Найти тему
Андрей Ортега

Притча о брате блудного сына. Может ли смирение быть проблемой?

Оглавление

Многие из нас слышали притчу Иисуса Христа о блудном сыне. О нечестивом парне, который бросил своего отца ради легких удовольствий на стороне, а позже раскаялся и вернулся.

Сегодня я предлагаю вам прочесть эту историю и немного поразмышлять. Но не о блудном сыне, а его старшем брате. У него есть одна важная особенность, свойственная некоторым верующим людям.

Праведность — и неудовлетворенность жизнью.

Блудный сын

Начнем с начала.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Типичная история грешника: сначала он пускается во все тяжкие, а потом его выбрасывает на обочину жизни. Осознав это, он принимается искать выход из положения.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
(Евангелие от Луки, глава 15)

Однако, обратившись к Богу, грешник вместо заслуженного гнева оказывается окружен Божьей любовью и принятием.

Источник: https://emmanuil.church/pritcha-o-bludnom-syne
Источник: https://emmanuil.church/pritcha-o-bludnom-syne

Брат блудного сына

Проблема в том, что у блудного сына есть старший брат.
И брату такой исход ужасно не нравится.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
(Евангелие от Луки, глава 15)

Обратите внимание на претензии старшего сына:

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
(там же)

В этом проблема многих верующих и просто порядочных людей, которые годами живут для Бога, по Его правде, по совести, но не видят никаких плодов, в то время как на грешных и нечестивых, казалось бы, людей валится дождь из благословений.

Похожие претензии были в устах псалмопевца:

3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.
6 Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;
7 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
11 и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?"
12 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?
15 Но если бы я сказал: "буду рассуждать так", — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
(Псалом 72)

Однако тут автор находит понимание Божьего возмездия:

16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
18 Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
(Там же)

А что наш брат из притчи? У него несколько иная проблема: символизирующий Бога отец, источник всякой правды и суда, почтил грешного и пренебрег праведным!

С одной стороны, ты слышишь такие слова:

7 Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства.
(Вторая книга Паралипоменон, глава 19)

А с другой наблюдаешь, как по факту на твою правду и верность плевать хотели и небо, и земля.

Давайте подумаем, почему в притче так произошло и какие выводы мы можем сделать для себя.

Почему грешнику закололи теленка?

Отец был очень рад раскаявшемуся и возвратившемуся сыну. Он был готов всё простить, закрыть глаза на прошлое и радоваться настоящему.

Любовь к сыну он выразил конкретными делами — одежда, обувь, перстень, ЗДОРОВЕННЫЙ ТЕЛЕНОК.

Почему же отец дал теленка этому нечестивцу?

Ответ простой: нечестивец пришел издалека и умирал от голода.
А самостоятельно взять еды у отца он
не имел никакого права.
Он уже промотал свою долю!

Именно поэтому отец лично распорядился насчет теленка.

Что же касается старшего брата, то ему отец никогда не выделял скота.

И отец объяснил, почему:

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
(Там же)

Всё мое — твое!

Ты не то что козленка можешь взять или теленка.
Ты здесь не наемник. Ты сын!

И ты имеешь законное право взять из отцовского имения всё, чего тебе недостает для счастья. Ты не берешь чужого, ты за своим пришел!

Старший сын всё это время смирял себя, словно ничего не стоящий раб, и отказывал себе даже в том, на что имел полное право.

Смирение вроде как считается добродетелью. Но в подобных случаях, когда грешник счастлив, а ты нет, смирение играет с тобой злую шутку, превращаясь в повод для горькой зависти и ревности.

Кто-то посчитает такую зависть предосудительной. Но старший сын просто желал воздаяния по правде! У кого ему искать правды, если не у отца? Отец это прекрасно понимал и потому не осудил верное чадо, а просто напомнил ему о его истинном положении в доме.

Заключение

Послушай, верный Божий труженик! Ты не раб. Ты сын. И у тебя есть власть иметь всё необходимое для счастья и благоденствия.

Но есть ли у тебя вера и дерзновение, чтобы это принять вопреки смирению, которое ограничивает и огорчает тебя сверх меры?

Не отказывай себе в том, чего по правде тебе не запрещено иметь и что никак не навредит тебе и твоему ближнему. И тогда у тебя не будет повода завидовать нечестивому.

Всё мое — твое!