Найти тему
VK Play

Что такое Warhammer 40,000: самый простой гайд по вселенной

Оглавление

Рассказываем, как разобраться в культовой франшизе и с чего лучше всего начать

Warhammer 40,000 (она же WH40K), как верят фанаты, переживает новую эпоху. В марте 2023 Games Workshop анонсировала десятую, юбилейную редакцию культовой настольной игры. Авторы обещают, что не будут упрощать правила или делать свой хит «казуальным», но новичкам все же будет проще приобщиться к хобби.

А еще эту вселенную планируют полноценно экранизировать. Amazon анонсировала сериал с участием Генри Кавилла, большого фаната франшизы. Кажется, сейчас самое время разобраться в том, что такое Warhammer 40,000 и почему его так обожают.

Кто и когда придумал Warhammer 40,000

-2

Первая редакция WH40K вышла в далеком 1987 году, а вселенную для этой настольной игры придумали дизайнер Рик Пристли и писатель Энди Чамберс. Правила были основаны на Warhammer Fantasy Battle – другой настолке, но в фэнтезийном сеттинге, которая вышла четырьмя годами ранее. Первое время франшизы даже были объединены неким подобием мультивселенной, но потом их пути разошлись – остались разве что пасхалки.

Уже в 80-х сформировались основные правила WH40K. Два игрока управляют ассиметричными армиями, каждая из которых хороша по-своему. Одни отряды – многочисленны, быстро передвигаются и опасны в ближнем бою. В состав другой фракции может входить всего несколько бойцов, которые лихо расправляются с врагами на расстоянии – попробуй к ним сначала подойти вплотную. Практически все исходы решаются броском кубиков, которые говорят, кто по кому попал, сколько урона нанес и так далее.

Но WH40K осталась на волне популярности не из-за механик – их давно скопировали и используют в других играх. Прежде всего фанатов привлекает сеттинг, о масштабе которого все становится понятно уже из названия. В WH40K все исчисляется десятками тысяч и миллионами, а события разворачиваются сразу в нескольких секциях галактики и занимают сотни веков. Человеку со стороны масштабы истории могут показаться даже абсурдными, и это нормально: за реализмом авторы не гонятся.

Что вообще происходит в мире Warhammer 40,000

-3

События WH40K разворачиваются в далеком будущем, когда человечество расселилось по разным звездным системам и погрязло в военных конфликтах. Огромная Империя людей колонизировала миллионы планет, но удерживать порядок на них невероятно сложно: мешают пришельцы, демоны из другого измерения, внутренние противоречия и так далее.

Устройство вселенной WH40K можно описать словами «все плохо, но будет хуже». В каком-то смысле это такой фантастический постапокалипсис: назревают все новые конфликты, противоборствующие фракции собирают огромные армии, а масштабные сражения заканчиваются миллионами смертей и гибелью целых планет. Хорошая карьера в мире WH40K выглядит примерно так: стать элитным бойцом космического десанта, напичкать свое тело аугментациями и погибнуть во втором-третьем сражении. Большинству людей не светит даже такая судьба: они вынуждены сутки напролет трудится на благо Империи или вообще стать живым топливом для поддержания жизни своего правителя.

Самые населенные миры Империума — миры-ульи, где огромные скопления людей живут в больших, многослойных, похожих на гигантские пирамиды городах. И если наверху еще можно вести сносный образ жизни, то чем ниже спускаешься, тем хуже там условия. Именно в таких ульях люди днями и ночами производят горы военной техники и другие важные товары. Сбежать из такого города сложно: иногда на планете находятся десятки ульев, а между ними – безжизненные равнины мертвой планеты. Самый известный мир-улей – Некромунда.

-4

Несмотря на крайне мрачное устройство мира, в мире WH40K все же есть проблески надежды и веры в светлое будущее. Безумным генералам, злобным предателям и жутким тварям тут противостоят мужественные солдаты и воины-одиночки, которые путешествуют по галактике и выслеживают самых мерзких монстров.

