В Русском музее в Санкт-Петербурге хранится очень интересный визуальный источник по истории правления императора Павла I, в частности по находившимся в тот период в обиходе мундирам и костюмам. Это картина Василия Истомина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор в Тихвине 9 июня 1798 года», написанная в 1801 г.
В аннотации к картине на сайте Русского музея отмечается, что «многофигурная картина отличается большой топографической и иконографической точностью». В целом это так, но, похоже, как минимум с одним исключением. Однако об этом позже, а пока - кратко о самом событии.
В ходе путешествия по России в сопровождении великих князей Александра и Константина в начале июня 1798 г. Павел I прибыл в Тихвин, тогда являвшийся уездным городом Новгородской губернии. Здесь к императору и великим князьям присоединилась императрица Мария Федоровна. 9 июня августейшее семейство приняло участие в торжествах, связанных с переносом Тихвинской иконы Божией матери в отремонтированный Успенский собор Тихвинского монастыря. После окончания церемоний Павел выделил монастырю деньги на строительство стены и въездных ворот. Торжества, тем более с участием монарха было для монастыря весьма значимым событием, поэтому вскоре настоятель архимандрит Герасим (Князев) заказал картину, увековечивающую главную церемонию.
Итак, что, точнее – кого, мы видим на картине?
В центре, конечно, Павел Петрович с семьей.
Павел I (слева, поддерживая икону) изображен в мундире Лейб-гвардии Преображенского полка, на приводимой здесь репродукции уникальное преображенское шитье на воротнике в виде золотых «восьмерок» плохо различимо, но на сайте Русского музея при увеличении репродукции оно хорошо видно. Справа от отца икону поддерживает великий князь Александр Павлович в мундире своего шефского Лейб-гвардии Семеновского полка. За Павлом вполне узнаваемая императрица Мария Федоровна в интересном головном уборе. За Александром Павловичем виден Константин Павлович в мундире Лейб-гвардии Измайловского полка – известная «рокировка», когда Константин «поменялся» полками с Николаем Павловичем и стал шефом Лейб-гвардии Конного полка, а Измайловский «перешел» Николаю, еще впереди. Все представители августейшего семейства изображены с голубыми лентами, а, по крайней мере, мужская часть, и со звездами ордена Св. Андрея Первозванного. Но вот, что интересно – император и великие князья носят на картине также знаки ордена Св. Иоанна Иерусалимского! Между тем, как мы помним, запечатленное на полотне событие происходит в июне 1798 г. – именно в этом месяце генерал Бонапарт по дороге в Египет захватывает Мальту, изгоняет оттуда рыцарей-госпитальеров, и последние отправляются искать пристанище в материковой Европе. Только в конце 1798 г. Павел принимает на себя сан гроссмейстера (великого магистра) Ордена, и в конце ноября-начале декабря начинает жаловать им своих подданных, в том числе и великих князей. То есть налицо явный анахронизм. По-видимому, в данном случае сказался тот факт, что выполнялась картина в 1801 г., когда с момента событий прошло уже три года. И поэтому при констатации того, что «картина отличается большой… иконографической точностью» нужно делать оговорку.
Один из персонажей сразу за императорской семьей (и иконой) традиционно считается канцлером светлейшим князем А.А. Безбородко.
Речь явно идет о персонаже в темном кафтане коричнево-вишневого оттенка, подобном тому, в каком он изображен на известных своих портретах. Персонажа справа от Безбородко, в зеленом мундире и тоже с андреевской лентой мне идентифицировать не удалось. Может быть, у вас получится.
На переднем плане в группе священнослужителей запечатлен заказчик картины – настоятель Тихвинского монастыря архимандрит Герасим (Князев).
Справа в группе людей, наблюдающих за шествием, на уровне великих князей изображен предводитель Тихвинского уездного дворянства П. В. Римский-Корсаков, дед известного композитора.
Он, а также группа персонажей на первом плане….
….являет нам облик чиновного мира Новгородской губернии того периода. В 1797 г. для чиновников Новгородской губернии установлены темно-зеленые мундиры с золотыми пуговицами, белыми бархатными воротником и обшлагами, с темно-зеленой подкладкой, белыми камзолом и штанами.
А справа в публике присутствуют двое статских лиц, по-видимому, не служащих ни в казенных учреждениях, ни на должностях по выбору дворянства.
Их наряд не продиктован высочайшими или ведомственными регламентами. Почти не продиктован. Все же, как и подобает благонравным подданным, он не включает круглых шляп или сапогов с отворотами, все в соответствии с представлениями монарха о добропорядочности.
Наконец, между новгородскими чиновниками на первом плане затесался и автор картины, держащий свиток с надписью: «Писал сию картину сей Василей Истомин, с 20-о мая кончил 2 дня ноября 1801го года».
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.