Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Флот и пиво. Дружба навеки

Если американцы поднимали боевой дух во время войны мороженым, то англичане - пивом. И даже оборудовали плавучие военно-морские пивзаводы. Давайте же для начала заглянем вглубь веков.

Считается, что пивоварение и мореплавание были одними из древнейших занятий людей. А раз пиво варили, то его брали и на суда. К тому же, пустые бочки могли отвлечь злобные морские чудовища от нападения на корабль:

А в 1677 году Главный секретарь Адмиралтейства Сэмюэл Пепис составил дневной рацион для британских моряков, в который входили в частности один фунт бисквитов, два фунта солонины, шесть унций масла и галлон пива среди прочего, включая сыр, говядину и овсянку. Старый британский галлон для жидкостей составлял 3,78533 л, так что не многовато ли было? Однако надо знать, что то пиво было не более одного градуса крепостью, так что в самый раз.

Зато благодаря тепловой обработке и наличию хоть и минимального количества спирта могло храниться дольше обычной некипячёной воды. К тому же содержало какие-никакие калории, а если учесть, каким дерьмом были эти самые бисквиты, то размачивание в пиве делало их более жевательными и приемлемыми на вкус.

Плюс целебные свойства пивка. Сэр Джон Прингл (1707-1782), основоположник современной военной медицины, писал: Было постоянным наблюдением, что в дальних плаваниях цинга никогда не наблюдается, пока слабое пиво присутствует в довольствии; но когда оно все израсходовано, вскоре появляется эта болезнь. Поэтому хотелось бы, чтобы этот самый полезный напиток можно было возобновить в море; но наши корабли не обеспечивают достаточного удобства.

Однако русские стараются приготовить на борту, так же как и на суше, напиток среднего качества между суслом и слабым пивом следующим образом. Берут молотый солод и ржаную муку в определенной пропорции, из которых месят небольшие хлебы и пекут в печи. Потом они их настаивают в надлежащем количестве теплой воды, которая так быстро начинает бродить, что в течение двадцати четырех часов приготовление завершается с получением бодрящего и кислого напитка quas , приятного для них самих и не неприятного для посторонних.

Ром, выдаваемый британским морякам в Вест-Индии, начал заменять пиво в Карибском море с 1655 года. Грог, разбавленная версия рома, был введен в действие в 1740-х годах, но пиво по-прежнему правило волнами.

В "Положениях о службе Его Величества на море" указывалось: «В случае, если будет сочтено необходимым изменить какие-либо из вышеизложенных положений и выдать другие виды в качестве их заменителей, следует заметить, что пинта вина или полпинты рома , бренди или другие спиртные напитки соответствуют галлону пива».

На всякий случай напомним, что пинта - это примерно поллитра.

И всё же пиво периодически портилось или попросту кончалось. Знаменитый капитан Джеймс Кук, используя опыт североамериканских индейцев, предлагал следующий рецепт "хвойного пива": Возьмите медный сосуд на 12 галлонов, наполните его молодыми ветвями черной ели столько, сколько он вместит; Прижмите тяжёлым гнётом; Заполните его водой. Кипятите до тех пор, пока кора не отстанет, что приведет к потере примерно одной трети, выньте их и добавьте в воду один галлон мелассы (патоки); Пусть все кипятится, пока меласса не растворится; возьмите половину бочки и налейте девятнадцать галлонов воды и дополните ее полученным отваром, добавьте пивную закваску и менее чем через неделю оно будет готово к употреблению.

Такое пиво было неплохим антицинготным средством.

В то время, когда потребление пива быстро росло, ученый Луи Пастер был пионером в изучении процесса брожения и роли дрожжей в предотвращении порчи пива. Его метод стал известен как пастеризация. Именно пиво (забавный факт), а не молоко, было первым напитком, который он изучал для сохранения. Наконец, с этим уничтожением болезнетворных микробов можно было предотвратить скисание пива во время дальних плаваний.