Мир WH40K выглядит как безумная смесь фантастики, готики, фэнтези и стимпанка. Космические корабли соседствуют с паровыми машинами, а мощнейшее огнестрельное оружие — с клинками и молотами. При этом многие элементы тщательно продуманы с точки зрения практичности и редко сделаны просто для красоты (хотя и для нее, конечно, тоже). Вычурными названиями отдельных войск и организаций (Адептус Астартес, Адептус Механикус) игра обязана вымышленному языку, Высокому Готику, который стилизован под латынь.

Настольные системы WH40K позволяют разыграть практически любой сценарий – взять готовый или придумать свой. Это может быть камерная хоррор-миссия на борту космического корабля, высадка небольшого отряда на планету противника или эпичная битва, которая закончится бомбардировкой планеты.

Основные эпохи Warhammer 40,000

-5

Само название WH40K не совсем соответствует истине – во всяком случае теперь. История этой вселенной делится на три основных временных отрезка: далекое прошлое, глобальная история-приквел и настоящее.

  • Эра Терры (1-5 тысячелетия) – обычная история человечества, где люди колонизируют Солнечную систему и заселяют Марс, луны Юпитера и Сатурна;
  • Эра Темных Технологий (15-25 тысячелетия) – эпоха колонизации соседних систем, появление варп-двигателя, позволившего исследовать глубины космоса, первые встречи с пришельцами и появление людей-псайкеров, грубо говоря «магов». В это же время появляются Навигаторы – мутанты, способные ориентироваться в море варпа и вести сквозь него корабли в межзвездных путешествиях;
  • Эра Раздора (25-30 тысячелетия) – галактика тонет в варп-штормах, которые затрудняют перемещение по космосу. Целые миры оказываются изолированы друг от друга, вспыхивают гражданские войны и битвы с пришельцами;
  • Эра Великого крестового похода и Ересь Хоруса (30 тысячелетие) – фактически начало основной серии, ее «приквел». В это время появляется Император, невероятной харизмы человек, который объединяет людей и решает организовать все миры в огромную Империю. Когда поход заканчивается, его предают самые верные слуги, после чего начинается долгая кровавая гражданская война;
  • Эра Империума (31-41 тысячелетия) – жизнь тяжело раненого Императора поддерживается лишь работой загадочной Золотого Трона, а его самого теперь считают богом. Основную власть на себя взяли военные и карательные организации. Это основной сеттинг WH40K, который проще всего описать словами «вокруг хаос, все воюют со всеми».

Главные фракции Warhammer 40,000

-6

Все силы в WH40K представлены тремя основными фракциями:

  • Империум – огромное человеческое государство, включающее миллионы планет. Сюда входят обычные людские армии Астра Милитарум, генно-модифицированные элитные войны космического десанта (те самые огромные солдаты в синих доспехах), инквизиторы, женские отряды Сестер Битвы, бойцы Адептус Механикус, практически превратившие себя в роботов, а также телохранители Императора Адептус Кустодес и некоторые другие отряды;
  • Хаос – злобные демоны и боги из варп-пространства, которые соблазняют людей и питаются негативными эмоциями. Все, кто не может сопротивляться их голосам, становятся их подчиненными. Сюда входят демоны, еретики, Космодесант Хаоса, Гвардия Смерти, Тысяча Сынов и Легионы Титанов-Предателей;
  • Ксеносы – инопланетные расы, которые так или иначе были втянуты в конфликт с Империумом или Хаосом. Альдари, Некроны, Тираниды, Тау и Орки – самые известные представители этой фракции.

В лоре игры есть четкое деление на дружественные и противоборствующие фракции, но дома можно играть по очень гибким правилам. При желании можно столкнуть друг с другом два отряда космических десантников или объединить Сестер Битвы с Тау, чтобы они вместе сражались с Некронами.

Из чего состоит Warhammer 40,000

-7

За 35 лет из небольшой игры WH40K превратилась в огромную франшизу, поклонники которой не всегда даже разбираются в самой настолке. Теперь это хобби, состоящее из нескольких больших пластов.

Прежде всего, сборка и покраска моделей — как отрядов, так и элементов декораций (в сообществе они называется словом «террейн»). Games Workshop практически не продает готовые миниатюры: вместо этого в коробке лежат пластиковые литники, из которых вырезаются детали, а потом из них склеиваются отряды. В наборе, как правило, хватает дополнительных деталей для кастомизации, поэтому каждый покупатель может собрать уникальную версию команды.

