Как энтузиасты меняют внешний вид и геймплей культовых проектов, попутно изобретая новые жанры
Из обычных фанатских модов для популярных игр уже выросли не только отдельные игры, но и целые новые жанры. Некоторые из них обрели такую популярность, что стали модными киберспортивными дисциплинами.
Рассказываем, как модификации меняют игровой опыт в привычных хитах и как разработчики поддерживают самых талантливых энтузиастов.
Как модификации меняют игры
Моды позволяют геймерам раскрыть творческий потенциал и дают новую жизнь старым хитам. Неизвестно, протянул бы Skyrim так долго на одних лишь официальных дополнениях. Разработчики, которые поощряют пользовательский контент, стимулируют рост сообщества и получают новые идеи для создания новых проектов и доработки уже существующих.
Если не считать откровенно шуточных модификаций вроде добавления паровозика Томаса в Hogwarts Legacy, большую часть модов можно разделить на три группы.
Улучшают графику
Один из самых распространенных типов модификаций — графические улучшения. Они делают старые игры красивее, добавляют поддержку актуальных разрешений и помогают геймерам глубже погрузиться в виртуальный мир благодаря более реалистичной картинке.
Например, RealVision ENB добавляет текстуры высокой четкости, улучшенное освещение и динамические тени в The Elder Scrolls 5: Skyrim. Благодаря моду нордические пейзажи Скайрима выглядит реалистичнее и выразительнее.
NaturalVision Remastered точно так же для улучшает текстуры, освещение и отражения на автомобилях в Grand Theft Auto 5. Заодно он меняет погодные условия, добавляет объемные облака и делает виртуальный Лос-Сантос похожим на реальный мир. Игра, которой уже десять лет, с этим модом выглядит достовернее большинства куда более современных конкурентов.
Углубляют игровой процесс
Бывает, что моды вводят новые элементы в механику игры, добавляя уровни сложности и новые функции, а также устраняют существующие недостатки. Некоторые игры — такие, как Vampire: The Masquerade — Bloodlines и Star Wars: Knights of the Old Republic — и вовсе были доработаны фанатами после того, как издатели выпустили сильно урезанные и забагованные версии.
Но это скорее исключения. Как правило, геймплейные моды призваны показать нормально работающую игру в новом ракурсе. Так, Project Nevada для Fallout: New Vegas добавляет навыки, меняет баланс оружия за счет модулей кастомизации и механику боя.
А Long War для XCOM 2 увеличивает продолжительность игры, усложняет тактические сражения и вводит новые типы врагов, а также дополнительные виды боеприпасов и оружия. Мод также добавляет новые классы и разветвленное древо навыков, усиливая стратегический элемент и увеличивая важность долгосрочного планирования.
Мод Frostfall превращает The Elder Scrolls 5: Skyrim в симулятор выживания. Новые алгоритмы отслеживают положение игрока, погоду в регионе и состояние экипировки, на основе чего моделируют температуру тела персонажа и вокруг него. Если не хотите замерзнуть — вовремя чините доспехи, разводите костры и стройте убежища.
Добавляют новые локации и сюжет
Фанаты нередко добавляют в игры персонажей, побочные задания и целые сюжетные линии, расширяя игровой мир. Например, мод Falskaar привносит во все ту же Skyrim новую область для исследования — со своими подземельями, квестами и в общей сложности увеличивает продолжительность игры еще минимум на 20 часов.
Priority Earth Overhaul Mod полностью меняет финал Mass Effect 3, добавляет новые сражения, ролики на движке, диалоги и восстанавливает удаленные сцены. Конец трилогии приобретает дополнительную эпичность и драматизм.
Stardew Valley Expanded вводит новые области для исследования, персонажей, задания и расширяет историю в популярном симуляторе фермера Stardew Valley. А мод Kaiserreich для стратегии Hearts of Iron IV заменяет реальную историю альтернативной и показывает мир, в котором Центральные державы победили в Первой мировой войне.
Как разработчики поддерживают модификации
Некоторые разработчики не только одобряют модификации, но и выпускают инструменты для энтузиастов — от банальных редакторов карт до комплексного ПО, позволяющего создавать едва ли не новые игры на базе существующих.
У Bethesda Softworks есть Creation Kit для The Elder Scrolls 5: Skyrim и Fallout 4. Благодаря этому набору фанаты и создают те модификации, которые упоминались выше, и которые позволяют Skyrim успешно продаваться и привлекать игроков уже 12 лет.
Другие решения облегчают процесс установки и обновления модов. Например, Valve предоставляет платформу Steam Workshop для Dota 2, Team Fortress 2 и многих других игр. Система позволяет пользователям делиться своими работами с игровым сообществом.
Некоторые студии активно сотрудничают с моддерами и даже нанимают их на работу. Например, CD Projekt Red пригласила автора модификации HD Reworked Project для The Witcher 3, чтобы улучшить графику в Cyberpunk 2077.
Студия Colossal Order, известная градостроительной стратегией Cities: Skylines, предоставила сообществу инструмент Asset Editor для создания новых игровых объектов. А чтобы было проще добавлять пользовательские здания в игру, ее подключили к упомянутой выше системе Steam Workshop.
Как модификации превращаются в новые игры
Некоторые знаменитые игры зародились как модификации к уже существующим. Например, соревновательный шутер Counter-Strike, созданный на базе Half-Life, стал самостоятельным проектом и является одним из лидеров в жанре. Летом 2023 года ожидается выход Counter-Strike 2.
Dota выросла из пользовательской карты Defense of the Ancients для Warcraft 3. Теперь это один из флагманов целого жанра сетевых игр, MOBA (Multiplayer Online Battle Arena, «многопользовательская сетевая боевая арена»), и популярнейшая киберспортивная дисциплина.
В DOTA 2, League of Legends и другие MOBA играет множество геймеров как на ПК, так и на смартфонах. По самым известным снимаются сериалы: «DOTA: Кровь дракона», «Аркейн: Лига Легенд» и проводятся турниры с большими призовыми фондами.
Другой яркий пример – PlayerUnknown's Battlegrounds, более известная как PUBG. Изначально это модификация реалистичного военного шутера ArmA 2, которая превратилась в самостоятельную игру, завоевавшую сердца игроков напряженной борьбой за выживание.
Популярность PUBG стимулировала развитие жанра “королевской битвы”, суть которого сводится к сражению нескольких десятков игроков на большой карте. Приз получит единственный выживший. Благодаря успеху мода появилось множеств подражателей и несколько настоящих хитов — Fortnite: Battle Royale, Apex Legends и Call of Duty: WarZone.
Team Fortress появилась как модификация для Quake с акцентом на командную игру и разные классы персонажей. Популярность мода в итоге привела к созданию полноценной отдельной игры, получившей название Team Fortress 2. В 2023 году ей уже 16 лет, но Valve и не думает прекращать поддержку шутера.
DayZ – еще одна модификация ArmA 2. Суть игры в выживании — постоянный поиск ресурсов, еды, воды и боеприпасов, создание предметов и осторожность помогут персонажу игрока выжить в мире, населенном зомби. И другими игроками, не все из которых дружелюбны.
Сочетание открытого мира, мультиплеера и выживания привело к росту популярности жанра «симулятор выживания» и появлению множества новых проектов со схожими механиками собирательства и крафта. В свою очередь Bohemia Interactive выпустила DayZ как отдельную игру и самостоятельно занялась ее продвижением. Изначально Холл участвовал в этом проекте, но позднее основал собственную студию Rocketwerkz и занялся другими разработками.
Ролевое приключение The Forgotten City еще в 2015 году было популярной модификацией The Elder Scrolls 5: Skyrim. Героям игры предстоит расследовать преступления в древнеримском городе и решать судьбу его граждан — и все это преимущественно дипломатическим путем.
Детективная история получила премию австралийской гильдии писателей, а сам мод скачали более 3 млн игроков. В 2021-м The Forgotten City вышла как самостоятельная игра, набрала 84 балла от игровой прессы по версии Metacritic и «крайне положительные» отзывы в Steam. Для новой версии авторы расширили сюжет и увеличили объем текста — теперь в нем более 80 тыс. слов.
Dear Esther, один из столпов жанра «симулятор ходьбы», появилась как модификация для Half-Life 2. Персонажи исследуют остров в Шотландии, пока рассказчик за кадром читает отрывки из писем, адресованных загадочной Эстер.
Студия The Chinese Room выпустила самостоятельную версию Dear Esther в 2012 году. Игра получила хорошие отзывы и популяризировала жанр «симулятор ходьбы» — за несколько последующих лет вышли Firewatch, Gone Home, The Vanishing of Ethan Carter, 35 MM, The Light Remake, ПАНЕЛЬКИ и множество других игр с акцентом на атмосфере и историях, а не на геймплее.
В истории игровой индустрии было еще множество проектов, которые начинались как модификации и превращались в отдельные игры. Например, Chivalry: Medieval Warfare, основанный на модификации для Half-Life 2 под названием Age of Chivalry. Или гибрид шутера и стратегии Natural Selection, построенный на базе первой Half-Life.
Благодаря талантливым энтузиастам игры продолжают удивлять и развлекать нас, предлагая нестандартный взгляд на уже знакомые проекты. Моды — большое поле для творчества, и охватить все интересные примеры в одной статье невозможно. Делитесь в комментариях своими любимыми играми, выросшими из пользовательских модификаций.