Ситуации, когда молодые предприниматели обращаются с вопросами "Хочу купить кальянную", "Хочу купить действующий бизнес" нередки.
Как правило, после консультации с юристом, активов для покупки остаётся немного, поскольку юристы это такие существа, которые препарируют всё бессердечно и цинично, как и врачи. И им совсем не больно рушить чужие воздушные зАмки.
Вопрос юристам от начинающего предпринимателя:
Увидел объявление - продаётся действующий бизнес.
Человек является собственником магазина и хочет переоформить его, но на магазине есть задолженности по аренде и др.
У меня вопрос: долги после переоформления остаются на старом владельце или переходят к новому?
После вопроса клиента следует "расклад на ситуацию" от юриста.
С юридической точки зрения действующим бизнесом называется юридическое лицо, например, ООО (Общество с ограниченной ответственностью). На юридическом лице оформлены все активы: оборудование, помещение (договор аренды или собственное), товары и т.д. И даже работники там есть, которые работают на ООО.
ООО продают как долю в уставном капитале, такие сделки оформляются у нотариуса и новый владелец регистрируется в ФНС.
Следом идёт информация, что собственником магазина является человек (скорее всего это индивидуальный предприниматель).
Значит "действующий бизнес" - это не больше, чем купленный товар. А объект недвижимости - помещение магазина - это отдельный актив, который нужно покупать отдельно и регистрировать сделку через Росреестр.
Фраза "собственник магазина", в данном случае, означает то, что он (в лучшем случае) является только собственником товара, который он купил для последующей реализации.
В процессе консультации, исходя из прозвучавшей далее фразы "есть задолженности по аренде" становится ясно, что бизнесмен занимает помещение магазина на правах аренды. То есть его самого скоро "попросят оттуда", а долг по арендной плате и коммунальным платежам могут взыскать в судебном порядке, ещё и с неустойками.
По итогу, от действующего бизнеса остаются вещи и товары, хорошо, если вместе со стеллажами под эти товары и прочим оборудованием. И поток клиентов, если он есть.
Например, сапожник, ушёл на заслуженный отдых, но делал свою работу так хорошо, что люди ездили к нему из других районов города.
Прежний "владелец бизнеса", индивидуальный предприниматель продал ему место, торговую точку - павильон (который не является недвижимостью) и поток клиентов.
А это, согласитесь, уже немало - деньги на рекламу тратить не нужно, однако сразу стоит держать планку предыдущего мастера или повышать её - иначе клиенты уйдут.
Так что в данном случае, как и во многих других подобных, речь идёт о продаже "торговой точки".
В таком случае заключается договор купли-продажи или договор аренды помещения с новым владельцем - деньги за аренду помещения платят собственнику помещения, а не прежнему владельцу бизнеса.
Возможно владеть помещением торговой точки на условиях субаренды, но если позволяют условия и срок договора основного договора аренды (а такие договоры, как правило, краткосрочные - до 1 года и в Росреестре не регистрируются).
Долги по арендным платежам и коммуналке, в данном случае, это договорные обязательства прежнего владельца бизнеса. Он по ним отвечает самостоятельно.
Важно!
Новый договор аренды и какие-либо документы нужно читать очень внимательно, чтобы не принять права требования по чужим обязательствам.
В данном случае, чтобы не пролететь с ценой и не купить воздух вместо "действующего бизнеса", оценивать как актив нужно только товар и поток клиентов (траффик).
Договор продажи товара оформляется письменно, где нужно помимо цены указать каждую единицу товара, количество и цену.
Читайте ещё на моём канале:
Как я нашла и интересную работу
Как женщина учила "АВТОВАЗ" делать автомобили
Теперь нужно спрашивать у соседей разрешения на установку кондиционера