Однако, как не крути, запасы запасами, а свежее пивко всё же лучше. С началом Второй мировой войны ситуация на Тихом океане истощала британские ресурсы, особенно с точки зрения ключевых поставок. Поддержание боевого духа войск являлось жизненно важным - было решено, что снабжение британских и союзных войск свежесваренным пивом, не испорченным длительными морскими поставками из Великобритании или Австралии, благодаря пивоваренному оборудованию, установленному на одном или нескольких вспомогательных кораблях, будет достижимым способом помочь этому.

История такова. С началом войны два грузопассажирских парохода были реквизированы правительством и превращены во вспомогательные минные заградители. До переоборудования:

-2

После:

-3
-4

Это были HMS Menestheus и HMS Agamemnon. Вооружение: 2 4-дюймовых зенитных орудия (2х1), 2 2-фунтовые зенитные установки (2х1), 4,5-дюймовые зенитные орудия (2х2), 410 мин.

410 мин - это немало, а оба корабля занимались минными постановками практически непрерывно. В ходе боевых действий "Менесфей" подорвался на британской же мине, а также получил повреждения от пары немецких авиабомб. Косвенно участвовал также в судьбе конвоя PQ-17, оба корабля входили в отряд, который должен был изображать ложный конвой для отвлечения немцев от истинного. Как известно, толку от этого не оказалось никакого.

По указанию самого Черчилля Адмиралтейский совет приказал преобразовать HMS Menestheus и HMS Agamemnon в вспомогательные корабли для поддержки вновь создаваемого британского Тихоокеанского флота. В конце 1944 г. началось их переоборудование в транспортно-бытовые суда.

Хотя переоборудование « Агамемнона» было прекращено примерно в августе 1945 года, переоборудование HMS Menestheus было успешно завершено. Наряду с пивоварней HMS Menestheus также был оборудован театром на 350 мест, танцевальным залом и просторным помещением для общественного питания и больших вечеринок.

Для обеспечения работы пивоварни установили вторую дымовую трубу, корабль перекрасили в белый цвет

-5

В носовом трюме судна был размещён медный варочный котел ёмкостью 55 баррелей , обогреваемый отдельными котлами, а также шесть бродильных сосудов. Предположительно HMS Menestheus мог варить около 350 баррелей (или 250 баррелей английского размера) мягкого эля в неделю (крепость около 3,7%). Пиво также поставлялось в стальных кегах на пять галлонов для отправки в войска.

Джордж Браун из лондонской пивоварни Truman's Brewery был назначен главным пивоваром «Пивоварни Дэви Джонса », как называлась пивоварня HMS Menestheus .

-6

А все помнят, кто такой Дэви Джонс?

-7

Браун произвел первую партию пива в канун Нового 1945 года, а вторая партия была в работе к январю 1946 года.

Несколько мутных скринов из короткого фильма того времени о плавучей пивоварне:

-8
-9
-10

Казалось бы, а кому нужно это пиво, если война кончилась? Отнюдь, для Британии того времени вовсе не кончилась, с октября 1945 года она вела боевые действия в Индонезии. Но видимо, пиво не помогло и в мае 1946 года английские войска были эвакуированы.

В том же году судно было возвращено прежним владельцам и проработало в качестве транспортного до 1953 года, когда погибло от пожара у берегов Мексики. Команда судно покинула, а когда оно почти полностью выгорело, через несколько дней капитан и старпом поднялись на борт. Оказалось, что корабельный кот выжил, но судно восстановлению не подлежит. Его отбуксировали в Сан-Диего и вскоре списали на металлолом.

А пивные традиции в британском флоте продолжаются. На авианосце "Куин Элизабет" функционирует корабельный паб

-11
-12

и предлагают фирменное пиво:

-13

А вот другие сорта пива, связанные с морем и это явно не все:

-14

*****

А здесь немного личных воспоминаний на эту обширнейшую тему:

Как пьют моряки на "жабодавах"
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ20 марта 2018

Далее исторический обзор со ссылками ещё на три статьи :

Моряки и алкоголь
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ6 февраля 2019

И наконец поподробнее о том, что запивалось на старинных кораблях пивом:

................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: