Найти в Дзене
Елена Воздвиженская

Глушь

В ту далёкую сибирскую деревню приехал я по распределению от биологического факультета на время прохождения практики. Приехали мы вдвоём с товарищем и однокурсником Славкой. Места тут были живописные, далёкие от цивилизации. Поселили нас в доме у бабки одной, старая она уже была, но весьма бойкая и шустрая, по дому сама управлялась, даже держала нескольких курей и двух коз в пристройке к дому. Изба у бабы Дуни была просторная и светлая, с большой русской печкой и полосатым котом, всюду лежали вышитые салфеточки да вязаные половички, а на столе стоял самый настоящий самовар. В общем, понравилось нам у бабы Дуни - уютно, тепло, и сама она показалась нам приветливой и общительной старушкой, не чета многим её ровесницам, которые лишь и знают себе, как ворчать на молодёжь да хаять всё кругом. Отвела нам бабка Дуня комнатку за печкой, отгороженную от «передней», как называла её хозяйка, цветастой занавеской вместо двери. В этой импровизированной комнате, шириной метра полтора, стояла одна до
  • Эксклюзивные рассказы, повести и роман "Немтырь" доступны по подписке VK Donut - здесь.
  • Книги автора со скидкой 30% - здесь.

В ту далёкую сибирскую деревню приехал я по распределению от биологического факультета на время прохождения практики. Приехали мы вдвоём с товарищем и однокурсником Славкой. Места тут были живописные, далёкие от цивилизации. Поселили нас в доме у бабки одной, старая она уже была, но весьма бойкая и шустрая, по дому сама управлялась, даже держала нескольких курей и двух коз в пристройке к дому.

Изба у бабы Дуни была просторная и светлая, с большой русской печкой и полосатым котом, всюду лежали вышитые салфеточки да вязаные половички, а на столе стоял самый настоящий самовар. В общем, понравилось нам у бабы Дуни - уютно, тепло, и сама она показалась нам приветливой и общительной старушкой, не чета многим её ровесницам, которые лишь и знают себе, как ворчать на молодёжь да хаять всё кругом.

Отвела нам бабка Дуня комнатку за печкой, отгороженную от «передней», как называла её хозяйка, цветастой занавеской вместо двери. В этой импровизированной комнате, шириной метра полтора, стояла одна довольно широкая кровать, на которой мы со Славкой вполне могли разместиться вдвоём, так как оба были в ту пору худенькие, столик у окна, да половичок на полу, вот и вся обстановка.

Расположились мы со Славкой, и баба Дуня велела нам идти пока «прогулятьси», а она, мол, покамест, ужин соберёт. Вышли мы со Славкой на улицу и решили пройтись по деревне, наметить, так сказать, план действий на завтра, с чего начнём изучение местной флоры и фауны. За деревней начиналась тайга, обжитая человеком вблизи деревни, и совсем дикая и неизвестная за этими пределами. Что там было дальше, не знали и сами жители. Только старожили говаривали нам после, что, мол, живут там дУхи тайги и не стоит туда соваться. Хватит с вас и того, что тут, рядышком, найдёте, богата тайга на дары — изучайте сколько влезет.

Ну, прогулялись мы, вернулись домой, а баба Дуня откуда-то с дальнего угла двора идёт с пустыми мисками. Удивились мы, кого она там кормит, вроде кроме куриц и козочек скотины у неё больше не было по её словам. Может собака там живёт? Мы спросили об этом саму хозяйку, но она как-то замешкалась и, махнув рукой, сказала, что решила просто из чулана старую посуду достать да почистить, нас ведь теперь трое стало. А выйдя из чулана, пошла сарай запереть прямо с посудой в руках, а тут и мы пришли. Мы особо не заморочились над её ответом, и пошли все втроём в избу, «вечерять».

Поблагодарив бабу Дуню за ужин, мы со Славкой завалились на кровать и тут же уснули крепким молодецким сном. Посреди ночи мне показалось, что я слышу какие-то звуки из-за стены, однако вспомнив, что там, за стеной в пристрое ходят козы, уснул дальше. Наутро Славка рассказал мне, что бабка ночью, видимо, страдала бессонницей, бродила по избе, скрипела половицами, вздыхала.

— Старость- не радость, — заключили мы и, нацепив противомоскитные костюмы и щедро облившись репеллентами, направились в тайгу, сегодня мы решили побродить тут рядышком, не углубляясь далеко. Так сказать — познакомиться.

К вечеру, изрядно вымотавшиеся, вернулись мы домой. Баба Дуня сообщила, что нас ждёт банька, и мы, обрадованные, поспешили в парилку, где хозяйка заботливо припасла для нас пихтовые венички. Так и потекли наши дни практики, не жизнь, а малина. Свежий воздух, тишина, байки старожилов, банька и картошка на костре. Из молодёжи тут мало было народу, в основном старики доживали свой век.

У бабы Дуни жилось нам хорошо, только стали мы замечать, что ночами встаёт она и, повозившись на кухне, уходит куда-то, возвращаясь через час-два по нашим ощущениям. Так же слышали мы, как за стеной, в пристрое, слышна ночью какая-то возня и будто бы некое бурчание и чавканье. Но спросонья нам думалось, что это бабка разговаривает со своими козами. Не спится старому человеку, вот и ходит туда-сюда. Однажды мы прямо спросили об этом бабу Дуню. Она как-то стушевалась, а после ответила:

— Дак сну-то у меня нет вовси, старая, вот и встаю по ночам, да чтоб вас не тревожить и иду на двор, летом-то чичас тепло.

— А зачем вы тарелки какие-то носите с собой? — поинтересовался Славка, — Я как-то видел ночью.

— Тарелки? Дак то я внученьку кормлю.

Сказала и осеклась.

— Какую внученьку? — не поняли мы.

— Да как же, козочку свою! — спохватилась бабка, — Одна Внученька, а другую Доченькой зову.

Мы со Славкой переглянулись и больше вопросов не задавали, всё понятно, чего тут ещё спрашивать. Ну, не спится старушке, нам-то какое дело. Зато мы тут спим, как младенцы, на хвойном-то аромате таёжном.

И вот, на другой день, решили мы со Славкой подальше в тайгу уйти. Да для такого дела нужен был нам проводник. Поспрашивали мы местных, кто согласится. Вызвался дед один, Прокопием звали.

— У меня, — говорит, — Дел-то особых нет, прогуляюсь с вами, сто лет не ходил далёко в тайгу, а так я всё там знаю, почитай всю жизнь охотником был, исходил эти места вдоль и поперёк. Завтра в семь утра выходим.

Сказано-сделано, и отправились мы по домам. В ту ночь я отчего-то спал плохо, ночь была ясная лунная, и яркий свет луны просвечивал даже сквозь занавеску на окне, не давая спать. Я ворочался с боку на бок. Внезапно услышал я, как поднялась бабка Дуня. Я не обратил на это особого внимания, привыкли мы уже к её ночным бдениям. Она походила по избе, выглянула в окно, пошептала что-то, затем подошла к нашему закутку, приоткрыла тихонько занавеску и прислушалась. Я сделал вид, что сплю.

— А то ещё увидит, что бодрствую, заведёт разговоры, тогда уж точно до утра потом не засну, а с утра работа предстоит немалая, — подумал я и притаился.

Бабка Дуня постояла немного, вглядываясь в тьму, затем закрыла занавеску и пошла к столу, там она стучала глухо тарелками и чашками, по всей видимости снова собирая угощение для своих козочек, бормоча что-то про внученьку. Вот она вышла из избы, и почти тут же послышалась возня за стеной в пристрое. Я зевнул, повернулся на другой бок, толкнув храпящего Славку, и приготовился, было, заснуть, как вдруг услышал голоса. Точнее сказать, это был один голос — голос бабки Дуни. Она что-то приговаривала, как обычно, то громче, то тише. А вот второй голос, отвечающий ей, больше похож был то ли на рычание, то ли на хрипение, то ли на приглушённый плач, я не мог разобрать. Я очень удивился, так, что набежавший было сон как рукой сняло, и я, прижав ухо к стене, стал вслушиваться.

Баба Дуня действительно с кем-то говорила в пристрое, но это были явно не козы. Какой-то странный, булькающий звук отвечал ей на приговаривания. Мне стало любопытно, что же или кто издаёт такой звук. Чем там занимается бабка? И я, осторожно поднявшись с постели, вышел на цыпочках из избы. Дверь в пристрой была приоткрыта, оттуда падала узкая полоска неяркого света и слышались те самые звуки. Почти не дыша (всё-таки мне было стыдно за такое своё любопытство в отношении личной жизни другого человека), я прокрался поближе и, встав вплотную к двери, заглянул внутрь.

