В эти майские праздники впервые за много лет идет коренной слом всего общественного устройства. Даже слышно, как оно трещит. Еще бы - без длинных выходных!
Как человек, живущий девять лет за городом, в дачных деревнях, вижу радикальные изменения. Многие дачники, которые раньше приезжали на несколько дней и начинали 30-го вечером угар, на сей раз остались дома: это большие семьи или живущие далеко москвичи (в наших местах и там, где я жила раньше, есть дачи не только у петербуржцев, но и у москвичей). Ехать в два присеста, собирая машину, продукты, дорого, на один - коротко, поэтому многие остались дома. В деревнях элементарно в этом году было тише. Потому что обычно "майские" это самое тяжелое время, когда вырвавшиеся из монолитно-кирпичного плена горожане бегут на дачи спускать все свои городские неврозы. Начинаются шумные пьянки с шашлыками и драками, музыка всю ночь.
Много трагических историй: погибают как от переедания и перепоя, так и при несчастных случаях. Больницы не справляются. Когда-то я приводила конкретный пример Лужской межрайонной больницы:
в дачный сезон население района увеличивалось в среднем в 20 раз. В одном дачном массиве "Мшинская" больше людей, чем живет во всем районе на ПМЖ. Больницы надрываются, кто-то да не успеет дождаться помощи
В последние пару лет добавилось новое дачное развлечение: езда на квадроциклах. Покупают себе эти внедорожники, чтобы кататься по деревенским дорогам. Совершенно забывая, что мы здесь живем, что мы хотим отдыхать, читать, что наши дети ходят спокойно играть возле дома. Разъезды на квадроциклах под окнами стали настоящей майской бедой дачных деревень. В этом году хотя бы дороги в нашем регионе подсохли, а в прошлом было грязно, любители нарезать виражи по бездорожью размалывали грунтовки в слякоть. Местные берегут дороги, пока все не высохнет, стараются даже стройматериалы не заказывать, но приезжает дачник, заводит свой квадроцикл - и понеслось! В этом году многие не сочли нужным ехать. Будут ждать до отпусков.
В городах тоже ощущается перестройка. В парках чисто, пропали шашлычники. Некоторым кадрам попросту страшно начинать гулянку, так как боятся вовремя из нее не выйти. И сколько душ будет благодаря этому спасено!
Я в 2014 или 2013 гг. писала еще для "Эха" горький фельетон о том, что каждый год в Екатерингофском парке на шашлыках находят труп: обычно тонут прямо в речушке. В один год никто пьяный не утонул, так умер на солнцепеке от переедания, сама я видела там тогда же смерть шашлычника и "скорую".
Чудовищное зрелище - семья пузатых шашлычников в майском парке. Папаши обязательно раздевались до плавок, мамаши лежали на расстеленных полотенцах, дети носились сами, все справляли нужду в кусты, потому что туалеты в парке не рассчитаны на тысячи шашлычников
На автовокзалах больших городов каждые майские праздники раньше косяком выносили трупы отдыхающих: кто не довез себя до шашлыка, начав отмечать заранее, и кто не сумел вернуться обратно... Классическая смерть: сильно гуляли на даче, за руль сесть не смог, поехал на автобусе, вышел на вокзале и умер... В Петербурге еще Балтийский вокзал в майские этим славится, там шашлычники с Мшинского дачного массива находили свой конец к утру 10 мая. В том числе приличные и социально благополучные, а врачи когда-то мне рассказывали, что погибает так даже петербургская профессура, причем без всякого перепоя: жара, духота, переели, разморило. И все, привет семье!
Первые год за долгое время, когда жертв будет поменьше. Может, государство увидит улучшение статистики и наконец уже что-то сделает с этими долгими выходными? Считают, что и экономика, и общественный уклад требуют их отмены. Вернуть можно лет через десять, когда пить станут еще меньше, когда появится культура праздничных ужинов (без переедания до "скорой"). Пока это жизненно опасно.