После этого модель можно загрунтовать и покрасить, причем цветовые схемы очень важны. В зависимости от выбранных красок один и тот же отряд может принадлежать разным подразделениям. Научиться правильно собирать и красить модели можно на YouTube, и там же от многих знаменитых авторов можно услышать, что в саму настолку они не играют. Многим просто нравится клеить, раскрашивать и выставлять армии под стекло у себя дома.

-8

Собранные отряды можно использовать непосредственно в настольной игре WH40K. За годы существования хобби вышло девять полноценных редакций, а в 2023 ожидается релиз 10-й. Каждый раз правила немного меняются, но суть остается та же: выбрать сценарий, выбрать армию и сразиться с другим игроком или даже игроками. Со временем настольный жанр разделился на несколько направлений – о них мы расскажем чуть ниже.

Некоторые фанаты вообще не прикасаются к фигуркам и настолке – им интересна сама вселенная. Больше всего о лоре WH40K можно узнать из книг правил каждой редакции (там есть краткая история вселенной и всех фракций), кодексов (отдельные книги правил для каждой расы) и художественной литературы. Книг уже вышло столько, что на изучение их всех придется потратить годы. Один только цикл «Ересь Хоруса» начался в 2006 и закончился в 2023 – это аж 62 романа-приквела.

При этом читать вообще все (вышло более 400 романов) совершенно необязательно. Книги написаны разными авторами и в совершенно разных жанрах, поэтому можно выбрать что-то на свой вкус. Если читать лень, можно отправиться на YouTube. Некоторые каналы целиком посвящены Warhammer, а блогеры делают огромные красочные видео, где с красивым видеорядом пересказывают все важные истории вселенной.

-9

Мир WH40K раскрывают и в других медиа – например, в комиксах и видеоиграх. Последним мы посвятили отдельный материал: видеоигровых адаптаций Warhammer 40,000 множество, однако не все можно назвать хотя бы нормальными. На случай, если вы хотите поиграть во что-то по вселенной, мы составили список лучших проектов.

А вот полноценных фильмов и сериалов по Warhammer нет. Можно долго разбираться в причинах, но главная из них – бюджет. В сороковом тысячелетии практически не осталось ничего человеческого: в кадре надо показывать мутантов, огромные космические корабли, чужие планеты, пришельцев, демонов и так далее. Обычные люди тоже есть, но ставить их в центр сюжета смысла мало – тогда это будет уже не Warhammer. Вероятно, любая экранизация WH40K получается просто слишком дорогой.

Однако движения в эту сторону все же есть. Летом 2023 выйдет анимационный сериал Pariah Nexus про Сестру Битвы и Имперского гвардейца с Кадии, которые пытаются выжить посреди царящего вокруг безумия и смерти. А Amazon разрабатывает сериал с Генри Кавиллом – он большой фанат франшизы. Но деталей о шоу пока нет.

Кроме того, на YouTube много фанатского творчества. Самая известная работа – Astartes Project, которую снял всего один человек (GW после этого взяла его к себе на работу). В центре сюжета – элитный отряд десанта, который выполняет достаточно стандартную миссию по охоте на изменников. Море качественного экшена, шикарная картинка и куча пасхалок для фанатов.

Как приобщиться к Warhammer 40,000?

-10

Прежде всего стоит определиться, насколько глубоко вы хотите погрузиться в хобби. Будете играть только с друзьями или хотите на официальные турниры? Желаете в большой WH40K или надеетесь лишь попробовать, не потратив много денег? Главное отличие партий дома от официальных игр – необходимость следовать правилам официальных дизайнов. Скажем, если вы склеили бойца с болтером, то в формальной партии нельзя будет сказать, что у него огнемет. А дома можно играть хоть коробками спичек вместо солдат – никто вам не запретит.

Сейчас игровая вселенная по большому счету представлена тремя основными продуктами – полноценной WH40K, ответвлением Kill Team и игрой Necromunda. Миниатюры WH40K и Kill Team полностью совместимы: по сути, это одни и те же модели, просто в разных количествах и с разными правилами. Necromunda – самостоятельная игра о битвах банд в одном из городов-ульев. Ее фигурки формально нельзя перенести в WH40K и Kill Team, но в домашних условиях можно сделать и это.

