Найти в Дзене
Наша История

8 мая в истории России

Плакат "Наш ответ Керзону!" (1923)
Плакат "Наш ответ Керзону!" (1923)

8 мая 1923 года главой английского торгового представительства в Москве вручена Советскому правительству нота правительства Великобритании, составленная министром иностранных дел лордом Керзоном, известный как «Ультиматум Керзона».

Суть ультиматума.

Керзон предъявлял СССР обвинения в проведении антибританской политики на Востоке и потребовал в 10-дневный срок выполнения следующих условий:

1) прекращения антибританской подрывной деятельности в Персии и Афганистане, осуществляемой из советских представительств в этих странах;

2)прекращения религиозных преследований в Советском Союзе;

3) освобождения английских рыболовных траулеров, задержанных за ловлю рыбы в советских территориальных водах Баренцева моря;

4) требование денежной компенсации за арест и расстрел ряда участников "группы Дюкса" (группы, которой в Петрограде руководил резидент британской разведки Поль Дюкс).

Нота уведомляла о неизбежности разрыва отношений в случае неудовлетворения всех требований и претензий в течение 10 дней со дня её получения.

Реакция Советского правительства.

Советское правительство 11 мая 1923 года отвергло британский ультиматум и инспирировало массовые демонстрации.

Демонстрация против ультиматума Керзона. Май 1923 года
Демонстрация против ультиматума Керзона. Май 1923 года

14 мая 1923 года в Лондоне был получен официальный ответ правительства РСФСР за подписью заместителя наркома иностранных дел Литвинова. Нота не отрицала, что «Советское правительство действительно посылало деньги своему представителю в Персии, и делало оно это вполне открыто через лондонские же банки» (пункт 7), но отвергала большинство претензий, ссылаясь, в частности, на то, что действительно имеет место «ненормальность нынешних отношений и недостаточность существующей базы соглашения» (пункт 8). Нота также гласила: «Несмотря на повторные недоразумения, Советские республики высоко ценят нынешние отношения с Великобританией и ищут сохранения и развития их в интересах всеобщего мира и поэтому готовы на самое благожелательное и миролюбивое разрешение существующих конфликтов. Российское правительство заявляет, что оснований для разрыва сношений нет» (пункты 15 и 16). В заключение нота предлагала британскому правительству переговоры (пункт 17).

17 мая того же года Керзон принял полпреда Красина, изложив ему вновь требования британской стороны.

Советское правительство уже 23 мая выразило готовность принять почти все требования Керзона.

«Нашумевший конфликт с Англией кончился тихо, мирно и позорно. Правительство пошло на самые унизительные уступки, вплоть до уплаты денежной компенсации за расстрел двух английских подданных, которых советские газеты упорно называют шпионами»

(11 июля 1923, Михаил Булгаков).

По мнению советских историков, были удовлетворены лишь некоторые пожелания Керзона, при этом через 10 дней после окончания действия ультиматума (срок которого продлил сам Керзон).

В ноте от 23 мая СНК СССР выразил согласие пойти навстречу. Во-первых, Правительство предложило заключить с Англией конвенцию, предоставляющую английским гражданам право рыбной ловли в советских водах вне трёхмильной морской зоны впредь до урегулирования всего вопроса; во-вторых, уплатить за конфискованные английские рыболовные суда; в-третьих, уплатить компенсацию за расстрел и арест английских граждан, однако, с оговоркой, что согласие на это отнюдь не означает ошибочности репрессивных мер, применённых в отношении этих шпионов; в-четвёртых, взять обратно два письма, посланные на имя Ходжсона. После дополнительного обмена нотами, в которых были установлены взаимные обязательства невмешательства во внутренние дела и воздержания от враждебных актов, оба правительства признали переписку законченной.