Найти тему
Жизнь в историях

Когда творишь злое, не думаешь, что все может вернуться 1/10

В этот погожий декабрьский день Лиза задержалась на работе. Шёл второй месяц, как она, обычная деревенская девушка восемнадцати лет, получила должность бригадира. Хоть все и говорили, что труд этот рабский и неблагодарный, Лиза очень дорожила новым назначением и старалась не подвести начальника подразделения Александра Борисовича. Поэтому отчёты начинала готовить не ближе к концу месяца, как это делали её опытные коллеги, а с самого начала, как только появлялись данные. Но и это пока давалось девушке с трудом и отнимало много времени.

Работала Лиза в городе Дугинск, в тепличном хозяйстве «Тёплое лето», простой рабочей на выращивании и сборе огурцов, томатов и других овощей. И то ли она понравилась начальству исполнительностью и стремлением изучить новое, то ли просто не нашлось походящей кандидатуры, но очень быстро Лиза пошла на повышение.

-- Там ничего сложного нет, -- уверял её Александр Борисович, – девочки тебя всему научат. По сути, это просто дополнительные обязанности к тому, что ты делаешь сейчас. Выходить кому-то на замену, а это требуется почти всегда. Раздавать девочкам работу, но тут они сами опытные и тебе помогут, коллектив у вас дружный. Заполнять кое-какие бумажки по итогу месяца. Ты внимательная и сообразительная, я уверен, что справишься. Да и прибавка к зарплате лишней не будет, верно?.. Опыт к тому же. Как видишь, преимуществ много. И ко мне можешь всегда обратиться, я же кусаюсь.

«Поначалу всегда тяжело, любая работа кажется сложной, -- успокаивала себя девушка, -- зато это что-то новое, а там, глядишь, опыта наберусь, и дела быстрее пойдут».

Была у Лизы и ещё одна причина задержаться сегодня -- это возможность уехать домой позже обычного. Выпадало такое редко, и она каждый раз спешила этим воспользоваться.

Дугинск был небольшим городком в одной из областей необъятной России с населением около ста тысяч человек. Было здесь и своё производство, и школы, и садики, и даже различные училища. Не областной центр, город Эн-ск, конечно, и не Москва, но развернуться тоже есть где. Не сравнишь с деревней Каменкой, в которой Лиза родилась и выросла, где живёт и сейчас. Она бы охотно не моталась туда-сюда, но в Дугинске снять жильё дорого, гораздо проще ездить домой. Так поступали почти все, кто приезжал сюда искать работу из деревень, а таких было много. Автобусы не баловали частыми рейсами, в Каменку так он вообще ходил всего два раза в день, подгадывая время под обычный рабочий график. Не успеть на него было почти катастрофой: вечером попутки в ту сторону ходили редко, трасса не федеральная, а нанимать такси выходило почти в дневную зарплату Лизы. Эх, ну отправлялся бы автобус на часик позже! Именно этого часа ей и не хватало. А потом отчёты накапливались, и приходилось проводить в кабинете долгие вечера или приезжать в выходные.

Лиза не питала тёплых чувств к своей деревне, да и к деревням вообще. Какая нелёгкая занесла её маму Ингу в эти края? Почему она решила создать своим детям столько проблем в будущем, ведь сама родом из областного центра, города-миллионника Эн-ска.

***

Деревня -- это не просто тип населённого пункта, это образ жизни, образ мышления. Мир, где все друг у друга как на ладони, где живёшь, подчиняясь мнению общества, или же это общество изгоняет тебя. Это в городе ты можешь позволить себе независимость действий, поступать так, как считаешь нужным. Деревня такого не простит.

Но Инге мир виделся другим. Свежий воздух, красота природы и отсутствие городской суеты манили её в загородную жизнь. А ещё она без памяти влюбилась в деревенского парня, и он отвечал ей взаимностью. Они тогда были молоды и наивны, хоть и считали себя взрослыми и мудрыми, учась на разных факультетах сельскохозяйственного института. Инга мечтала стать экономистом и сидеть в чистеньком кабинете какого-нибудь фермерского хозяйства, сводя отчёты и ища способы экономии средств. А по вечерам гулять по цветущему лугу или любоваться закатом в беседке на своём собственном участке. Жить так, чтобы не возвращаться туда, где все куда-то торопятся, бегут и всё равно ничего не успевают. Конечно, она посадит и лук, и морковку, но бо́льшую часть её огорода будет занимать живописный цветник и прудик с альпийской горкой. Она видела такой у соседей по даче.

