Был фантастической красоты шторм. Свинцовое небо нависало так низко, что, казалось, сейчас упрется прямо в макушку. Километровые молнии били в море на уровне горизонта. Волны понимались до самого шоссе. У местных жителей залило первые этажи.
Дождя не было. Был штормовой ветер, ломающий деревья, выбивающий двери, крушащий окна. От машины до двери было не дойти. Не было сотовой связи, да и с электричеством проблем было немало.
В этой феерической картине не хватало человеческой драмы. И по этой замечательной погоде пришёл к нам человек. Назовём его Виктор.
Он был простужен, с высокой температурой. Наша докторица его посмотрела, дала лекарств. Накормили, обогрели и дали возможность спокойно подлечиться.
Надо сказать, что странствующих людей я для себя делю на несколько групп. «Скитальцы» — это люди с неопределёнными желаниями, не понимающие себя и своего пути в жизни. Многие из них, к сожалению, пьющие. «Колобки» - люди, убегающие от проблем или привыкшие к самому процессу передвижения от места к месту, от человека к человеку. Максимальное количество дней, которые пробыл у нас один из «колобков» - десять.
Ещё одна категория - «охотники». Среди них выделяются «охотники за благодатью», желающие посетить в минимальное время максимальное количество святых мест, крестных ходов, престольных праздников. Когда они рассказывают о своих «духовных подвигах», они начинают путаться со второй минуты. Количество информации зашкаливает. А главное не выделить.
Ещё есть одна категория - «охотники за старцами». Ох, бедные батюшки, ставшие объектами такой охоты. В них видят прозорливость, юродство, аскезу, склонность к изгнанию бесов, целительные таланты и просто чудеса. Батюшкам бы бежать куда-нибудь от этого ореола «богоизбранности» в пустыньку. Ан нет, не на кого им оставить приход, скит, монастырь. Вот и смиряются, терпят, и убегают - если не телом, так Духом.
И собственно странники или пришельцы - люди, честно, искренне ищущие Господа, прокладывающие свой особый путь к Нему. Странничество лежит в духовной традиции нашей Церкви. Это целый уникальный духовный пласт.
Что-то я слишком теоретизирую. Вернёмся к пришедшему к нам Виктору. Чтобы понять, чего хочет по жизни человек, его надо в труде посмотреть. Хорошая есть пословица по поводу выбора супруги: «Ищи невесту не в хороводе, а в огороде». С любым человеком - то же самое.
Виктор подлечился дней за шесть. Пришёл ко мне за благословением. Мы готовились к сезону, и я ему дал задание покрасить деревянный заборчик.
За тот день я узнал о покраске заборов больше, чем за всю жизнь. Виктор вовлёк меня в дискуссию о способах обработки деревянной поверхности, в морилке и эмали, о растворителях, о валиках и кистях, об оттенках и др. Он отнял у меня и у наших работников кучу времени.
В результате и сегодня, и завтра ничего существенного Виктор не сделал. Он задавал всякие вопросы, демонстрируя свою осведомленность и в том, и этом. А послезавтра он ушёл. Просто ушёл не прощаясь, оставив мусор, грязную посуду и несобранную постель. Так всегда поступают «колобки».
И потом снова был шторм. Снова ветром выносило все, что плохо прикреплено. Мы разговаривали с нашим доктором на разные темы. И тут она говорит:
- Лишь бы снова не принесло Виктора. Отче, а мы можем не принимать таких людей? Если здоровы, конечно, и не в бедствии.
Я задумался и ответил:
- Должны принимать, если нужна помощь. И обычно у нас остаются те, кто реально нужен православной общине и кому реально нужны мы.
Шторм утих на следующий день. Новых гостей не было.
Тот, кто остался с нами на долгое время, мастеровитый, хороший православный человек, пришел знакомиться с нами в храм на службу, при тихой солнечной погоде.
Слава Богу за все!
священник Игорь Сильченков.