Оговорюсь сразу - данная статья представляет исключительно мое личное мнение. Вероятно, у многих с этим монастырем связано много теплых воспоминаний и для них данное место дорого. Мои же воспоминания о монастыре в советские годы сводятся лишь к заброшенной территории, по которой было страшно ходить. Помню, как в студенческие годы не раз " срезали" дорогу по пути в "альмаматер" ( медучилище).
С тех пор монастырь восстановили, построили ( точнее, восстановили на старом фундаменте) Вознесенский Собор, отреставрировали Скорбященскую церковь.
Предлагаю сегодня прогуляться по территории монастыря.
Но для начала немного истории. Прямо самую малость - основные моменты, чтоб было понятно, в чем же в дореволюционные годы заключалось ценность и благость монастыря.
Основан в 1690 году святителем Питиримом. Первой игуменьей была сестра Владыки Питирима - Екатерина. Первая каменная церковь обители - Вознесенская, была заложена в 1792 году. Ее архитекторами стали послушник Саровского монастыря Нафанаил и местный мастер Иван Кругликов. Впоследствии храм дважды ремонтировали. На этом старом дореволюционном фото видно, как храм ( и сам монастырь) выглядели примерно в начале 19 века.
29 мая 1816 года был заложен второй каменный храм обители. Эта церковь была освящена как "Всех скорбящих Радосте".
В первой половине 19 века жизнь монастыря ознаменовалась тем, что в нем появилась монахиня Миропия ( в миру Мария Аденкова), с прославлением которой связано обретение новой иконы - "Вышенской Богоматери". Вкратце опишу эту преинтересную историю. Мария Ивановна решила посвятить себя богу и ехала в Вознесенский монастырь. С собой у нее был образ Казанской Божией Матери. Ямщик оказался человеком нехорошим и задумал Марию убить. А она начала слёзно молиться перед своей иконой. И произошло чудо: ямщик раскаялся и от помыслов своих отказался ( а позже и вовсе постригся в монахи).
А Мария благополучно добралась до Вознесенского монастыря и приняла постриг под именем Миропия. Икону эту с тех пор сестры монастыря очень почитали. И вот перед смертью Миропии приснился сон, что Богородица велит передать почитаемый образ в Вышенскую обитель ( кстати, на странице моего блога есть история о посещении Вышенского монастыря, где ныне пребывает список с Чудотворного образа). Что и было сделано.
Умерла Миропия в 1829 году и была погребена внутри монастыря с южной стороны Вознесенского храма. А от переданной иконы начали совершаться чудеса. Понятное дело, раз Господь послал Миропии чудотворную икону, значит и она какие- то заслуги перед Богом имела. В 1906 году при расширении храма могилу Миропии ( оказавшуюся под полом расширенного храма) не тронули, а вырыли пещеру и сделали проход к ней. Там же возвели часовню.
Надо понимать, что все захоронения насельниц и монахинь проводились на территории монастыря. Т.е. по сути своей, практически половина территории представляла собой некрополь.
Что же произошло дальше? Монастырь процветал: здесь работали мастерские, был разбит фруктовый сад. Сестры вышивали бисером, серебром и золотом, обеспечивая облачением российское духовенство. На территории монастыря имелся приют для девочек ( Ольгинская школа), в котором обучалось около 200 девочек ( половина из них жили на территории монастыря ).
Но тут грянул год 1918, когда повсеместно начали разрушать и разорять монастыри и церкви. Не минула сия участь и Вознесенский монастырь. Монастырь был разграблен и в 1925 году передан горсовету для использования в "культурно- просветительных целях". Колокола сняли, Скорбященский храм передали в ведение городского архива.
А вот информации о том, когда и каким образом был уничтожен Вознесенский храм, я нигде не нашла.
Немного о некрополе - он был стёрт с лица земли. На его месте выросла жилая застройка. Ковшом экскаватора кости монахинь были сброшены в овраг.
Жители города протестовали против такого варварского отношения, но партийное руководство протесты во внимание не приняло. И долго ещё на территории бывшего монастыря "черные копатели" искали ( и находили) клады.
Возрождаться монастырь начал в 1988 году. А в 2007 году было начато строительство Вознесенского Собора, отношение к которому у жителей города неоднозначное
И вот здесь, собственно, я и вернусь к теме, поднятой в заголовке: что же сегодня монастырь - святыня или туристический объект. Существует 2 лагеря: одни восхищаются Вознесенским Собором и называют его красивейшей церковью города ( к числу этих товарищей относятся приезжие, не знакомые с историей города. А также пустоголовые блогеры, вообще не имеющие понятия, что у монастыря есть история).
Ну а другая часть ( к числу которых отношусь и я) считают, что новый храм абсолютно не вписывается ни в историческую составляющую монастыря, ни в общую концепцию застройки данной части города.
