Найти тему
Яркий фотомаркет

Чем работали фронтовые фотокорреспонденты в Великую Отечественную?

Наследие фронтовых корреспондентов, кинооператоров и фоторепортёров невозможно переоценить. Высшая оценка их работе – использование кинофотоматериалов в Нюрнбергском процессе.

Про Кинооператоров мы знаем, что их было 258 человек – они названы поимённо фронтовым оператором Алексеем Лебедевым в сборниках «Их оружие - кинокамера» 1970 и «Из кинолетописи Великой Отечественной» 1975 года. В справочнике «Создатели фронтовой кинолетописи» были упомянуты сотрудники фронтовых киногрупп: операторы, режиссёры, звукооператоры, киноадминистраторы – всего 415 человек.

Фронтовой кинооператор Борис Ильич Шер в кабине стрелка штурмовика Ил-2
Фронтовой кинооператор Борис Ильич Шер в кабине стрелка штурмовика Ил-2

«Каждый второй ранен, каждый четвертый убит. Такова была цена хроникального кадра». Владимир Михайлов, историк кино.

Фоторепортёров было много больше, они не только подчинялись Главному политическому управлению РККА, но и множеству более мелких информационных структур и редакций. Корреспондентов "Правды", "Известий" и "Комсомолки" пытались охранять на уровне старших офицеров. Но фотографы отбились. Их были сотни, остались – десятки. Многие прошли всю войну с памятью о родной редакции, но публиковались – везде, где это было возможно и необходимо.

Автор фото: russpressphoto
Автор фото: russpressphoto

На вопрос – чем снимали? их ответ был всегда один: чем придётся. Камеры были их личным оружием, все самостоятельно обслуживали, а многие - и чинили камеры сами.

Советские фотокорреспонденты у Рейхстага. На фото: первый ряд (снизу): Г. Самсонов («Совинформбюро»), Р. Мазеев («Фронтовая иллюстрация»), Ф. Кислов (фотохроника ТАСС), Л. Железнов («Фронтовая Иллюстрация»), И. Шагин («Комсомольская Правда»), О. Кнорринг («Красная Звезда»). Второй ряд: А. Капустянский («Красная звезда»), Г. Петрусов («Совинформбюро»), Р. Кармен (военная кинохроника). Третий ряд: А. Архипов («Фронтовая Иллюстрация»), М. Редькин («Фронтовая Иллюстрация»), Н. Фиников.
Советские фотокорреспонденты у Рейхстага. На фото: первый ряд (снизу): Г. Самсонов («Совинформбюро»), Р. Мазеев («Фронтовая иллюстрация»), Ф. Кислов (фотохроника ТАСС), Л. Железнов («Фронтовая Иллюстрация»), И. Шагин («Комсомольская Правда»), О. Кнорринг («Красная Звезда»). Второй ряд: А. Капустянский («Красная звезда»), Г. Петрусов («Совинформбюро»), Р. Кармен (военная кинохроника). Третий ряд: А. Архипов («Фронтовая Иллюстрация»), М. Редькин («Фронтовая Иллюстрация»), Н. Фиников.

Со многими их фронтовые камеры прошли всю жизнь.

Коновалов Георгий Федорович
Коновалов Георгий Федорович

Советская фотопромышленность до войны не успела создать надёжных собственных аппаратов – по крайней мере, за годы просмотра фотографий, на которых военный корреспондент держит в руках свою камеру, отечественной фотоаппаратуры - не замечено. ФЭД был оснащён полотняными шторками затвора, а на Leica стояли - прорезиненные шёлковые... Закупаемая государством аппаратура распределялась по редакциям и лишь немногие фоторепортёры имели по 2-3 аппарата. Забирали у погибших. Разбитые – разбирали на запасные части и возили с собой. Как правило, это были камеры Leica II, IId и Leica III и IIIa вследствие их надёжности и ремонтопригодности. Массовый стандартный объектив – Leitz Elmar 50/3.5.

Павел Артемьевич Трошкин Известия
Павел Артемьевич Трошкин Известия

После 1942 года в руках фронтовых корреспондентов появляются трофейные камеры – Leica IIId и Leica IIIc, среднеформатная Zeiss Ikon Ikonta 520-521/16 и даже Zeiss Ikon Super Ikonta 531/2.

Фотограф Николай Шестаков с американским фоторепортером при встрече с наших войск в Чехословакии
Фотограф Николай Шестаков с американским фоторепортером при встрече с наших войск в Чехословакии

После 1943 года репортёры получают трофейные камеры Zeiss Ikon Contax II.

Германские полевые репортёры были приписаны к ротам пропаганды отдела пропаганды при штабе Верховного главнокомандования, имели развёрнутые базы обслуживания при ремонтных подразделениях аэродромов, танкоремонтных подразделениях, где группировались обучаемые мастерами Zeiss специалисты. В руках у них были не столько камеры Leica (зачастую специальных серий «для низких температур», для «военно-морского флота» и «военно-воздушных сил»), но чаще - аппараты Zeiss Ikon Contax II, требовавшие квалифицированного регулярного сервиса. Камеры среднего формата были любительскими и нередко оказывались среди изъятого у военнопленных при отправке их в лагеря.

Обработка среднеформатной плёнки была возможна только при полевых редакциях и картографических подразделениях разведки, проводивших аэрофотосъёмки

Автор фото: Margie Bedell-Burke: Сержант морской пехоты США Грейс Вайман с Kodak Keystone Fairchild Aerial Camera Type F8
Автор фото: Margie Bedell-Burke: Сержант морской пехоты США Грейс Вайман с Kodak Keystone Fairchild Aerial Camera Type F8

и обладавших соответствующим оборудованием. Малоформатную фотоплёнку проявляли в блиндажах и сушили спиртовым раствором для оперативной печати повсеместно.

Георгий Абрамович Липскеров «За Родину», «Боевая красноармейская»
Георгий Абрамович Липскеров «За Родину», «Боевая красноармейская»

Печатали – даже в танках.

Американские и канадские репортёры приписывались к штабам, при которых организовывались редакции армейской прессы, но оставались командированными от своей газеты. И на фронт шли со своими репортёрскими камерами – среднеформатными пресс-камерами Graflex Speed Graphic,

Lieutenant Frank L. Dubervill of the Canadian Army Film and Photo Unit, holding an Anniversary Speed Graphic camera, England, 11 May 1944
Lieutenant Frank L. Dubervill of the Canadian Army Film and Photo Unit, holding an Anniversary Speed Graphic camera, England, 11 May 1944

но в 1944-45 году они быстро дополнились камерами Zeiss Ikon Contax II, Leica IIIc и американскими Argus C3 и Kodak 35Army в чёрно-оливковом оформлении.

Реклама камеры Argus C3 1944 года
Реклама камеры Argus C3 1944 года

Многие американские солдаты имели в карманах складные 35мм камеры Kodak Retina I – так появилась послевоенная мода на фотоаппарат Kodak Retina, выпускавшийся уже в Германии.

Огромное количество фотоматериалов, отснятых во время II Мировой войны легли в основу обвинения нацистской Германии на Нюрнбергском процессе.

Евгений Халдей с пресс-камерой Graflex Speed Graphic на Нюрнбергском процессе рядом с Германом Герингом
Евгений Халдей с пресс-камерой Graflex Speed Graphic на Нюрнбергском процессе рядом с Германом Герингом

Ветеранам казалось, что они навсегда отвратят людей от желания убивать друг-друга…

© Автор: Александр Бахтурин, "Яркий фотомаркет", 2023 г.