Найти тему
Украина.ру

Клинтон давно знал об СВО, проблема Украины – в НАТО: что говорили об Украине в мире 5 мая

   © Public domain
© Public domain

42-й президент США в ходе выступления в культурном центре 92NY Нью-Йорка вспомнил об одной беседе с президентом РФ Владимиром Путиным, когда он занимал пост премьер-министра РФ, на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Билл-провидец

42-й президент США Билл Клинтон в ходе выступления в культурном центре 92NY Нью-Йорка вспомнил об одной беседе с президентом РФ Владимиром Путиным, когда он занимал пост премьер-министра РФ, на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

"Владимир Путин сказал мне в 2011 году, за 3 года до того, как он взял Крым, что он не согласен с документом, который я заключил с Борисом Ельциным. Он сказал: "Я не согласен с этим и этого не поддерживаю, я им не связан", – заявил он.

Судя по всему, речь идёт о Будапештском меморандуме 1994 года, в соответствии с которым Украина отказывается от ядерного оружия, унаследованного после распада СССР, в обмен на гарантии безопасности от Россия, США и Великобритании.

Он не уточнил, с каким именно пунктом Будапештского соглашения был не согласен Путин. Российский лидер в марте 2014 года заявлял, что после захвата власти на Украине возникало новое государство, с "которым мы никаких обязывающих документов не подписывали".

"И с того дня я понимал, что это (проведение СВО – ред.) лишь вопрос времени", – добавил Клинтон.

О планах России начать спецоперацию на Украине американская сторона, как сообщал бывший посол США в РФ Джон Салливан, узнала осенью 2021 года.

НАТОвские корни украинского конфликта

Посол КНР в Швейцарии Ван Шитин подчеркнул в интервью швейцарской телекомпании RTS, что нынешний украинский кризис проистекает из глубокого исторического контекста и сложных причин.

"Нельзя отрицать, что кризис на Украине тесно связан с постоянным расширением НАТО на восток со времен холодной войны", - заявил дипломат.

31 января 1990 года глава МИД ФРГ Ганс-Дитрих Геншер во время выступления в баварском городе Тутцинге объявил, что НАТО должно отказаться от продвижения в восточном направлении, т. е. к границам Советского Союза.

9 февраля госсекретарь США Джеймс Бейкер сказал президенту СССР Михаилу Горбачёву при личной встрече, что если Германия останется в рядах Североатлантического альянса, то его юрисдикция не распространится ни на один дюйм на восток.

Спустя год премьер-министр Великобритании Джон Мейджор заверял министра обороны СССР Дмитрия Язова в том, что восточноевропейские государства не вступят в НАТО. Однако с тех пор состоялось несколько волн расширения НАТО.

Ван Шитин надеется, что различные стороны извлекут важные уроки из украинского кризиса и будут совместно искать посредством диалога путь вперёд для обеспечения долгосрочной безопасности и стабильности в Европе.

"Окончание кризиса не зависит от Китая. США, НАТО, ЕС и всё международное сообщество должны вместе работать над созданием благоприятных условий для мирных переговоров, а не подливать масла в огонь или извлекать из этого выгоду", – констатировал он.

Глава дипмиссии напомнил, что позиция Пекина по украинскому вопросу последовательна и ясна: всегда стоит на стороне мира, его главная миссия заключается в том, чтобы способствовать мирным переговорам. У Китая – хорошие отношения с Россией и Украиной, отметил Ван Шитин.

Украине в НАТО сейчас не место

"Есть веские причины принять Украину в НАТО, но есть более весомые причины не делать этого. Гарантии безопасности, выраженные в статье 5 Устава НАТО, не могут быть предоставлены в нынешних обстоятельствах.

Ни один альянс не должен принимать страну, в то время как эта страна уже воюет против мнимого врага Альянса, врага, у которого есть ядерное оружие", - говорится в колонке Андреаса Клута для агентства Bloomberg.

По словам автора, любое решение, кроме присоединения к НАТО, разочарует украинцев, но выводы надо делать, опираясь на разум, подчёркивает он.

"Нет никакого убедительного способа определить украинское членство таким образом, чтобы исключить риски. Сценарии эскалации предсказать невозможно, а они включают сползание к третьей мировой войне. Нельзя обещать защищать нового члена, уже подвергшегося нападению, без одновременного и прямого вступления в ту же самую войну", – добавляет Клут.

Если Украину примут в НАТО сейчас, до окончания вооружённого конфликта, то СВО будет расцениваться как нападение на члена Альянса и, соответственно, на весь Альянс в целом, исходя из принципа коллективной безопасности. А государства, входящие в НАТО, всячески избегают риска прямого вооружённого столкновения с РФ.