Найти в Дзене
yonarass

Бит-поколение как новое эстетическое направление в искусстве XX века (Часть 4)

Объединённое разбитое поколение

Кроме прямого влияния на литературу бит-поколение воздействовало и на общественную жизнь, породив субкультуру, представителей которой называли битниками. Название было снисходительным — и им в принципе характеризовали протестно-настроенную молодёжь, отрицающую традиционные культурные ценности. В то время — это слово было почти ругательным, и в представлении общества битник — это обычный бородатый бездельник с антиамериканскими настроениями, шатающийся по джаз-клубам. Как и в случае с любым стереотипом, вокруг битников сформировался определённый образ, используя который, изображали эту субкультуру. Чёрный цвет в одежде, свитер под горло, тёмные очки, длинные волосы, берет иногда бонго — так обычно изображали типичного битника.

Влияние битничества на культуру СССР

Наследие этой культуры дало плоды в СССР достаточно поздно — в районе 70-х годов. И в целом наше подражание битникам нельзя сравнивать с тем, что происходило в Америке до этого. Скорее, это была очередная из многих контркультур, которые отрицали ценности Союза и старались жить по своим принципам, противоречащим общественной морали.

Гораздо интереснее и ярче — связи носителей основных культурных ценностей того времени. Сам Аллен Гинзберг признавался во многих интервью, что на него оказал большое влияние Владимир Маяковский. По заявлениям поэта Андрея Вознесенского, Гинзберг по приезде в Москву сразу же направился на могилу русского поэта.

-2

Что касается Вознесенского, то его у нас прямо называли битником, а он общался со многими американскими представителями этого поколения, после которых осталось множество совместных фотографий. Вознесенский также написал «Монолог битника».

Наследие

Время битников ушло, но их идеи живы. Важно, что битничество оставило свой след в истории не только идеями и произведениями, но и влиянием, которое ощущается не только в литературной среде, но и в искусстве в целом.

Так, писателя Чарльза Буковски иногда записывают в битники, а иногда говорят о том, что он их ненавидел. Наверное, справедливы оба высказывания в какой-то мере, а сам писатель существовал в протесте против этого протеста. Возможно, ему было неприятно, что его — «грязного» писателя — вписывали в это более изысканное движение. Был он одним из них или нет — но бит-влияние он ощутил.

Один из главных голосов Америки — Боб Дилан — впитал идеи этого стиля в молодости, а впоследствии переработал их в более простой формат и подарил своим слушателям. Главным музыкальным воплощение битничества можно назвать Тома Уэйтса, который в реальности не относился к ним напрямую, но наглядно транслирует этот образ через своё творчество.

-3

В кино есть достаточно много фильмов, посвящённых бит-поколению, самыми удачными из которых можно назвать «Вопль» с Джеймсом Франко в роли Гинзберга и фильм «Убей своих любимых» о случае, который сводит воедино Керуака, Берроуза и Гинзберга. Джим Джармуш в своём фильме «Патерсон» делает небольшой поклон бит-стихам, изображая простую жизнь водителя автобуса, занимающегося поэзией и обожающего стихи Уильяма Карлоса Уильямса.

-4

Таким образом, бит-поколение оказало влияние и на общество, и на развитие американской культуры.

В заключение хотелось бы добавить, что влияние битничества на искусство ощутимо, но ярче всего битники проявили себя в литературе. Они противопоставляли свою революционную идеологию стерильно чистому формализму модернистов начала двадцатого века. Литература битников была более смелой, прямой и выразительной чем что-либо, что было прежде. Откровенные произведения битников шокировали современников, а большинство критиков того времени склонялись к мнению, что литература битников - просто читая провокация, которая имеет целью привлечение внимания, но сама по себе не является искусством. Однако время показало, что культурное влияние куда глубже, чем думали современники этого уникального культурологического явления. Движение битников никогда не было массовым, их идеология привлекла лишь молодежь, в основном студентов. Однако влиянию и положению, занимаемому в культуре, они более ощутимы, чем любое другое конкурирующее эстетическое движение. Идеология битников продолжает оказывать влияние на современную культуру до сих пор.

Битники существенно расширили понимание того, что является приемлемой литературой, сумели пробить стену цензуры, контролирующей читательские вкусы, ввели моду на индийскую и восточную философию, привлекли внимание общества к проблемам экологии и окружающей среды. Битники преодолели удушающий формализм модернистов, сделали литературные эксперименты нормой современного творчества, их поэзия была естественной и свободной.

Битники исчезли так же быстро, как и появились, но их художественный бунт можно считать состоявшимся.