий Волынцев (Швальб), Константин Желдин (чиновник в фильтрационном лагере) и другие актеры.
Надеюсь, статья вызовет у вас желание встретиться с героями фильма. Может быть вас заинтересует и предыдущий отзыв о многосерийном фильме на военную тему: "Долгие версты войны": фильм-трилогия по рассказам Василия Быкова "Журавлиный крик", "Атака с ходу", "На восходе солнца".