Как и обещал стараюсь чуть чаще обычного делать обзоры книг по истории флота. Не знаю может быть кому-то это не понравится, но я не занимаюсь рекламой и т.д. Просто на данный момент скопилось уже так много книг для обзора, что приходится настоящую "новинку" рассматривать почти через год после ее выхода. Это время ожидание " в очереди", а это не хорошо. Так что, друзья, потерпите. Просто не хочется оставлять "на потом" книги, тем более они довольно любопытные и не многочисленные. И представляемая сейчас - одна из них.
К сожалению, книга на обзоре уже не самая новая, больше года прошло как ее издали, но "очередь" есть очередь, и нарушать ее не хочется.
Напоминаю, высказанное мною мнение о книге - это мнение частного лица, обычного читателя, не эксперта в области истории ВМФ, и не мнение "официального рецензента"- историка, признанные раскрыть сущность, достоинства или недостатки издания, глубину раскрытия темы, новизну, значимость и наличие ошибок. В основе оценки - субъективное мнение о книге в той области, которая мне близка и интересна. Мое мнение может отличаться от мнения других читателей. Свое мнение вы можете высказать в комментариях.
Продолжаем представлять обзоры книжных новинок по темам военно-морской истории, боевым кораблям и вооружениям. Это делаю как для информирования читателей канала о новинках, так и для систематизации своей собственной библиотеки. Напомню, меня не связывают деловые отношения ни с авторами (хотя с некоторыми я знаком), ни с продавцами и издательствами. Все книги приобретены за личные средства, для личного пользования, книгами не торгую. Представляю только те книги, которые лично удалось купить для себя: "чего не имею - о том не говорю, здесь". Я не призываю вас покупать эти книги, это ваше личное дело.
Итак, среди книг, отложенных для обзора "новинок", наконец то осталась последняя книга 2021 года, которая конечно от этого не стала менее новой или менее интересной, как мне кажется. Она (эта книга) относится к восстановленной (возрожденной) серии "Боевые корабли мира"/"Сборник статей и документов" (СПБ, 2021) с выходными данными: "Бронепалубные крейсера Германии. Часть 1. 1892-1920-е гг. Крейсера типов "Ирене", ""Кайзерин Аугуста", "Гефион", "Виктория Луиза", "Хела", "Газелле" и "Бремен" (Сборник статей и документов) /сост.В.А.Зубицкий - СПб.: 2021.- 128 с. с иллюстрациями. Мною эта книга была приобретена у ее издателя В.В.Арбузова (а может он и не издатель - данных об этом нет), цену точно не помню, кому интересно - можете поискать по прайсам, чтобы не скатиться до банальной рекламы.Желающие ее могут заказать у "Морского наследия"(1100 рублей) или на "Моркниге" (1600 рублей). Дорого, особенно у "Моркниги", зато она там есть по крайней мер, может еще где есть - выбирайте, ищите. Могу только сказать, что я покупал дешевле.
Эта книга продолжение целой серии, и именно такая тема - вполне ожидаемая, когда после книг по французским, американским и английским крейсерам, должна была появиться книга и про бронепалубные крейсера Германии. И в своих ожиданиях я не ошибся. Книга само по себе уникальная (как и все предыдущие), так как про все перечисленные единицы в отечественной литературе за почти 150 лет с момента постройки этих кораблей так и не вышло ни одной более-менее "серьезной книги". В лучшем случае об этих крейсерах можно было почитать в общих обзорах про немецкое "крейсеростроение", или найти их в справочниках. Этим и поддерживается интерес к этим вполне заурядным, но интересным кораблям (по крайней мере для меня). Так сложилось, что все крейсера данного класса "пришлись" на тот период, когда Германия только начала создавать свой океанский флот, и наши историки-писатели как старались не замечать их.
Впервые про некоторые из этих кораблей я прочитал еще в 80-е годы прошлого столетия в журнале "Моделист-конструктор" и его серии "Морская коллекция", где впервые упомянули, например, крейсер "Ирене", "Хела", "Галелле" (как когда то познакомился и с "Балтиморой"). До сих пор помню свое удивление - как можно было крейсер вооружать всего 88-мм орудиями, как у"Хелы"! С тех времен много прочитано, но что то подробное про них так и не было, хотя конечно в хронике Первой мировой войны приходилось встречать упоминание о них. Да и в годы Второй мировой некоторым из этих крейсеров пришлось повоевать - что тоже интересно уже само по себе. Хотя если быть точным, то в серии "БКМ" в свое время (лет 20 назад) вышла книга Трубицына "Легкие крейсера Германии" 1914-1918 гг. , но в них крейсера рассматривались только начиная с "Хелы" и "Газелле". Поэтому можете представить с какой радостью в те же 80-е годы при первом прочтении "Моонзунда" (В.С.Пикуль) встретил в тексте упоминание немецкого крейсера "Тетис".
Но вернемся к книге. Как уже было видно из названия и выходных данных, это сборник документов выпущенный как книга, и он посвящен только семи типам германских крейсеров, причем надо понимать, что это были серийные корабли, и большинство из них строились по 5-6 единиц, хотя есть и одиночные экземпляры. Интересно, что по объему представленного материала (в страницах) можно примерно судить насколько большая серия кораблей, хотя в случае с "Хелой" это правило "не работает". Правда и здесь (для поклонников точности) следует быть осторожным - как и в случае с другими книгами современной серии - в составе заявленных 128 страниц читателям предлагается только 102 пронумерованные страницы текста, а к ним следует добавить вкладки с фотографиями (это еще 26 стр). В итоге заявленным объем выправляется - поэтому добавление "с илл" здесь играет вполне осмысленную роль. Так что когда заметите такое несоответствие - не торопитесь возмущаться, ))
Книга оригинальна и интересна тем, что охватывает большой временной период и огромный массив данных, который ранее практически не освещался в отечественной литературе, об этих крейсерах очень мало отдельных публикаций, особенно о первой "четверке". По этому подходу книга похожа на ранее выпущенные книги новой серии "Боевые корабли мира", и это обязательно надо учесть. Знакомство с этими крейсерами позволяет оценить взгляды немцев, которые господствовали в умах морских экспертов и тактиков в 80-90-е годы 19 века. Вообще, изучая крейсера, особенно "Хела" и "Газелле" начинаешь понимать как немцам удалось создать проект "Новика" для русского флота. Пусть простят меня читатели, которые очень любят этот русский крейсер 2 ранга - но у него много похожих черт именно с "Хелой" и это при том, что она была значительно меньше (почти на треть).
И второе чувство, которое приходит при изучении представленного материала - зависть. Ведь перед нами яркое и точно представление и доказательство того, как немцам для своего броненосного (линейного) флота смогли "наклепать" 18 малых крейсеров, в то время как Россия смогла к 1904 году построить с иностранной помощью только четыре подобных. А ведь еще была пятерка крейсеров типа "Виктория Луиза" с двумя 210-мм орудиями и восемью 150-мм орудиями, а это, на минуточку, вооружение "лучшего крейсера русского флота "Баян". Кто то скажет, что "Баян" был "бронепалубным" - разумеется, но "Луиз" было ПЯТЬ ШТУК! Да, тут можно только завидовать,(( Кстати, о крейсерах типа "Виктория Луиза" есть хорошая книга Н.А.Пахомова, изданная все в той же серии "БКМ", но еще в 2006 году, под названием "Броненосные крейсера Германии. Часть 1. 1886-1918 гг.". И как видим в этом случае крейсера этого типа отнесли к "броненосным".
Структура книги повторяет уже ранее рассмотренные: по каждому типу крейсера статьи и материалы собраны в единую главу, такой подход позволяет представить более-менее целостную "картину" и уяснить, что это были за корабли. Источниками, как и ранее являются периодические издания, относящиеся к концу XIX - началу ХХ века, то есть к тому времени, когда эти корабли строились и вводились в строй. Авторский текст есть, но его немного, в основном в качестве вступления и пояснений, есть часть текста Пахомова из его книги.
Основным источником стали статьи в журнале "Морской сборник" (5/1889, 9,11/1900, 1/1901, 6,8,9/1903,5/1904, 12/1905, 8/1906, 3,4/1907 гг.) который выпускался в Российской империи, а также журналы "Marine Rundschau" (1900), справочник "Военные флоты и морская справочная книжка на 1898 гг", изданная в Санкт-Петербурге под редакцией великого князя Александра Михайловича (СПб, 1898 г), а также более поздние книги К.П.Пузыревского по повреждениям кораблей (издание 1940 г.).
В книге, традиционно для таких изданий, много иллюстраций - чертежи, схемы, рисунки, литографии, фотографии того времени, сделанных как репринт подлинных чертежей того периода. Следует отметить, что фотографий того периода относительно много - фотография уже начала широко применяться и поэтому мы хорошо можем представить эти корабли. Много рисунков и литографий, которые передают не только техническую информацию. но и настроение и атмосферу того времени. Довольно забавно на одной фотографии матросов крейсера "Ниобе" в доке Циндао (1910-е годы) видеть матроса с зонтиком, причем вполне современного вида!
Обилие иллюстративного материала вплотную подводит это издание к типу книга-фотоальбом. Есть и памятные материалы - например, модель крейсера "Бремен", причем это модель из отечественного музея - Санкт-Петербургского Центрального Военно-морского музея им.Петра Великого. Кстати, скоро мы дойдем и до нее в нашей постоянной рубрике "по музеям".
Если говорить про структурно-содержательную часть текста, по каждому крейсеру приводятся тактико-технические характеристики, затем в свободной авторской форме или в виде выдержек из официальных источников даются данные по отдельным моментам службы: спуск на воду, ввод в строй, ремонты, участие в учения и т.д. В заключении глав по крейсерам типа "Газелле" и "Бремен" - краткая справка за весь период службы корабля. Но следует заметить, служба кораблей рассматривается, все же, но по моему мнению как то поверхностно, это общий недостаток книг такого формата и подхода - они больше передают актуальные новости и подробности службы, чем ее итоги.
Видимо в тот период в русских журналах не было информации по обобщению боевого пути того или иного иностранного корабля, что не удивительно. Поэтому и добавлена справка по всему периоду службы (по типу данных, которые представлял Трубицын в своей книге - не удивлюсь, если оттуда данные по крейсерам типа "Газелле" и "Бремен" именно оттуда перекочевали в новую книгу). Красочный цветной переплет, ламинированная бумагу и фотографии хорошего качества - подчеркивают содержательные достоинства книги. Правда, в отличии от некоторых книг этой же серии "БКМ" с твердым переплетом (есть и такие), у этой книги - мягкий цветной переплет, от этого - немного неудобно пользоваться книгой! Всегда боишься что страницы начнут со временем выскакивать из склейки. Но, в целом, книга - подарок!
Но без недостатков в книге не обошлось. И к ним считаю можно отнести отсутствие целостного и комплексного анализа каждого из рассмотренных типов кораблей. Конечно, это привело бы или к увеличению объема, но она бы от этого только выиграла бы. Я уже говорил ранее про этот недостаток, и считаю его именно следствием используемого подхода. Может быть, если автор-составитель не хочет на себя брать оценку того или иного типа кораблей, то тогда попробовать в архивах найти официальные оценки и рапорта командиров крейсеров или командиров соединений - это только бы украсило издание. А архивные и исторические материалы добавили бы свои ньюансы, свойственные эпохе, и картина получилась бы более полной.
Да и работу редактора стоит улучшить. Особых огрехов не заметил, но немного "резануло глаз" ошибка в названии крейсера "Газелле" в оглавлении, а также несколько непонятно название корабля, который я по тексту называл "Виктория Луиза". На немецком языке название пишется как "Victoria Luise" (так пишется в английском "Джене", и на немецких открытках) - я могу ошибаться, но если вспомнить в честь кого назван крейсер, то думается что наименование корабля должно писаться как "Виктория ЛуизА", но везде по тексту книги в переводе корабль именуется "Виктория ЛуизЕ". Может быть среди наших читателей найдется специалист в немецком языке, чтобы дать обоснованный ответ на эту "загадку". Моего знания немецкого языка в объеме школы, военного училища и военной академии не хватает, чтобы убедить себя в том или ином варианте, ))
Традиционно, рекомендаций "купить/не купить" не даю, как и не называю цену. Решать вам, уважаемые читатели. Что касается меня, то книги этой серии мне нравятся, я рад, что она не прекращается. Да, они не совершенны, но все в процессе. Итак, обратил ваше внимание, что такая книга издана, тираж - не указан: вероятно печатают малыми партиями и под заказ - значит получает его только "фанатики", такие как я. Хотя наличие на двух интернет-площадках (на других он упоминается, но в наличии нет) говорит о том, что их достаточно для желающих.
А какое ваше впечатление об этой книге? Видели ее на прилавках книжных магазинов или в Инете? Делитесь в комментариях. Ну а я остаюсь в ожидании продолжения серии, надеюсь корабли будут также интересны.
Традиционно, приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке. Мы пока не особо активно выкладываем там материалы - так как ресурс малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Возможно там будем записывать обзоры в видеоформате