1,7K подписчиков

Мой взгляд на коловрат

110 прочитали

Конечно, в магазинах, торгующих псевдославянской бижутерией, коловрат позиционируется как могучий оберег: купи, дескать, славянин, носи на шее – и будет тебе счастье. Потому что, мол-де, это древнейший символ (славяно-арийский, ведический, православный – нужное подчеркнуть).

Но покупают его вовсе не из-за каких-то там предполагаемых магических свойств, а чтобы... выпендриться, по-простому говоря.

Видели таких дядечек, которые, не имея, в общем-то, настоящего представления о христианстве, не соблюдающие хотя бы постов каких-нибудь, зачастую не знающие даже, как правильно креститься, с этаким пафосом носят на шеях здоровенные кресты, то и дело норовя вывалить их за воротник рубашки или майки? Крест для них служит: во-первых, способом показать уровень своего материального благосостояния (или пустить пыль в глаза); во-вторых, примитивным таким культурным маячком «свой-чужой».

Для некоторых коловрат приходит на смену такому вот кресту. Носил какой-нибудь паренёк крестяру, под тяжестью которого аж шея гнулась, а потом задумался о своих славянских корнях (неглубоко так, поверхностно) – и носит себе теперь коловрат размером со штурвал от корабля. Но что в христианстве ни бум-бум был, что теперь в язычестве...

Ему нужно заявить о смене взглядов, о том, что он больше не причисляет себя к христианской пастве, нужен новый маячок, нужно... банально выделиться из толпы! Вот для чего ему коловрат.

Тут мне, признаюсь, строки из песни Бутусова «Люди» вспоминаются (может быть, не к месту, судите сами):

Я отдал бы немало за пару крыльев,
Отдал бы немало за третий глаз,
За руку, на которой четырнадцать пальцев,
Мне нужен для дыхания другой газ.

Сам такой был, чего уж там...

Однако я повзрослел, и сегодня мой взгляд на коловрат таков: это средство маркировки религиозной и групповой идентичности, ни больше и ни меньше.

Настоящие славянские обереги – это, конечно, совсем другое. Это свадебный венок и части свадебной одежды. Это заговоры, приговоры и песни. Это ключ и замок, фартук и полотенце, полотно и печная заслонка, кочерга и ухват, сковорода и хлебная лопата. Это боярышник и шиповник, крапива, чеснок и полынь. Это мерка от гроба, одежда покойника, земля с могилы. Это связка старых лаптей и камень с отверстием. Это обходы, опахивания, опоясывания, очерчивания. Это...

Впрочем, почитайте лучше труды специалиста по традиционной славянской культуре Елены Евгеньевны Левкиевской (уважаемый Александр, жду традиционного комментария!).

Например, в книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь» есть её замечательная статья «Обереги», где объясняется, что это такое, и приводятся примеры.

Конечно, в магазинах, торгующих псевдославянской бижутерией, коловрат позиционируется как могучий оберег: купи, дескать, славянин, носи на шее – и будет тебе счастье.

См. также: