Писатели, поэты, ученые, спортсмены, врачи, режиссеры и, конечно, путешественники - на Таймыре бывали многие знаменитые люди, и о некоторых из них мы расскажем в этой статье. Хоть плато Путорана и одно из самых неисследованных мест на карте России, его посещало больше людей, чем вы могли думать. Некоторые фамилии вам точно знакомы, а некоторые, возможно, вас даже удивят.
Писатели
Джеральд Даррелл, английский писатель-натуралист побывал на Таймыре в 1985 году. Приехал он сюда ради съемок фильма «Даррелл в России». Фильм снимали в 13-ти заповедниках СССР. Даррелла и его жену, биолога и орнитолога Ли, интересовала система охраны природы в нашей стране. Последнюю серию фильма «Бесконечный день» снимали в биосферном заповеднике «Таймырский» и заказнике «Бикада», где обитают завезенные с Канады и Аляски овцебыки. Гостям помогали сотрудники заповедника и расположенного в Норильске научно-исследовательского института сельского хозяйства Крайнего Севера. Даррелл даже получил подарок - бивень мамонта с надписью: «Дарреллу и его очаровательной супруге Ли от заповедной службы русского Севера».
Даррелл покорил суровый Таймыр в уже солидном возрасте. И хотя съемки прошли отлично, в своей книге он описывал свое путешествие так: «Мои бедра, безотказно служившие шестьдесят лет, недавно сыграли со мной злую шутку. Они подвели меня во время съемок серии телепередач в России и окончательно приказали долго жить, когда мы находились в тундре, в каких-нибудь девятистах милях от Северного полюса. Наш руководитель нашел чудесную лужайку с миниатюрными цветами ярдах в пятистах от лагеря, и нам, естественно, захотелось заснять этот волшебный цветной ковер. По поверхности тундры, состоящей из вечной мерзлоты, покрытой мхом и карликовым кустарником, идти не более безопасно, чем по поверхности льда. Я сообщил нашему руководителю, что из-за страшных болей просто не смогу пройти такое расстояние; он ушел удрученный и долго беседовал о чем-то с русскими. И тогда они подогнали к лагерю вертолет и бережно отвезли меня за пятьсот ярдов, а там столь же бережно вынесли из вертолета и уложили среди цветов. Когда я отснял все, что хотел, они опять же бережно усадили меня в вертолет и отвезли в лагерь. Это был единственный в моей жизни случай, когда я чувствовал себя как Элизабет Тейлор».
Академик, геолог, географ и писатель Владимир Обручев, автор знаменитых «Плутонии» и «Земли Санникова», сделал Таймыр местом действия своей повести «Тепловая шахта». Действие романа происходит прямо рядом с Норильском, на берегу озера Пясино. Герои повести задумали освоить неиссякаемый источник энергии – тепло недр земли. Для этого нужно было пробурить скважину глубиной в 2-3 километра, поставить на дне котёл, а наверх подавать пар – источник тепла и энергии. К сожалению, повесть о тепловой шахте на Таймыре так и осталась неоконченной.
Интересно, что Норильск долго оставался литературным героем в маске. Во многих книгах писатели маскировали его, называя вымышленными именами. У разных авторов город выходил под такими литературными псевдонимами как: Северный, Снежный, Рудный, Никельград, Заполярск, Ленинск и даже Молотовск.
Норильлаг
Отдельным пунктом списка знаменитых людей, которые побывали на Таймыре, является список узников Норильлага. Многие писатели, поэты, ученые посетили Таймыр увы не по своей воле и работали здесь не по своим специальностям. Но Норильск оставил значительный след в их трудах и работах.
Среди таких людей - Андрей Некрасов, литературный отец знаменитого капитана Врунгеля. Некрасов сам был моряком. В годы войны он в качестве военкора ушел на флот. В 1944-м его в звании лейтенанта отправили под трибунал и дали три года. Срок писатель отбывал Норильлаге. Увы, его рассказы о пребывании на севере не обрели письменную форму. Но в книге «Мы были на Диксоне», посвящённой путешествию по Енисею на теплоходе «Чкалов», он отвёл Норильску отдельную главу. Она начинается со слов: «Конечно же, мы решили посетить Норильск…». Далее следует описание, из которого, становится понятно, что автор с городом был близко знаком.
Историк и философ Лев Гумилев, сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва в 1940-х годах был заключенным Норильлага. В заполярье он работал геотехником, а потом в составе геофизической экспедиции вел разведку в окрестности Хантайского озера. Именно в Норильске Гумилев начал формулировать свою теорию этногенеза. Жизнь в Норильлаге никогда не была легкой. Но помогали интеллектуальные диспуты и чтение книг из научно-технической библиотеки, где заключённым из числа высококвалифицированных специалистов разрешали брать литературу. Впоследствии в своих воспоминаниях ученый писал, что именно окружение и возможность говорить о науке поддерживало во многих интерес к жизни.
Фантаст и филосов Сергей Снегов провел в ссылках в Норильске в общей сложности более 14 лет. Свои воспоминания об этом нелегком времени писатель обратил много позднее в сборник «Норильске рассказы». Это сборник автобиографических рассказов о жизни в тюрьме и, в основном, в Норильском исправительно-трудовом лагере после ареста в 1936 году. Атмосфера лагерной жизни, характеры заключенных, их жизнестойкость – главный предмет художественного изображения Снегова.
Интересно, что Снегов, приятель Льва Гумилева однажды взял верх над своим другом на поэтическом конкурсе Норильлага. Гумилев тогда обиделся на Снегова: ведь это он намерен был на воле стать писателем, а Снегов – учёный-физик и философ. Снова они встретились уже на воле, через 20 лет. Гумилев стал востоковедом и философом, а Снегов уже публиковал свою прозу. На той встрече Снегов сказал: «Скажи мне теперь, профессор, кто из нас стал писателем, а кто учёным?»
Астроном Николай Козырев был еще одной «звездой» Норильлага. В Норильск Николай Козырев попал уже выдающимся ученым, который открыл вулканические извержения на лунных кратерах Аристарх и Альфонс. В Норильске Козырев работал геодезистом в Дудинской мерзлотной станции. Потом его перевели в Норильск, сначала инженером по теплоконтролю на Большой металлургический завод, потом инженером-геофизиком в геологическую партию. В 1958 году Козырев полностью реабилитировали. Суровый лагерный быт убивал в учёном все мысли и желания, но даже в самые тяжёлые годы его умственные усилия были направлены на научные проблемы. В подтверждение этому тот факт, что всего через 3 месяца после освобождения Козырев защитил докторскую диссертацию «Источники звездной энергии и теория внутреннего строения звезд».
Андрей Старостин, знаменитый капитан «Спартака», тоже был заключенным Норильлагеря и 10 лет тренировал норильских футболистов. В 1942 году его вместе с 4-мя братьями-футболистами арестовали и осудили за «антисоветские высказывания, суждения пораженческого характера и хищение спортивных товаров». Андрея сослали в Норильск. По его воспоминаниям, он стал начальником оборонно-спортивного отдела и, «засучив рукава телогрейки», приступил к исполнению обязанностей тренера по футболу и хоккею. И не только тренера. Например, Старостин вручную, из пожарного шланга заливал каток на первом стадионе «Динамо».
Александр Баев, врач, ученый и автор программы по изучению генома человека был одним из первых врачей Норильска. Его судьба тоже связала с Норильлагерем: в 1937 году Баева арестовали, этапировали на Соловки, а потом в Норильск. Сначала Баев был лагерным врачом в лагерной амбулатории, потом лечил в профилактории на Норильске-2 «слабкоманду», затем осенью 1940 года Баева назначили врачом больницы для вольнонаемных работников комбината. «За отличную работу и примерное поведение» срок талантливому молодому врачу сократили на 3 года. Многими годами позднее, после полной реабилитации Александр Баев стал академиком, автором и руководителем научно-исследовательской программы по изучению генома человека.
Ученый-минералог с мировым именем, основоположник прикладной минералогии Николай Федоровский в 1937 году был арестован «за участие в антисоветской организации» и с 1945 года отбывал наказание в Норильске. С 1945 по 1954 года Федоровский жил и работал в Норильске. Здесь учёный орудовал кайлом и лопатой, потом преподавал минералогию в горно-металлургическом техникуме, готовил шестое издание своего учебника «Курс минералогии». В Норильске он также написал «Минералогические эскизы» в стихах. В честь знаменитого геолога названа улица Федоровского в Талнахе.
Кино
Норильск около 2х десятков раз становился местом действия художественных фильмов. Свои «главные роли» он сыграл в таких фильмах, как, например: «Любить человека», «К своим», «Жажда над ручьем», драма «Ты и я». Зимой 2003 года в Норильске работала даже съёмочная группа режиссёра Алексея Балабанова. Среди актёров картины под рабочим названием «Американец» была голивудская звезда из первого «Терминатора» - Майкл Бин. К сожалению, фильм так и не увидел свет.
В 2011 году Норильск дождался настоящее «больше кино». В фильме «Территория» режиссера-постановщика Александра Мельника место действия происходит на Таймыре. Фильм был снят по роману Олега Куваева «Территория». Куваев был влюблён в Север. А в его книгу всегда были влюблены северяне, желавшие видеть в романтической Территории свои родные Таймыр, Ямал, Чукотку. Примечательно, что одна из сцен фильма «Территория» снималась на Иркиндинском водопаде. Посмотреть место съемок и сам невероятный водопад можно на нашей вертолетной экскурсии на Иркиндинский водопад.
Путешественники
Привлекал Таймыр и отважных путешественников, искателей приключений и новых впечатлений. И даже новых рекордов - в 1930-м году турист Глеб Травин пересек Таймыр на велосипеде.
Он стал первым человеком, посетившим полуостров именно как турист-спортсмен, чей поход документально зафиксирован. Путешествие Травина и правда уникальное. С 1928 по 31 годы он на велосипеде проехал вдоль границ всего Советского Союза. Его общий маршрут составил примерно 30 000 км! Всю арктическую часть границы вдоль Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Чукотки (10-13 тысяч километров) Травин преодолел на велосипеде, охотничьих лыжах, собачьей упряжке или пешком. Пересёк он и Таймыр, где испытал самые сложные на маршруте перипетии. Например, провалился под лёд реки Пясины, едва не погиб, еле вылез и дополз до чумов ненцев. У них он прожил некоторое время, пока не восстановился.
Побывал на Путорана и наш современник, путешественник Федор Конюхов. В марте 2023 года они вместе с президентом Федерации воздухоплавательного спорта России, Иваном Меняйло пересекли границу Сибирского федерального округа, пролетев на воздушном шаре над Норильском и плато Путорана. Путешественники побили несколько мировых рекордов. В том числе, их полет стал самым продолжительным полетом за Полярным кругом на широте 67-70 градусов северной широты.
Чья фамилия удивила вас больше всех? Это далеко не все звездные моменты Таймыра. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи о загадочном и окутанном шлейфом тайн плато Путорана.
#путешествия #север #знаменитыелюди #таймыр #норильлаг