Как правило, люди, критикующие символ коловрат за его неисторичность и неаутентичность, заявляют о том, что первое изображение восьмилучевой свастики встречается только в 1923 году, на гравюре польского художника Станислава Якубовского, который в своих работах визуализировал языческие славянские мотивы так, как сам их представлял.
Якобы Станислав Якубовский выдумал сей символ самолично и нет никаких исторических находок с его изображением.
И это... не так.
Конечно, можно допустить, что Якубовский и сам выдумал своё «słoneczko», а можно – что и вдохновлялся чем-нибудь, а то и видел символ, ныне называемой коловратом, воочию.
Как бы то ни было, лично мне известно два изображения такового символа, которые старше 1923 года.
С первым меня познакомил Богумил Мурин (не лично, конечно, я увидел его пост в соцсети).
Милости прошу:
Это изображение на писанке, его источник – книга Мирона Кордубы «Писанки на Галицькiї Волинi», изданной в 1899 году.
Вторая находка, что любопытно, даже не славянского происхождения (а древнегреческого). Это так называемый боетанский «идол-колокол», который хранится себе в Париже, в Лувре.
Создан приблизительно 700 лет до нашей эры. Высота, если кому вдруг интересно, составляет 39,5 см, материал – терракота.
Вот описание сего артефакта (перевод выполнен Е. А. Пугачёвой):
Судя по технологии изготовления (полое тело в форме колокола и трубчатая шея были сделаны на гончарном круге) и украшению, этот «идол» относится к боетанским гончарным изделиям Геометрического периода. Превращение идола в куклу путём добавления лепных элементов (голова, руки, грудь, подвижные ноги) перед обжигом, протыкание дырки в голове, чтобы его можно было подвесить, и налепливание фигурных украшений наводит нас на мысль, что эти фигурки предназначались для культурных нужд. Украшения на одежде женщины в виде птиц и круга позволяют сделать предположение, что идол предназначался для погребальных церемоний.
И нет, я не хочу сказать, что коловрат – это древнейшей символ, а учёные всё врут и скрывают. У меня есть большие сомнения в его историчности и аутентичности. Находки с таковой символикой и впрямь исключительная редкость, но, справедливости ради, игнорировать два приведённые мною в настоящей статье изображения, я не могу.