То, что открылось моим глазам было настолько мерзко и ужасно, что я зажал себе рукой рот, чтобы не вскрикнуть. На лавке у стены стояла керосиновая лампа и свет её освещал небольшой пятачок пристроя, по дальним углам залегли тени, куры спали на насесте под самым потолком, а обе козы лежали в дальнем углу на ворохе соломы — я ясно различал их, белеющих во тьме. Бабка Дуня сидела на полу возле лавки. А вот прямо перед ней стояло нечто. Что это было, я не сразу разобрал, оно стояло на корячках и чавкая, ело из миски на полу. А когда понял, то ужаснулся.

Это был человек. Женщина. Она стояла на четвереньках и г.о.л.ы.е г.р.у.д.и её свисали вниз, волосы беспорядочно болтались, закрывая лицо, и бабка Дуня что-то приговаривая, всё пыталась их собрать и причесать большим гребнем. Тело женщины, местами прикрытое какими-то истлевшими лохмотьями, было абсолютно чёрным и словно изъеденным червями, всё в каких-то дырках, ямочках и шрамах, руками она опиралась на пол, и я увидел длинные грязные когти на её пальцах, которыми она впилась в земляной пол пристроя. Возраст женщины определить было трудно, я и половую принадлежность-то её смог разобрать лишь по г.р.у.д.и, а так и не сообразил бы может, мужчина передо мной или женщина.

Женщина ела, временами отрываясь от еды и поднимая лицо. Когда я увидел его впервые, то прикусил себе пальцы до к.р.о.в.и, чтобы не завопить на всю округу. Жёлтые, звериные глаза с чёрным узким зрачком, бурая кожа, вся покрытая серыми нитями паутины, налипшей на лицо, каша из стоящей на полу миски стекала изо рта, и женщина слизывала её длинным змеиным языком. В какой-то момент, когда она в очередной раз подняла голову, взгляд её жёлтых глаз вдруг остановился на двери, за которой прятался я. Она вдруг шумно вдохнула воздух, повела носом, и обнажила острые, длинные зубы. Перепугавшись, я бросился прочь, забыв о безопасности и конспирации.

Пулей влетел я в избу, влетел в наш со Славкой закуток, и запрыгнул в кровать, притворившись спящим, предварительно выхватив из висящей на стуле походной куртки, охотничий нож, с которым ходил в тайгу. Я лежал, прикрыв глаза, и сердце моё так бешено колотилось, что казалось, будто одеяло ходит ходуном. Скрипнула дверь, в избу вошла бабка Дуня. Она прошлась по комнате, затем остановилась у нашего закутка, постояла немного, затем отодвинула штору и вошла. Я почти не дышал. Бабка склонилась надо мною и в нос мне ударил острый запах прелой земли, гнили и ещё чего-то непонятно-мерзкого. Я старательно делал вид, что сплю, и от страха даже судорожно хрюкнул, однако вышло это, к счастью, похоже на храп, который окончательно убедил хозяйку в том, что мы оба спим. Она развернулась и тихо вышла снова в пристройку. Я же припал ухом к стене.

— Ешь, ешь, милая, — слышался голос бабка Дуни, — Показалось тебе, спят они. Да и уедут скоро, они ведь на время только, и нечего тебе будет бояться, станешь приходить как и раньше, без боязни. Холодно, поди-ка тебе там, в тайге… Отчего не даёшь новую одёжу на тя надеть, а?

В ответ вновь послышалось то самое булькание и рокот. Но теперь-то я уже знал источник этого звука, и по телу моему пробежали мурашки. Вскоре бабка Дуня вернулась в избу и улеглась спать. А я до самого рассвета не мог сомкнуть глаз, и всё сжимал крепко нож на всякий случай.

Утром, когда мы сели завтракать, бабка Дуня вела себя, как ни в чём не бывало. Я старался делать вид, что отлично выспался и ел «с аппетитом», хотя это было и сложно. Всё время в памяти всплывало лицо ночной гостьи с кашей, стекающей изо рта… Наконец, мы вышли из дома и пошли к тайге. У крайней избы нас уже поджидал дед Прокопий. Мы двинулись в путь. По дороге дед рассказывал нам всякие премудрости тайги и травил байки, Славка с интересом слушал, и временами от души хохотал над дедовыми шутками. А у меня из головы всё не шло это нечто из пристроя. Дед Прокопий заметил это, и спросил меня, как я себя чувствую?

— Ты может притомился, сынок, с непривычки-то? Дак давай присядем, отдохнём.

