Найти тему
частные суждения

Киноэкзорцизм 90-х.

Один популярный обзорщик современных фильмов недавно жаловался, что дьявол в кино ничуть не поумнел со времён культового «Экзорциста» 1973 года. Действуя по одинаковому алгоритму, он раз за разом терпит эпик фейл, что вполне предсказуемо, это вам любой бизнес-коуч скажет. Увы, выйти из своей зоны комфорта и придумать что-нибудь принципиально новое Сатане не позволяют его верные слуги — боссы современных кинокорпораций. Но так было не всегда.

Постер фильма.
Постер фильма.

Оставим пока в стороне отдельно взятые шедевры вроде «Шести демонов Эмили Роуз». Там демоны действовали с огоньком, но это всё-таки инициатива на местах — в несчастную девушку вселялась какая-то мелкая сошка, а не Князья Ада, не говоря уже о лично Сатане. Неплохо порезвились адские силы и в классических итальянских «Демонах» 1985 года, но там для них постарался молодой талантливый Ламберто Бава (41 год для режиссёрской карьеры — это ранняя молодость), сын великого мастера джалло Марио Бавы. Но я хотел вспомнить другую неординарную картину о вселениях чертей в кого попало, а именно — фильм «Миньон» 1998 года.

Билли Зейн в «Рыцаре демонов ночи».
Билли Зейн в «Рыцаре демонов ночи».

Написал и вспомнил об ещё одном великом кино той эпохи, фильме «Рыцарь демонов ночи». Снятый в 1995 году в рамках франшизы «Байки из склепа», он отличается от разнообразного кинотрэша жанра ужасов не только продуманным сюжетом, но ещё и великолепной игрой актёров, особенно Билли Зейна, который сыграл главную отрицательную роль. Его демон чертовски умён, обаятелен и делает своё чёрное дело с выдумкой и артистизмом. Если в Аду есть свой Остап Бендер, то им несомненно является этот конкретный чёрт. Но мы немного отвлеклись.

Обложка видеокассеты из 1990-х.
Обложка видеокассеты из 1990-х.

Возвращаясь к «Миньону» — когда он только появился, у зрителя даже не возникало вопроса о том, стоит ли смотреть этот фильм. В главной роли сам Дольф Лундгрен, о чём тут ещё говорить? Это позже он будет сниматься где попало, а тогда актёр был на пике карьеры и боевики с его участием были обязательны к просмотру каждым любителем жанра. Одна только «Разборка в Маленьком Токио», где напарником великана-шведа выступил невысокий азиат Брендон Ли, чего стоит. А в «Миньоне» главный герой ещё и русский, то бишь советский, бывший десантник. Прямо как в «Красном скорпионе».

Рекламный постер фильма.
Рекламный постер фильма.

Однако при всей зрительской любви к Дольфу Лундгрену, конкретно в этом фильме его начисто переигрывает весьма колоритный демонский злодей, которого сыграло несколько актёров, поскольку адский посланец вселялся по ходу дела в кого попало. В отличие от всяких древних Пазузу, в «Экзорцистах» живших исключительно в несовершеннолетних девочках, этот демон, задавшийся целью устроить Апокалипсис, как говорится, Нау, не зацикливается на одной отдельно взятой жертве, но использует всех подвернувшихся под демонический взор людишек как транспорт и ударную силу. Не стесняясь вовсю применять огнестрельное оружие.

Бойня в церкви. Кадр из фильма.
Бойня в церкви. Кадр из фильма.

Учитывая, что самого демона можно изгнать только специфическим артефактом (латной рукавицей с шипами), требующим физического контакта с затылком одержимого, применение злодеем огнестрела (сперва револьвера женщины-полицейского, а в финальном чукалове двух автоматов) следует признать настоящим читом. А значит, охотнику на этого демона в лице персонажа Лундгрена придётся постоянно сурово превозмогать, что он и делает. В отличие от провалившегося (вполне заслуженно) «Конца света» 1999 года с самим Арнольдом Шварценеггером в аналогичной роли, Дольфу (точнее, режиссёру и сценаристу фильма) удалось достойно отразить пафос многовековой охоты посланцев Сил Света на демонического вторженца.

Тамплиеры в фильме поражают зло в том числе и холодной сталью.
Тамплиеры в фильме поражают зло в том числе и холодной сталью.

Отдельно доставляет отсылка к ордену Тамплиеров — в то время это ещё не было заезженным штампом, а совсем напротив, выглядело свежо и оригинально. Тем более, что демон, вселившийся в даму-копа, ещё и остроумно троллил посланца храмовников тем, что его орден аж в XIII веке всё про...ал и был выпилен своим же папским начальством. Несгибаемому Дольфу Лундгрену в ответ на эти наезды остаётся лишь сурово двигать скулами — по сути-то чёрт прав, аргументированно возразить нечем. Да и смысл возражать, если демона всё равно замочат, что бы он там ни болтал. Ведь у нас тут (то есть у них там, в реальности фильма) не какой-нибудь судебный процесс, а надвигающийся армагеддец, который герой должен предотвратить любой ценой. В общем, на мой взгляд, фильм вполне достоен того, чтобы его смотреть и пересматривать.