-11

Самый простой способ начать играть в Warhammer – наборы Kill Team. У этой игры простые правила, динамичный геймплей, а в отряды входит всего по 5-10 миниатюр. При желании потом можно расширить армии для участия в полной версии 40K, просто докупив несколько коробок. Или, наоборот, сделать отряд для Kill Team из старых наборов для WH40K, если они у вас уже есть.

В самой WH40K правила чуть сложнее, а самые интересные сценарии предполагают, что у игрока есть целая армия конкретной расы. Отряды набираются по принципу «покупки» за абстрактные очки в зависимости от формата. Например, в игре на 700-1000 очков каждый сможет набрать в команду 5-8 солдат. А для битвы на 3000 очков понадобится огромный стол, потому что в бой уже можно взять наземную и воздушную технику. Десятая редакция WH40K должна сделать игры на малое количество очков интереснее: сейчас обычно играют на 1500-1800 очков, потому что только так можно собрать отряд для интересной игры.

Для Necromunda фигурки из WH40K не подойдут – несмотря на общую вселенную. В этой игре сражаются разные банды, каждая — со своими особенностями. Но эту настолку в сообществе WH40K особенно обожают из-за сложных, но веселых правил и системы кампаний, когда каждая битва как-то влияет на ваших бойцов. Например, член банды в ходе сражения может потерять конечность или глаз, поэтому для следующей партии вам придется потратить часть бюджета на покупку аугментации. Вместе с этим воин получит новое свойство: например, сможет дальше стрелять. Все эти правила медленно пытаются перенести в WH40K.

-12

Игровой процесс Necromunda отличается большим количеством нюансов, которые делают исход каждой партии непредсказуемым. Персонажи тут могут загореться, после этого упасть с высоты, сломать руку, а затем попытаться бросить гранату и взорвать самих себя. Благодаря фанатам в сети можно найти десятки любительских сценариев и кампаний, но нырять в Necromunda стоит с осторожностью: все эти RPG-элементы и нюансы правил требуют больше времени, чем Kill Team и WH40K.

А если вам интересна исключительно эстетическая составляющая хобби, то покупать можно любой набор, который приглянулся. Процесс сбора и покраски миниатюр во всех этих играх не отличается. Правда, Games Workshop приостановила продажи в России, поэтому найти коробки можно только у серых продавцов, да и то с трудом.

Как много информации! Так с чего же лучше начать?

-13

Какой-то единственной верной входной точки в мир WH40K нет. Например, чтобы собирать и красить миниатюры, знать предысторию фракций или лор Warhammer не нужно. В каком-то смысле это даже противопоказано: например, выяснится, что вот эти стильные ребята – злодеи, а вы обычно предпочитаете быть на стороне добра. Красить «хорошие», но визуально скучные для вас фигурки быстро надоест.

Поэтому если созрели для покраса, то сначала определитесь – хотите вы играть в настолки или точно не станете. В первом случае придется сначала определиться с игрой: Kill Team и WH40K или Necromunda. Во втором случае просто берите любой красивый набор. Обратите внимание на количество миниатюр в коробке: за одну цену часто можно купить и большую команду из 10 фигурок, и трех «легендарных» бойцов. На первое время лучше выбирать коробки побольше: так можно набить руку на разных моделях и не бояться испортить пару штук.

Если вам просто хочется разобраться во вселенной, то лучше всего сначала прочитать книгу правил – 8-й или 9-й редакции. Там сразу все: и лор, и список фракций, и правила настолки. Альтернатива – видео по запросу «история warhammer 40 000» на YouTube. Подойдут ролики вроде такого. Смотреть детальные разборы на два часа сразу не стоит: лучше начать с базовых видео, описывающих самые общие принципы.

После этого можно взяться за художественную литературу. В сети уже есть готовые гайды: выбирайте жанр и читайте рекомендации людей. Начинать лучше не со случайной книги: некоторые произведения написаны с учетом того, что читатель уже хорошо знает мир 40K.

Это главная информация, которую надо знать для начала знакомства с WH40K. Вселенная Warhammer огромна, но мы надеемся, что помогли вам систематизировать ключевую информацию. Дальше дело за вами!

Читайте также: