Найти тему
SFERA – Pro Историю

Ни один самолёт не мог выдержать такой грозы — ТБ-7 смог: самый засекреченный дипломатический рейс Второй мировой

Оглавление

19 мая 1942 года с подмосковного аэродрома Раменское в западном направлении вылетел тяжелый 4-моторный бомбардировщик ТБ-7, управляемый опытным полярным летчиком Э. Пусэпом. Самолету предстоял долгий и тяжелый путь, а также выполнение секретной дипломатической миссии, перевернувшей ход Второй мировой войны.

SFERA – Pro Историю...
SFERA – Pro Историю...

Уникальный самолет для ценного пассажира

До последнего момента экипаж бомбардировщика не знал, что перевозить предстоит личного представителя Сталина — наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. По поручению вождя народов он направлялся сначала в Лондон, а затем — в США. Главной целью дипломатических переговоров было решение вопроса об открытии второго фронта, а помимо этого — обсуждение территориальных границ в послевоенные годы.

Для выполнения миссии был выбран уникальный самолет ТБ-7 (он же — Пе-8), единственный советский бомбардировщик, подходящий для столь сложного перелета. Грозная машина, оснащенная двигателями АМ-35А по 1360 л. с., имела дальность полета более 3500 км. Командир судна Эндель Пусэп обладал соответствующими компетенциями и опытом перелетов на сверхдальние расстояния в экстремальных условиях.

В ходе дипломатического рейса лишь благодаря этим навыкам удалось избежать чудовищной катастрофы.

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Гроза над вражеской территорией

Пролетая над Прибалтикой, ТБ-7 оказался, что называется, между двух огней. Самолет вошел в густые дождевые облака и попал в страшнейшую гибельную грозу, обойти которую было невозможно: снижаться нельзя — внизу враг. Бомбардировщик летел над опасной зоной, укрываясь за тяжелыми тучами, что спасало его от обнаружения. Однако риск перехвата не стоит исключать. В любой момент могли появиться вражеские истребители, и тогда у летевшего без прикрытия ТБ-7 не осталось бы никаких шансов. А у Молотова на такой случай была однозначная инструкция: при вынужденной высадке на чужой территории живым врагу не должен достаться никто.

Куда более серьезную опасность представляла гроза. Современные эксперты считают, что в начале 40-х ни один самолет не смог бы выдержать настолько сильной встряски. Но советский ТБ-7 под управлением Пусэпа справился!

SFERA – Pro Историю...
SFERA – Pro Историю...

Переговоры с Черчиллем

Преодолев этот жуткий отрезок пути, бомбардировщик приземлился в Шотландии, а 20 мая Молотов прибыл в Лондон. В ходе переговоров нарком задал британскому премьеру вопрос (цитата по ТАСС):

«Могут ли союзники Советского Союза, и в первую очередь Великобритания, оттянуть с нашего фронта летом и осенью 1942 года хотя бы 40 германских дивизий?».

На что получил довольно уклончивый ответ: Черчилль ссылался на то, что они уже воюют с немцами в Африке, и открытие второго фронта пока проблематично. Планы советского руководства по обсуждению послевоенных границ также не реализовались. Британская сторона отказалась от этого, указывая на обязательства перед Польшей.

Результатом переговоров стал договор от 26 мая сроком на 20 лет, где прописывались военная и другие виды взаимопомощи между СССР и Великобританией, а также противодействие Германии и ее союзникам.

-4

IT-проект SFERA — один из самых ярких и амбициозных в России. Компания разрабатывает многофункциональное мобильное приложение, релиз которого совсем скоро. Ознакомиться подробнее можете по ссылке. Скачивайте приложение в раннем доступе в Google Play и AppStore. Спасибо!

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Преодоление Атлантики

На следующий день советский нарком направился в Вашингтон. На том же самом, уже легендарном, бомбардировщике был совершен трансатлантический перелет, который даже по нынешним меркам считается сложным.

Самолет должен был остановиться для дозаправки в Исландии. ТБ-7 приземлился без проблем, но экипажу пришлось застрять там на несколько дней. В Рейкьявике стояла откровенно ужасная погода: сильный ветер, туман, что, впрочем, типично для северных широт.

Когда погода наладилась, ждала еще одна трудность. В момент взлета наступил абсолютный штиль: тяжелому бомбардировщику нужно было подняться в воздух при отсутствии встречного ветра, да еще и со слишком короткой для него полосы. В таких условиях самолету могло просто не хватить силы для взлета, однако терять драгоценное время не хотелось.

SFERA – Pro Историю...
SFERA – Pro Историю...

На разгоне Пусэп выжал из машины всё, что можно. Самолет набирает скорость на взлетной полосе, которая к тому же заканчивается обрывом, и… наблюдатели в ужасе глядят на то, как ТБ-7 уходит вниз. Но впоследствии экипажу удалось вырулить: чтобы взлететь, у них был один шанс из тысячи. Во время полета от Исландии до Канады Пусэп фактически ведет самолет вслепую, ведь ориентиров нет — кругом вода.

30 мая Молотов прибывает в Вашингтон. Переговоры с Рузвельтом оказываются более успешными: стороны подписывают коммюнике об открытии второго фронта. Вооружившись новым дипломатическим козырем, нарком возвращается в Лондон и, наконец, добивается желаемого результата. Сам Молотов, цитирует «Военное обозрение», описывал ситуацию так:

«Сталин мне указания давал, чтобы они 30-40 немецких дивизий на себя оттянули. И я этого требовал. Когда прилетел в Америку, я сказал это Рузвельту, и в душе удивился его ответу: «Законное, правильное требование...». Он без всяких поправок принял мое коммюнике, что второй фронт откроется в 1942 году. Рузвельт подписал мне все бумаги, и я решил с этими документами снова лететь к Черчиллю».
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Дипломатическая победа

В то время советские войска терпят колоссальные потери, идут тяжелые бои, однако теперь появилась надежда на поддержку со стороны союзников. Правда, ждать ее пришлось долго: второй фронт развернули лишь в середине 1944-го. Но ведь если бы не этот перелет, этого могло бы и не произойти вовсе.

Тем временем Молотову после дипломатических побед предстояло вернуться на родину. Немцы уже обо всем знали и готовились к перехвату его самолета любой ценой. Тогда нарком пошел на хитрый шаг и распорядился опубликовать коммюнике за день до прилета в Москву, чтобы ввести врага в заблуждение. Уловка сработала: в нужный момент самолет никто не ждал.

По возвращении летчики, которые принимали участие в миссии, получили звание Героев Советского Союза.

🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.

Предлагаем прочитать:

Материал создан при поддержке проекта SFERA