Инга ещё не знала, куда конкретно направится после окончания ВУЗа, но всё решила судьба. Её избранник, Тимофей, был родом из Каменки, небольшой деревушки, до которой отсюда почти триста километров. Туда же парень и хотел вернуться, став механизатором, там пустовал дом его покойной бабушки. Инга была не против.

Мать Инги дала своё благословление, хоть и вздыхала: «Ох, и намаешься ты там, дочка. И мне к тебе лишний раз не приехать, с внуками не помочь, работу не бросить. Тяжко будет – возвращайся». Инга смеялась – трудности её не страшили. Да и какие трудности за могучей спиной Тимофея?!

Первые звоночки будущих проблем зазвучали, когда Инга поехала знакомиться с будущими свёкрами. Родителям Тимофея не понравился выбор сына. Зачем привёл чужеземку? Не мог в своей деревне невесту присмотреть, вон, сколько девок красивых на выданье. В крайнем случае, с соседних деревень бы взял, которые ближе к Каменке. Инга, желая стать своей, стала изучать обычаи деревни и подстраиваться под них.

Следующий виток проблем наступил, когда молодожёны окончили ВУЗ и поехали обустраивать семейное гнёздышко. Работа нашлась для обоих, вот только если Тимофей устроился по специальности, то Инге пришлось идти на ферму дояркой. Каменка была одной из многочисленных деревень, принадлежащих предприятию, которое в простонародье именуют колхозом. Административный центр у них один, и находился он далеко от Каменки, да и вакансий свободных там не было, и быть не обещало.

Пропахшая коровником Инга мечтала отмыться от этой вони, но здесь не город, где есть и ванная, и горячая вода. Домик бабушки был старый, ни газового отопления, ни воды. Топи печку, ходи на колонку. По нужде – и то на улицу. Вообще-то, в Каменке удобства были во многих домах. Просто, когда их проводили, домик пустовал и тратиться на создание комфортных условий родители Тимофея не посчитали нужным.

Розовые мечты о романтических прогулках и прудике с альпийской горкой растаяли как дым. Инга прилагала немало усилий, чтобы совместить работу и домашнее хозяйство, включая огород. Выращивали много, чтобы не только обеспечить себя, но и оставалось на продажу. Муж ей практически не помогал, не дело -- мужику бабскую работу делать, свои же засмеют. Вот дров наколоть или за водой сходить -- это пожалуйста, а прибираться, стирать и готовить должна только Инга. И следить за огородом тоже она. Молодая женщина ставила тяжёлые вёдра на плиту, чтобы согреть воду, и с тоской вспоминала о стиральной машине и посудомойке, оставшиеся в городской квартире.

Приютившись в сенях с тазиком тёплой воды, она снова и снова тёрла мочалкой кожу до крови, стремясь смыть себя тошнотворный запах работы. А назавтра одевалась и шла, чтобы вновь пропитаться им.

Зато Тимофей по вечерам скучал. Отработав положенную смену, он слонялся по деревне в поисках развлечений. Иногда пытался отвлечь молодую жену от дел, затаскивая её в постель. Но Инга отмахивалась -- Тимофей, прежде такой элегантный и чистоплотный, теперь вонял железом и машинным маслом. На предложение принять вместе импровизированный душ он недоуменно пожимал плечами. Кто моется так часто? Зачем? Это же излишнее расточительство ресурсов.

Спустя полгода, зимой, когда занесло все дороги, Инга в своём доме навзрыд рыдала от выкидыша, спровоцированного тяжёлой работой. Свекровь выговаривала сыну, но так, чтобы невестка обязательно слышала:

-- Я тебе говорила – не бери городскую неженку. Вот результат. Мать надо слушать, она плохого не посоветует, полжизни уже прожила. Непосильно ей, видите ли... Я так от вас внуков и не дождусь, соседи чуть не каждый день спрашивают. И что я им сейчас скажу? Стыдно мне, позоришь мать. Наши-то девки -- кровь с молоком, всякая работа им по силам...

Дальше шло перечисление семей, где и жена работящая, и хозяйство в порядке, и детей полон дом. Тимофей понуро молчал, даже не пытаясь защитить супругу.

Вскоре он пришёл домой пьяный. В первый, но далеко не в последний раз.

Интересно ваше мнение, подписывайтесь и ставьте лайки!