Мы устроили привал и я попросил у деда с.и.г.а.р.е.т.у. Славка удивлённо воззрился на меня, зная, что я не курю.

Закашлявшись от дедовой «Беломорины», я обвёл попутчиков взглядом, и спросил:

— Дед Прокопий, а что вы знаете про бабу Дуню, нашу хозяйку? Есть ли у неё какие родные?

Дед закурил и пожал плечами:

— Был у Дуни муж, да помер давно. Сын её со снохой на машине разбились, совсем молодыми. Они в городе жили. Дуня и забрала к себе внучку — Тамарочку, той всего три годика было тогда. Стали жить. А когда исполнилось внучке лет семнадцать, то пропала она. И поговаривали люди, что забрали её духи из дальней тайги.

— Забрали? — нахмурился Славка, — А за что?

— Тамарка хоть и выросла в деревне, но по натуре была далека от наших обычаев, насмехалась даже над бабкой своей, дурнями нас называла, когда мы пытались ей что-то втолковать. А зря. У природы свои законы. А у тех, кто живёт рядом с человеком тем более.

— У кого это?

— У незримого мира, у духов. Надо к нему относиться с уважением. Мы веками так жили, и по сей день так живём. Да только уходят старики, а молодёжь она смеётся над таким, не верит. Много бед оттого. Раньше, когда я охотился, то всегда перед охотой слова особые читал на удачу, а входя в тайгу кланялся Хозяину и дар оставлял, то бусы яркие, то ремень кожаный, то кисет с табачком, то каравай, уходя же с охоты благодарил за добычу. Лишнего никогда не брал, зверя зря не стрелял, не портил. А ведь нынче как? Жадность в людях, алчность и злоба. Всё надо получше заиметь, чем у соседа, побогаче, чем у брата, переплюнуть других. Эх-х-х…А внучка ейная Тамарка всегда хохотала над нашими обычаями, и вот однажды сказала она местным ребятишкам, что на спор в тайгу пойдёт и докажет, что нет никаких духов. Отговаривали её друзья, уговаривали, да где там, упрямая была, что твой баран. Сказала, что нынче же вечером уйдёт в тайгу и там переночует. И ведь ушла.

— И пропала?

— Нет, — помотал дед головой, — Вернулась. Да только не такой, какой ушла. Не смеялась больше, не шутила. И меняться стала. Кожа почернела, глаза стали, как у зверя. Люди боялись из домов выходить, говорили, что Тамарку духи наказали, забрали её душу, и пустая она теперь, бродит по земле одна оболочка, ждёт своего смертного часа. А однажды пропала Тамарка. И никто её больше не видел с той поры. Только никто о том не горевал, кроме бабки самой. Боялись люди, что из-за Тамарки на всю деревню гнев духов падёт. Говорили, что ушла она в тайгу жить, потому что не могла уже с людьми рядом находиться, ведь она уже и не человеком была-то. Так то, сынки, так то…

Я ничего не стал говорить при деде Прокопии. А улучив минутку, отозвал Славку и всё ему рассказал. Тот был потрясён.

— Уходить нам надо с деревни поскорее, — сказал я, — Вдруг сегодняшней ночью внучка решит нами полакомиться?

— Что же ты деду ничего не сказал?

— Да не знаю, а вдруг они потом бабку Дуню убьют?

— Надо всё же рассказать, я думаю, да и как мы отсюда вот так уедем? Автобус только из села ходит, да и то до его приезда ещё два дня ждать.

— Я готов хоть пешком идти, но в том доме больше не останусь, — сказал я.

Мы всё же рассказали обо всём деду Прокопию, тот побледнел и сказал нам поворачивать к деревне. Вернувшись, мы незаметно собрали вещи, и пока бабка возилась в огороде, быстро вышли из избы. Дед Прокопий договорился с соседом, у того лошадка была, и тот отвёз нас до другого, дальнего, села, из которого автобус в город шёл уже наутро, мы переночевали, а наутро распрощались с провожатым и сели в автобус, а мужичок поехал в деревню, домой.

Не знаю, что там было дальше, чем закончилась вся эта история, но с той поры я навсегда запомнил, что нельзя смеяться над миром духов, независимо от того, веришь ли ты в него или нет. А ещё мне никогда не забыть этого изъеденного червями тела и жёлтых звериных глаз в тусклом свете керосиновой лампы в пристрое деревенского дома у тайги….

Из книги автора "Русалья неделя", рассказ "Внученька".

Иллюстрация S.Koidl