За 4 месяца, с августа по декабрь 1941 г, финны оккупировали Карелию и часть Ленинградской области, зашли в Вологодскую. На Онежском озере сохранился мощный финский ДОТ тех времен. Сейчас ему более 80 лет.
******
2 октября был взят Петрозаводск.
6 октября финская армия заняла пограничный с Вологодской областью поселок Вознесенье.
Целью финнов было - захватить дорогу на Вологду и потом - замкнуть Ленинград во второе кольцо блокады. Соединившись с немцами, конечно.
6 октября, когда захватили Вознесенье, в Вологодской Оште было всего 2 батальона красноармейцев да добровольцы-дорожники.
Если бы финны сразу двинулись на Ошту полным составом, оккупация была бы неизбежна.
Но 8 октября в село прибыло подкрепление, и 10 октября захватчиков смогли остановить.
Этот памятник хорошо виден с трассы.
Изучая историю ВОВ в школе, считаешь, что немцы остановились под Ленинградом. А дальше, как будто, никто не пострадал. (про финнов при этом как-то забывается)
И только проезжая мимо памятника в Вологодской области, я осознала, как далеко зашел неприятель и какие огромные территории оказались оккупированными.
Пусть не немцами, но все равно врагами.
Красноармейцы остановили финнов под Оштой, но численное превосходство оставалось на стороне врага.
С 1941 по 1944 гг на Оштинском рубеже шла позиционная война.
Советские разведчики проводили вылазки в тыл врага, брали "языков". Делали засады в лесах. Перерезали кабели связи, ждали, когда финны придут их восстанавливать, и расстреливали. Выслеживали огневые точки, чтобы совершить неожиданный точечный налет.
Поняв, что быстро продвинуться не удастся, противник начал окапываться. На берегах Свири у Онеги выросли финские ДОТы.
Один такой ДОТ, известный как "Вепсская крепость" или "Глаз Росомахи", находится в 6 минутах езды от переправы в Вознесенье.
"Глаз Росомахи" расположен на возвышении. Стратегически очень выгодное расположение.
Огневые позиции позволяли контролировать отсюда Свирь и противоположный берег реки.
ДОТов по берегам Свири было несколько.
Наблюдая из безопасного укрепления, финны легко могли обнаружить противника, при этом никак не выдавая себя.
Красноармейцы знали о ДОТах и шли на хитрости.
Провоцировали врага "блуждающим огнем", заодно создавая иллюзию высокой численности. Когда финны стреляли в ответ, фиксировали, где находится огневая точка, а затем бомбили с воздуха.
Или другая хитрость: ниже по течению Свири спускали "мнимый десант", чтоб отвлечь врага, а потом нападали с другого направления.
Уничтожать ДОТы и ДЗОТы на южном берегу Свири помогала Онежская флотилия.
Атаковали противника бронекатера, стреляли прямой наводкой из "Катюш". А чтобы враг не мог обнаружить точного местонахождения нападающих, с берега красноармейцы пускали "дымовые завесы".
Несли потери не только финны. В таких вылазках и боях гибли и наши бойцы. В память о них в "Вепсском замке" установлена мраморная плита, а рядом развевается российский флаг.
Подняться можно по деревянной лесенке.
Сейчас рядом с "Глазом Росомахи" - частный сектор. Пробираясь между окопов мы, буквально заглядывали в чей-то огород.
А 80 лет назад, при освобождении Вознесенья в 1944 г, уцелел только один дом. Поселок тогда стерли с лица земли.
Как добраться?
Забив в гугл-картах "Глаз Росомахи", доехать можно практически до места. Вдоль Свири из Вознесенья проходит единственная дорога - двигаться нужно по ней.
Главное - вовремя остановиться.
Чтобы увидеть "Вепсский замок", придется немного пройти по траве в сторону Свири.
У нас накануне ночью и утром шел дождь, поэтому трава была мокрой. И скользкой - нужно взбираться аккуратно.
"Глаз Росомахи" контролировал не только реку, но и дорогу с противоположной стороны. Тут зайти в тыл незамеченным было нереально.
А вот так выглядит эта дорога сейчас. Отсыпанная, вполне проезжая, грунтовка.
Глаз Росомахи называют редким сохранившимся памятником военной фортификации.
Доехать - легко, быстро и оно того точно стоит!
Где остановиться в Вознесенье. База Якорная
В Вознесенье мы прибыли накануне вечером. Ехали из Петрозаводска, после Кижей.
Расстояние - меньше 150 км, но по времени дорога заняла почти 3 часа.
При этом откровенно плохих участков практически не было. Потери по времени - на реверсивном движении из-за ремонта дорог.
Участки ремонта разные: есть короткие, но немало и больших. Как следствие - ждать "зеленого" иногда приходилось далеко не 5-10 минут.
В 18:03 мы выехали из столицы Карелии, а до Вознесенья добрались к 20:40. Больше 2,5 часов.
В "Якорной" бронировали домик. База расположена прямо в устье Свири, в том месте, где река вытекает из Онежского озера.
Здесь останавливаются, главным образом, рыбаки. Есть причал с лодками/катерами.
Ну и как же не сходить на причал и не встретить закат на Онежском озере!
К слову, у причала стоит такой рыбацкий талисман. Видимо, на удачу.
Вообще на территории базы много всяких фигур и фигурок из дерева на рыбацко-пиратскую тему. Было интересно рассматривать.
Домик в "Якорной" оставил очень теплые воспоминания. Здесь, как и в Верхних Мандрогах, царит умиротворение и покой.
А мне было особенно интересно наблюдать за баржами и паромами ))).
Паромная переправа в Вознесенье
Ночевка на Онеге, вылазка в "Глаз Росомахи" - это еще не все!
После Вепсской крепости мы продолжили путь домой. Для этого нужно было переправиться через Свирь.
В Вознесенье нет моста, но ходит паром. И первое, что мы сделали в поселке - выяснили, к какому времени нам нужно быть на причале.
Паром ходит раз в час. Пассажиров перевозят бесплатно. Цены на легковушки тоже вполне демократичные.
Мы подъехали чуть раньше 9:20. Не хотелось остаться ждать еще час, если желающих будет много.
В очереди были вторыми. И пока ждали паром, еще успели покормить хлебом местных уточек.
Перед заездом на паром машину проверял сотрудник переправы. Видимо, в целях безопасности. Заглядывал в салон, осматривал багажник.
В 9:20 паром отплыл от южного берега Свири, а в 9:35 мы уже "погрузились" на него, и через 15 мин были на противоположной стороне.
Паром называется "Аркадий Филатов". Почему?
Так звали участника ВОВ. Аркадий Петрович служил в дорожном батальоне, обеспечивал работу Дороги Жизни на Ладоге.
В 1967-1976 гг он возглавлял "Ленавтодор" и принимал живое участие в организации паромной переправы через Свирь.
Новый паром, спущенный на воду в 2015 г., назван в честь Аркадия Петровича.
Пока, Свирь! До свидания, Онежское озеро! Вы классные, хотелось бы вернуться. 💖💖💖