Найти тему

Картина с торжественной церемонией павловского времени

В Русском музее в Санкт-Петербурге хранится очень интересный визуальный источник по истории правления императора Павла I, в частности по находившимся в тот период в обиходе мундирам и костюмам. Это картина Василия Истомина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года», написанная в 1801 г.

В аннотации к картине на сайте Русского музея отмечается, что «многофигурная картина отличается большой топографической и иконографической точностью». В целом это так, но, похоже, как минимум с одним исключением. Однако об этом позже, а пока - кратко о самом событии.

В ходе путешествия по России в сопровождении великих князей Александра и Константина в начале июня 1798 г. Павел I прибыл в Тихвин, тогда являвшийся уездным городом Новгородской губернии. Здесь к императору и великим князьям присоединилась императрица Мария Федоровна. 9 июня августейшее семейство приняло участие в торжествах, связанных с переносом Тихвинской иконы Божией матери в отремонтированный Успенский собор Тихвинского монастыря. После окончания церемоний Павел выделил монастырю деньги на строительство стены и въездных ворот. Торжества, тем более с участием монарха было для монастыря весьма значимым событием, поэтому вскоре настоятель архимандрит Герасим (Князев) заказал картину, увековечивающую главную церемонию.

Итак, что, точнее – кого, мы видим на картине?

В центре, конечно, Павел Петрович с семьей.

-2

Павел I (слева, поддерживая икону) изображен в мундире Лейб-гвардии Преображенского полка, на приводимой здесь репродукции уникальное преображенское шитье на воротнике в виде золотых «восьмерок» плохо различимо, но на сайте Русского музея при увеличении репродукции оно хорошо видно. Справа от отца икону поддерживает великий князь Александр Павлович в мундире своего шефского Лейб-гвардии Семеновского полка. За Павлом вполне узнаваемая императрица Мария Федоровна в интересном головном уборе. За Александром Павловичем виден Константин Павлович в мундире Лейб-гвардии Измайловского полка – известная «рокировка», когда Константин «поменялся» полками с Николаем Павловичем и стал шефом Лейб-гвардии Конного полка, а Измайловский «перешел» Николаю, еще впереди. Все представители августейшего семейства изображены с голубыми лентами, а, по крайней мере, мужская часть, и со звездами ордена Св. Андрея Первозванного. Но вот, что интересно – император и великие князья носят на картине также знаки ордена Св. Иоанна Иерусалимского! Между тем, как мы помним, запечатленное на полотне событие происходит в июне 1798 г. – именно в этом месяце генерал Бонапарт по дороге в Египет захватывает Мальту, изгоняет оттуда рыцарей-госпитальеров, и последние отправляются искать пристанище в материковой Европе. Только в конце 1798 г. Павел принимает на себя сан гроссмейстера (великого магистра) Ордена, и в конце ноября-начале декабря начинает жаловать им своих подданных, в том числе и великих князей. То есть налицо явный анахронизм. По-видимому, в данном случае сказался тот факт, что выполнялась картина в 1801 г., когда с момента событий прошло уже три года. И поэтому при констатации того, что «картина отличается большой… иконографической точностью» нужно делать оговорку.

Один из персонажей сразу за императорской семьей (и иконой) традиционно считается канцлером светлейшим князем А.А. Безбородко.

-3

Речь явно идет о персонаже в темном кафтане коричнево-вишневого оттенка, подобном тому, в каком он изображен на известных своих портретах. Персонажа справа от Безбородко, в зеленом мундире и тоже с андреевской лентой мне идентифицировать не удалось. Может быть, у вас получится.

На переднем плане в группе священнослужителей запечатлен заказчик картины – настоятель Тихвинского монастыря архимандрит Герасим (Князев).

-4

Справа в группе людей, наблюдающих за шествием, на уровне великих князей изображен предводитель Тихвинского уездного дворянства П. В. Римский-Корсаков, дед известного композитора.

-5

Он, а также группа персонажей на первом плане….

-6

….являет нам облик чиновного мира Новгородской губернии того периода. В 1797 г. для чиновников Новгородской губернии установлены темно-зеленые мундиры с золотыми пуговицами, белыми бархатными воротником и обшлагами, с темно-зеленой подкладкой, белыми камзолом и штанами.

А справа в публике присутствуют двое статских лиц, по-видимому, не служащих ни в казенных учреждениях, ни на должностях по выбору дворянства.

-7

Их наряд не продиктован высочайшими или ведомственными регламентами. Почти не продиктован. Все же, как и подобает благонравным подданным, он не включает круглых шляп или сапогов с отворотами, все в соответствии с представлениями монарха о добропорядочности.

Наконец, между новгородскими чиновниками на первом плане затесался и автор картины, держащий свиток с надписью: «Писал сию картину сей Василей Истомин, с 20-о мая кончил 2 дня ноября 1801го года».

-8

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.