Что- то я разрассуждалась. Предлагаю пройтись по территории и согласиться ( или не согласиться) со мной.
Территория монастыря ухожена, даже слишком. Ощущение, что ты на Красной площади в Москве: аккуратно подстриженная трава, туи, высаженные по линейке . "Чтож здесь плохого"- скажете Вы. Не знаю - не душевно. Возможно, такая атмосфера - особенность всех городских монастырей.
Здесь нет той размеренности и теплоты монастырей, присущих маленьким городкам. Казенно, я бы сказала. Вспоминаю монастыри Мурома, где испытываешь лёгкость и уют, где так по- домашнему тепло...Здесь же чувствуется рука недорогого ,но все же ландшафтного дизайнера . Из рубрики "дорого- богато"...( Повторяю, что это сугубо личное мнение).
На фоне пестроты нового Собора как- то незаметно притулилась Скорбященская церковь, которая, по сути, и является жемчужиной монастыря - той самой, не разрушенной в суровые годы.
Вернусь к "чуду архитектурного мастерства" - Собору. Издалека кажется, что это плитка так интересно мозаично выложена. Но нет - приглядитесь внимательно- картинка- раскраска.
Причем, материалы для "раскраски" использовались не самого лучшего качества
Предлагаю зайти внутрь. Да, большой...но ощущение, что заходишь в новостройку. Эмоций и ощущений - ноль. Из плюсов:
1.Здесь хранятся мощи Тамбовской святой Марфы Тамбовской ( наверное , сделаю о ней отдельную статью, ибо личность действительно выдающаяся и заслуживающая внимания).
2. Список с чудотворной иконы Иверской Божией Матери, привезенной с горы Афон.
Вот ,пожалуй, и вся благость!
Хотя постойте - есть же храм "Всех скорбящих Радосте" - идёмте туда. Уверена, там мы ощутим ту самую светлую энергетику старинных храмов.
Думаете, я туда попала? Вот и нет - храм закрыт((( Чувствуется какое- то пренебрежение к пришедшим помолится в монастырь ( да и туристам). Такое ощущение , что в лицо бросили :" не для вас, недостойных, святыня сия"....И кстати, раньше мощи Марфы Тамбовской находились в этом храме ( где , мне кажется, они исторически и должны находиться).
Читала в инете, что у камня загадывают желания и просят о здоровье.
Ну чтож, раз здесь нас к Богу не пускают, посмотрим хоть фото из интернета - как там внутри.
Неплохо)))) и наверное, очень благостно
Идёмте дальше?
По- моему, это трапезная. Особенностью данного монастыря является именно то, что вам здесь не рады. Типа: мы знаем - что где расположено, а другим знать необязательно. Вы можете возразить...мол, со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Ну так в том- то и дело, что здесь имеется четкое разделение на жилую и рабочую зону, и зону для мирян. Территория, где располагаются кельи, отгорожена сетчатым забором... там у них и огородики , и клумбы. Но туда не попасть. Там же находится и то, что осталось от некрополя. Монашки бережно перезахоронили найденные кости.
А для нас с вами - пришедших помолиться и поглазеть, вот такая вот идеально ровная безымянная красота
Кстати, тот самый камень с могилы Миропии - тоже безымянный. И не зная, что это за реликвия, можно подумать, что кто- то взгромоздил простой камень на табурет, а убрать забыл ( или сил не хватило).
Пока гуляла по территории, не встретила ни одной монашки. Что ещё раз подтверждает мою мысль о том, что духовность - она там, за сетчатым забором на замке. А здесь - просто большой магазин по продаже товаров и услуг. Ходят какие- то мужики- охранники...вот действительно, ощущение, что мы в супермаркете.
На территории монастыря есть ещё старые постройки, отгороженные забором из профлиста. Конечно же я туда заглянула
Реставрируют...точнее, пока ломают.
Эти здания тоже из монастырского комплекса. Именно здесь находилась домовая церковь Антония Печерского. Надеюсь, что это здание не разукрасят во все цвета радуги, как Собор.
Все, идёмте на выход - нечего здесь больше смотреть...
Уже выйдя за ворота монастыря, обратите внимание на такой вот раритет.колонка, и из нее можно набрать воды.
Машину я оставила на улице Куйбышева, поэтому идём в ту сторону - прямо через двор " дома на костях".
А рядом - сквер. А в сквере неожиданно обнаруживаю такой вот памятник
Это сквер имени Заслуженного учителя РФ Н.А. Рябова
Очень понравился памятник . И слова выгравированы правильные на нем.
Ну а я завершаю свою экскурсию и рассуждения о том, какие ощущения испытала при посещении монастыря. Если статья понравилась, то подписывайтесь, чтобы не пропустить очередную виртуальную экскурсию. Если с чем- то несогласны, то пишите в комментариях- возможно, что на кого- то монастырь произвел другое впечатление.