Найти в Дзене
Дмитрий Поминов

Профориентация подростка. Зачем, что и как?

Зачем нужна профориентация? Вот вроде интуитивно понятно, что как-то надо подростку помочь определиться с выбором будущей профессии в жизни, а конкретно – зачем? Первое, что приходит на ум – ну, чтобы работа была интересная, которая нравится ребенку, ну и желательно чтобы платили нормально :) А это в свою очередь зачем? Если работа интересная и ребенку нравится, он будет развиваться в выбранной сфере, что «потащит» за собой развитие не только профессиональных, но и личных качеств – настойчивости, способности узнавать новое и применять в своей работе, рассудительности и так далее. А это в свою очередь «зачем»? С момента, когда человеку нравится дело и он начинает в нем самостоятельно развиваться, он достигнет высот, а может быть – совершенства в выбранной сфере, что принесет пользу и обществу в целом (что как правило сопровождается хорошими денежными доходами), и себе любимому, развиваясь как личность. Здесь делаем важный промежуточный вывод = не надо гнаться за деньгами при выборе проф

Зачем нужна профориентация? Вот вроде интуитивно понятно, что как-то надо подростку помочь определиться с выбором будущей профессии в жизни, а конкретно – зачем?

Первое, что приходит на ум – ну, чтобы работа была интересная, которая нравится ребенку, ну и желательно чтобы платили нормально :)

А это в свою очередь зачем? Если работа интересная и ребенку нравится, он будет развиваться в выбранной сфере, что «потащит» за собой развитие не только профессиональных, но и личных качеств – настойчивости, способности узнавать новое и применять в своей работе, рассудительности и так далее.

А это в свою очередь «зачем»? С момента, когда человеку нравится дело и он начинает в нем самостоятельно развиваться, он достигнет высот, а может быть – совершенства в выбранной сфере, что принесет пользу и обществу в целом (что как правило сопровождается хорошими денежными доходами), и себе любимому, развиваясь как личность.

Здесь делаем важный промежуточный вывод = не надо гнаться за деньгами при выборе профессии. Это не так работает. Занимайся тем, что нравится и где ты будешь развиваться = это разблокирует внутреннюю энергию деятельности, будет много хороших результатов = а деньги придут как следствие. Если же пойдешь «за деньгами», но без любви = энергия быстро кончится, не будет ни результатов, ни денег…

Теперь посмотрим, в каких из известных нам систем реально работала «профориентация».

Первая – это СССР, назовем этот путь «системным». Ребенок к старшим классам более-менее определялся, что ему нравится и интересно. Затем, попадая в учебное заведение с последующим обязательным распределением и трудоустройством, он начинал расти и развиваться. Здесь ключевое слово = обязательное трудоустройство. Система помогала человеку, встраивала его в деятельность – и дальше, что называется, расти не хочу.

Вторая система – это западная, европейская. Назовем этот путь «свободным, либеральным». Там в семьях среднего и высшего класса принято давать ребенку после школы «свободный год», обеспеченный родительскими средствами. И ребенок в этот год делает, что интересно – путешествует по разным странам, пробует работать или волонтерить в выбранной сфере. Таким образом, он «на вкус» через реальную жизнь пробует разные места, разные занятия, разные способы бытия – и выбирает то, что понравилось больше. После этого стратегического выбора он поступает в учебное заведение для овладения той профессией, которая в итоге понравилась, и так строит свою жизнь. Тоже работающий метод.

Теперь посмотрим на современную Россию, и как выглядит «профориентация» для старшеклассников у нас.

Приходят «пропагандисты» из ВУЗов, колледжей, предприятий и зазывают детей к себе, желательно умных и способных. Задачи, которые они решают – для учебных заведений – это заполняемость; для предприятий – это набрать штат работников. То есть изначально, в самом ядре, отношение к ребенку не как к личности, а как к объекту, с помощью которого «большие дядьки» решают свои рабочие или бизнесовые задачи.

-2

Какова вероятность что при таком раскладе ребенок реализуется как личность и проживет свою уникальную, неповторимую, прекрасную в профессиональном плане жизнь? Да не очень большая, честно говоря, это же очевидно.

Что же делать?

Заметим, что и в «системном», и в «либеральном» варианте профориентации ребенок изначально не рассматривался как объект, предмет, вещь, с помощью которой государство, вузы или предприятия хотят решать свои проблемы: в основе там лежит ценность Человека и желание дать ему реализоваться в профессиональной деятельности, подкрепленное общественными ресурсами (ресурсы государства в СССР, ресурсы семьи на Западе). То есть в основе лежало не желание «побыстрее получить что-то с ребенка», начать его эксплуатировать = а готовность длительных инвестиций в ребенка, в человека, с целью вос-питать (от слова питание) личность человека, дать ему основу для становления, роста, реализации.

Также заметим, что важна основа, фундамент для того, чтобы успело сформироваться ядро самостоятельной личности для последующего само-развития человека в профессионала. В СССР этим фундаментом была система обязательного трудоустройства; на западе этим ядром является само-идентификация человека за время «свободного года». На основе этих фундаментов, «стоя на них», человек может «оттолкнутся» и начать самостоятельное движение вперед и вверх.

Возвращаемся в современную Россию.

Как можно системно решить вопрос профориентации ребенка, по-честному, по-человечески, имея в виду цель становления и развития ребенка в профессионала, само-мотивированного, саморазвивающегося, и таким образом приносящего максимальное благо обществу в целом и себе любимому?

(в отличие от действующей «пропагандонской» системы, которая в итоге решает свои сиюминутные задачи и даже в среднесрочной, не говоря о долгосрочной перспективе, неэффективно расходует общественные ресурсы)

Здесь можно предложить систему с условным названием «Клубно-сословная».

Здесь источником ресурсов для организации процесса вос-питания является семья, по аналогии с «западным» вариантом профориентации, но учитывая нашу меньшую ресурсность, семья тратит на порядок меньше средств, причем распределяя их во времени (не миллион рублей в «свободный год» ребенка, а несколько тысяч рублей ежемесячно = для оплаты инфраструктуры работы «Клуба» и его работников).

«Фундамент», который создает эта система = это планомерное развитие к моменту окончания школы личных качеств ребенка и формирование в нём ядра «знаю-хочу-могу-делаю».

Суть деятельности Клуба – интересные, увлекательные серии соревнований, командных и персональных, в различных областях. Начиная от интеллектуальных типа «Что Где Когда», где задаются темы, связанные с устройством современного мира и современными профессиями (готовясь к которым, ребенок начинает разбираться в вопросе) – до спортивных состязаний, требующих для победы выдержки и терпения; от настольных игр до сетевых командных игр. Главное – это через погружение в обучающую игру задавать ядро командного и индивидуального деятеля, субъекта действия. После игры = фиксировать реальное поведение, таким образом задавая и треки развития и само-развития ребенка, и фиксировать реальные способности для последующей профориентации.

В результате получаем, во-первых, ребенка, который любит и умеет «играть и выигрывать» в социальных играх; во-вторых – это подробное портфолио ребенка с пониманием его поведения, что получается а что нет, что любит а что нет – на основании которого можно будет осознанно выбрать будущую профессию; ну а в-третьих, как «вишенку на торте» - это клубных друзей на всю жизнь, из семей своего сословия – что значительно повышает карьерные и профессиональные возможности в реальной, взрослой жизни (как сказал один мой высокопоставленный друг, «вся Россия – это большой проект «одноклассники», кто с кем учился, тот того наверх и тянет» :) )

Думаю, такая система может реально помочь решить вопрос профориентации для подростков в современной России.