Найти тему
Советское Кино

«Ключ без права передачи»: фильм про свободу воли и мысли

Оглавление

В конце 1970-х на экраны вышел фильм о школьной жизни, который многим запомнился сразу. Режиссер Динара Асанова создала непростую историю об учительнице, которая смогла завоевать сердца своих учеников. И о том, как ей пришлось бороться с окружением за право откровенно и душевно общаться с детьми. Но оказалось, что не все так просто в этой жизни. И в чем-то девушка была не совсем права. Почему?

Учитель-революционер

Как строилась система преподавания в советской школе? Вполне стандартно, ученики – подневольные, в чем-то шаловливые, но в целом послушные общим правилам пионерии или комсомола. Правда, идеологии в фильме почти не видно. Что странно, вроде бы чиновники зорко следили за наличием атрибутов в кинематографе. Видимо, расслабились и увлеклись сюжетом. А он действительно необычный.

Хорошая ленинградская школа, ученики в 10-Б – умные, талантливые ребята, но… уже подростки. А значит – бунтуют, спорят, вставляют свои возражения, пытаются быть независимыми. С родителями у них непростые отношения. Кого-то слишком опекают, других не считают за личность и не спрашивают их мнения. Учителя очень консервативны, за рамки не выходят, личное общение с ребятами – не их дело.

И вдруг: молодая и очень красивая, хотя довольно скромная девушка Марина Максимовна (Елена Проклова) завоевывает сердца своих учеников. Она преподает литературу и поднимает на своих уроках такие вопросы, которые другой учитель в жизни бы не осмелился даже озвучить. Доходит до того, что ученики формируют целый клуб «поклонников Марины», вместе с ней ходят на экскурсии, ездят за город, сидят у нее в гостях до позднего вечера…

Изображение со страницы https://ru.kinorium.com/141969/gallery/screenshot/
Изображение со страницы https://ru.kinorium.com/141969/gallery/screenshot/

Родители бьют тревогу: они не могут найти общий язык с чадами, а тут странная учительница какой-то магией приворожила столько детей. Коллеги Марину не одобряют – мол, не педагогично так дружить с классом. И зачем ей это?

Ключ к сердцу

Одна из учительниц точно отметила на собрании, что Марина Максимовна получила каким-то образом «ключ» к сердцу детей. И нет права передавать его кому-то, то есть предать и оставить без поддержки. Заметно, что у таких, как Марина, просто есть невероятный педагогический талант. И умение дружить, слушать, понимать других. Именно этого и не хватает беспокойным подросткам.

Когда смотришь фильм, однозначно первую половину времени принимаешь сторону Марины. Она такая современная, умная, трезвомыслящая, местами жестковатая в суждениях. Но это симпатичнее, чем слащавое сюсюканье бабушек-дедушек либо бездушный приказной тон других педагогов или родителей. Кто еще выслушает и поймет детей в их сложные 16-17 лет, на пороге взросления?

Заметно, что интеллект и смелость суждений у Марины – на уровень выше ее закоснелых коллег. Они выглядят как будто беспомощными на ее фоне. И она очень гордо, высокомерно с ними обсуждает «проблему» своей дружбы с детьми. Предавать свой класс и отдаляться она не будет, и это вызывает симпатию у зрителя. Но что не так?

Подстава с магнитофоном

Однажды в гостях ребята начали разговаривать на разные темы с Мариной. И затронули не только философские или литературные вопросы, как обычно (а они могли говорить с ней обо всем). Но и стали обсуждать других учителей. Марина высказалась резковато, и это было записано на пленку. Случайно эту запись находит мама одной девочки Юли – этот магнитофон был подарен дочери на день рождения. Мать рассержена поведением учительницы и приносит «компромат» к директору.

Не хочу раскрывать всей истории – она довольно драматична. Но потом будет видна и дилемма замечательного директора (Алексей Петренко прекрасен!), и метания педагогов, и ревность родителей. Они теряют связь с детьми и боятся этого до ужаса. На первый план выходит мудрость, терпение и любовь при принятии сложных решений