Как бывает стыдно за то, что обидел человека, а попросить прощение уже не у кого - его уже нет с нами, так у меня было с отцом. Вот и у меня с отцом было так. В переходном возрасте много было, мягко говоря, сделано не так, а в ответ никакой обиды и грубости, он даже меня никогда не наказывал. Он вообще имел очень беззлобный характер.
А сколько ему скорбей пришлось перенести при жизни - прямо жизнь мученика, если бы не было у него грехов, наверное был бы святым. Ну ладно все по порядку.
Родился отец в одной из деревень Вологодской области в 1921году в крестьянской семье. Отца его звали Андрей Матвеевич Мать Мария Федоровна. Кроме него в семье были еще две старших сестры Наталья и Мария.
Когда ему было пять лет, умер отец и остался мальчик, единственным мужиком в семье. Рассказывал он, что после похорон отца прибежал домой, забрался на печь и долго и отчаянно плакал. Говорил: «Я тогда все слезы выплакал и всю боль свою, потом никогда в своей жизни не плакал». А жизнь у него была такая, что поплакать было о чем, но слез больше не было.
Так вот пятилетний Николай, выплакав свое горе, понял –"Детство закончилось, он старший и нужно помогать маме и сестрам и справляться как можешь". По жизни он был смекалистый и рукодельный. Например, поехал он за дровами на лошади с телегой, а какие силы у пятилетнего мальчика? Напилил не толстых деревьев и веток, подкатил ближе к телеге, поднять нету сил, связал их концы веревкой, привязал к телеге и волоком лошадь дотащила домой эту вязанку, а дома со старшими сняли распилили. Так и рос помогая матери этот сообразительный пацан . Закончил четыре класса церковно приходской школы.
В восемнадцать - призвали в армию и это было начало его долгого военного пути: сначала финская война, потом пять лет Отечественной, от её начала до Берлина и закончил он свою военную дорогу на Халхенголе в войне с японцами. Служил он в авиационном полку механиком, обслуживал самолеты. Вообщем, не ветеран войны, а ветеранище.
Говорил, что выжил во время всех этих войн только благодаря материнской молитве. Мама, перекрестив, благословила и зашила листок с молитвой ему в фуфайку и день и ночь молилась за него. И прошел он всю войну без единого ранения.
Вернулся живым в деревню, где его ждала мать, радости её не было конца: сколько ею было пролито слезных и не передать. Дошли они все до Господа, пройти всю войну без царапины, тут уж, без Божий помощи, не возможно.
Пришло время жениться, он встречался с одной девушкой, но сестра решила женить его на своей подруге Ольге. Стала его уговаривать и это ей удалось, вскоре Ольга и Николай поженились.
Правда семейная их жизнь не стала счастливой - через месяц Николай оказался в тюрьме, где провел, страшно подумать, пять лет. Казалось бы, что тут такого пять лет, в те годы люди сидели и подольше. Но его проступок был мизерным. Я бы даже преступлением это не назвала.
Годы были голодными, чем кормить мать и молодую жену, нужно было думать. После армии остались у него сбереженные несколько кусков хозяйственного мыла. Решил пойти на рынок обменять их на продукты, чтобы порадовать жену и мать. Там его и забрали. Быстро провели следствие, признали спекулянтом и в тот же день он оказался в тюрьме на 5 лет, никакие армейские заслуги не помогли, да и не умел оправдываться парнишка, а было ему в ту пору всего 25 лет.
Сейчас, когда мне бывает плохо, я вспоминаю отца и думаю каково было ему, мальчишке в двадцать пять лет, провести пять лет с уголовниками и не сломаться, не озлобиться, уму не постижимо. Он, конечно говорил, что отсидел не за что, но злобы ни на власти, ни на людей его осудивших, у него не было.
Здесь нужно так же отметить мамин подвиг. Ведь она дождалась его из тюрьмы, а это пять лет, не каждая выдержала бы такой срок.
Раньше не было освобождения по УДО, да и некому за него было похлопотать за парня. И он, прошедший три войны, отсидел, как говорят от «звонка до звонка».
Спасла его та же молитва матери, которая опять передала ему фуфайку с зашитой молитвой, бывали дни, что еле ходил, но каким – том непостижимы образом снова выжил.
Молодые, после долгой разлуки, решили уехать из деревни.
В тот же год они с женой Ольгой уехали в Узбекистан, туда чуть раньше уехала сестра Ольги, Вера. В те годы, в деревнях, люди не имели паспорта и молодежь под разными предлогами уезжали в города, чтобы получить документ. Так сделали и молодожены..
На новом месте паспорта они получили и работу тоже, вскоре родился сын Александр, мой брат. Работали они в геологоразведочной партии, мама помогала работать по кухне, а отец на разных подсобных работах. Окружали их замечательные добрые люди, которые с уважением относились к русским. Родители с благодарностью вспоминали это время и тех добрых узбеков, которые были рядом с ними.
А отец , такая неугомонная натура, что ему тесно было на одном месте. Однажды посмотрев фильм «Кубанские казаки» он влюбился в кубанские степи, решил, что его место там.
Быстро погрузив семью на поезд, а она уже состояла из жены сына и его матери, приехавшей им помогать, двинулся на Кубань.
Встретили их там хорошо, хотя той красоты, что была в фильме, не было, но им сразу дали дом для проживания, рабочие руки там были нужны, а отец был неплохим механиком и умел водить трактор. Его посадили на комбайн, вот тут ему было раздолье, летал по полям как птица.
Вскоре родилась я, да мое место рождения ставропольский край. И опять, не надолго, наша семья задержалась на Ставрополье.
Мы с братом подрастали, скоро нужно было идти в школу, а школа была в нескольких километрах от станицы, где мы жили.
На семейном совете приняли решение - перебраться в город. Этим городом стал Северодвинск. В четвером, двинулись в путь, дом был продан и все хозяйство тоже, бабушки моей к тому времени уже не было в живых, так и осталась она на Кубани. Много лет спустя мы ездили к ней на могилу. Царство ей небесное.
В Северодвинске мы поселились у маминой сестры, той которая первая уехала из деревни и к тому времени вернулась и обосновалась в городе. Потом в поселке мы сняли жилье, я помню, там была печка и мне это очень нравилось.
Вскоре отец устроился на завод и ему от предприятия, дали квартиру . На этом предприятии отец отработал всю оставшуюся жизнь до пенсии.
Не простой была его жизнь с мамой, характер у нее был не сахар, а когда у нее начались проблемы с памятью, он оставшиеся годы ухаживал за ней. Тяжело жить рядом с больным человеком, не каждый выдержит. Поэтому он снимал стресс с помощью «зеленого змия». До последнего своего дня он был с мамой.
Жаль, что он так и не воцерковился, хотя был верующим человеком. Помнил свою мать, которая вымолила его во время войны и во время заключения , без Бога, он понимал, дело не обошлось, но что-то мешало ему идти в храм, но я думаю Господь принял его в свои обители, не смотря на его грешки по жизни, ведь он своей муками искупил свои грехи.
И я прошу у него прощения за недостойное поведение по отношению к нему и усиленно молюсь о его упокоении.
ЕСЛИ ВАС ТРОНУЛ МОЙ РАССКАЗ, ПРОШУ ВАС ПОДПИСАТЬСЯ НА МОЙ КАНАЛ.