Очень люблю этот фильм. И перед Праздником Великой Победы решила написать про него.
В 1967 был 50-летний юбилей органов госбезопасности и внешней разведки. К этой дате решили снять фильм, но подумали об этом в 1966, то есть за год.
Режиссером картины пригласили поработать Владимира Басова, зная, что он умеет снимать быстро. И, конечно, он не высказал энтузиазма.
Снимать впопыхах такой фильм он не собирался. Дело в том, что Басов сам, семнадцатилетним, ушел на фронт в Великую Отечественную, несмотря на то, что у него была возможность попасть в Театр Красной Aрмии. Вот что он сам говорил:"Boйнa стала моими университетами. А истинный аттестат зрелости моё поколение получило у стен рейхстaга".
Владимир Басов был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги» и демoбилизовался в чинe кaпитана через год после Победы, чтобы воплотить свою мечту и заниматься кинематографом.
Поэтому он понимал всю ответственность, которую брал на себя,снимая фильм на вoенную тему. Никакой поспешной халтуры снимать он не собирался. Каждый кадр должен был быть откровением, каждая минута - оправданной. И никаких штампов.
Даже лейтмотив - песня "С чего начинается Родина", написанная Вениамином Баснером и Михаилом Матусовским сразу стала настолько популярной, что ее печатали на школьных тетрадках наряду с Гимном СССР, "Орленком" и "Взвейтесь, кострами!"
На главную роль режиссер сперва хотел пригласить Юрия Соломина, но тот, в силу занятости не смог. А дальше Басов понял, что искать нужно по-другому. И он попросил встречи с настоящим действующим разведчиком через своих знакомых. Ему пошли навстречу, не сказав, кто же он именно среди остальных приглашенных, а сказали уже после мероприятия. И тогда Владимир Басов понял, что он запомнил всех, кроме того человека, хотя он внимательно на всех смотрел.
В дальнейшем его, уже лично, познакомили с разведчиком Александром Святогоровым, который в годы Великой Отечественной внедрился в немецкую разведшколу, занимался разработкой агентурной сети на оккупированных территориях.
Басов стал изучать фотографии актеров и остановился именно на Станиславе Любшине. Киночиновники его выбор не одобрили. Слишком неприметным показался им актер. Тогда Владимир Басов показал фотографию Святогорову, которого он пригласил, как официального консультанта фильма. И тот кандидатуру Любшина одобрил.
Для Владимира Басова лучшей рекомендации быть и не могло.
А для Станислава Любшина роль была знаковой. В детстве он мечтал стать разведчиком, даже сбежал на фрoнт. Его поймали, и тогда он написал письмо Берии. Мальчика пригласили в НКВД и посоветовали стать актером, а не разведчиком.
И вот, судьбе было угодно, чтобы мечта Станислава практически осуществилась. Поэтому и разведчик из него вышел настолько убедительным.
Своего Генриха Шварцкопфа Басов нашел тоже неожиданно. Будучи на гастролях, он зашел с супругой в ресторан, и за соседним столиком увидел очень подходящего молодого человека. С сожалением режиссер отметил, что наверняка их случайный сосед - геолог или физик. Актеров с такими интеллигентными лицами не бывает. Такой была первая встреча Владимира Басова с актером Саратовского драмтеатра Олегом Янковским.
Станислав Любшин вспоминал первый съемочный день с Олегом Янковским.
Они играли друзей, попавших в шторм, где Иоганн Вайс спасает Генриха Шварцкопфа.
Снимали в огромной чаше, на улице, на "Мосфильме". Причем был разрешен один дубль, поскольку чашу нужно было заполнять несколько дней. Олег Янковский не умел плавать, поэтому все получилось фактически взаправду. Режиссер из этих съемок оставил немного - ровно столько, чтобы подчеркнуть яркость и драматичность момента.
Сам Владимир Басов сыграл роль Бруно, который давал инструкции персонажу Любшина.
Алла Демидова, сыгравшая Ангелику Бюхер, вспоминала о съемках в Берлине, что когда делали сцену праздника, обычным жителям предложили сыграть роль массовки, раздали пивo, и они очень развеселились, сцену сняли на подъеме.
Гонорар платили рублями, а суточные - марками. Алла Демидова призналась, что никогда ничего в номере за границей себе не готовила, и все суточные уходили на еду.
Разведчицу Нину сыграла супруга режиссера, Валентина Титова. Для нее, кроме съемок была дополнительная работа - сын, внешний вид мужа и постоянная готовка, в дома, как она вспоминает, толпилось всегда десять-пятнадцать человек. В итоге она ложилась в три, вставала в шесть. Но абсолютно не роптала, ведь она понимала, в каком фильме снимается.
Ну, а теперь о сюжете фильма. В сороковом году советский разведчик Александр Белов, он же Иоганн Вайс, в числе репатриантов отправляется в Германию со своим другом Генрихом Шварцкопфом, который является племянником высокопоставленного Вилли Шварцкопфа.
Последний, узнав о том, что Иоганн спас племянника во время шторма, оказывает ему покровительство и устраивает в гараж Абвера.
С этого и начинается карьера Вайса. Не могут устоять перед его необыкновенной работоспособностью и выдержкой нaцистские боссы.
Он быстро продвигается по службе, и в это же время раз за разом срывает фaшистские планы...
В данном случае, описывать сюжет - неблагодарное дело, это нужно видеть. Фильм динамичный, все серии смотрятся на одном дыхании.
Кстати,снять его к знаменательной дате режиссер не успел,но в итоге картина превзошла все ожидания.
Буду благодарна за лайк!