Найти в Дзене
Инстинкт целого (или Дурная бесконечность)
Родился как-то человек - обычный, как каждый из нас. В дестве его мир был конечен - вот мама, вот папа, вот мой дом. Потом его мир расширядся - вот моя улица, вот мой город... Потом ему сказали - вот наша страна, а вот он наш мир - наша прекрасная планета Земля. Вот оно наше Солнце, а вот наша Луна. Вот небо над нами, а вот звезды на нем. И был человек юн, и было все так прекрасно, велико, неисследовано - но - цельно! И мир, прекрасный, огромный, гармоничный, лежал перед юным человеком. И это было прекрасно...
5 месяцев назад
Образ будущего. Как будет выглядеть адекватная система образования детей второй четверти 21 века
Итак, как будет выглядеть адекватная система образования детей в период с 2025 по 2050 год? Чтобы это понять, надо начать сначала. Человечество последовательно сменило несколько систем образования, и они кардинально отличались друг от друга. Сразу разделим два понятия: образование и псевдо-образование. Образование = это деятельность, которая достигает своей цели, а псевдо-образование = это какая-то деятельность зачем-то, симулякр, бессмыслица. Система образования социума в целом = это деятельность,...
11 месяцев назад
О воспитании и образовании детей в современном мире. Что такое "воспитание"? Корень слова = "питание". То есть Вос - питание = это создание условий для ребенка, чтобы его врожденные качества и способности естественно, экологично развивались в благоприятной среде. Образование = это другое, это активная деятельность по "образованию" из маленького человека того, кого хочет видеть система "образования". Это жесткое задание норм, правил, знаний и т.п. И по-хорошему, полезно уметь использовать и воспитание, и образование для достижения цели = вырастить из ребенка человека, который раскроет свои врожденные таланты, освоит накопленные знания человечества и "заиграет в мироздании идеально настроенной струной". Из конкретных задач: выявили полезность создания системы игр на социальное взаимодействие для детей 2-6 лет; возможность смены существующей системы "учителя начальных и средних классов" на систему "психолог/наставник + системы электронного обучения" для детей 6-12 лет; и полезность и целесообразность обучения детей с 12 лет в практикоориентирвоанной среде, с учетом интересов и способностей. Сейчас система образования выглядит так: 2-6 лет = дет сад 7-11 лет = начальная школа 12 - 15 лет = средняя школа 16-18 лет = колледж/ 10-11 класс 18 - 22 года = ВУЗ С моей точки зрения, адекватная современному экономическому и общественному укладу, система образования выглядит примерно так: 2-6 лет = дет сад (с усилением игровых методов освоения социальных и сетевых способов взаимодействия детей) 7-11 лет = начальная школа, где нет "учителя", а есть "старший", задача которого = заинтересовать и помочь самостоятельно разобраться в вопросе. Если сейчас базовая система: "от абстрактного и частного к общему", то я бы ее изменил на "от практической задачи - к необходимости освоения знаний/умений и решению задачи". Это на самом деле очередной этап эволюции системы образования = до классно-урочной системы Каменского, которая сейчас господствует в мире, была система "мастер - подмастерье", которая была практикоориентирована. с 12 лет = обучение, неразрывно связанное с практической деятельностью, в специально оборудованных "лабораториях" либо непосредственно в компаниях/предприятиях. Такая система обучение позволит не "утилизировать" замечательные годы жизни с 12 до 22 лет, воспитывая "инфантильных переучек", а уже к 16-17 года воспитывать зрелых личностей, готовых к проявлению своих талантов и способностей в мире.
1 год назад
Профориентация подростка. "Движок" для системы самоопределения в жизни
Итак, продолжаем разбор темы с профориентацией подростка (да и взрослого) в современном мире. Сама тема "профориентации" родилась в 20 веке, да и умерла, по большому счету, вместе с ним. В 20 веке в индустриальном государстве тебе надо было выбрать "профессию", потому что все остальное за тебя выбирало государство. Сейчас, в 21 веке, подростку надо выбирать не столько профессию, сколько стиль жизни, которым он хочет жить и к которому имеет склонности и способности = а профессий за жизнь он может сменить несколько...
2 года назад
Профориентация подростка. Зачем, что и как?
Зачем нужна профориентация? Вот вроде интуитивно понятно, что как-то надо подростку помочь определиться с выбором будущей профессии в жизни, а конкретно – зачем? Первое, что приходит на ум – ну, чтобы работа была интересная, которая нравится ребенку, ну и желательно чтобы платили нормально :) А это в свою очередь зачем? Если работа интересная и ребенку нравится, он будет развиваться в выбранной сфере, что «потащит» за собой развитие не только профессиональных, но и личных качеств – настойчивости, способности узнавать новое и применять в своей работе, рассудительности и так далее...
2 года назад
Государство снимает с себя отвественность за образование детей. А кто её принимает?
Итак, научно-технический прогресс неумолим. Вот уже несколько десятилетий мы видим, как традиционные государства понемногу слабеют, а корпорации поднимают голову. Почему? Очень просто. Есть в кибернетике такой принцип: управляющая система должна быть сложнее (умнее), чем управляемая система. А научно-технический прогресс, развитие людей и технологий идёт быстрее, чем развитие науки и практики государственного управления. И вот, управляемая система становится сложнее и умнее, чем управляющий государственный аппарат...
150 читали · 2 года назад
Быть родителем - приятно и интересно. Утопия или реальность?
В юности мне всегда было интересно, что это за медаль такая: "многодетная мать" или "многодетный отец". Что это за подвиг такой - родительство - что за него целую медаль дают? Теперь, когда у меня самого есть дети, понимаю - тут не медаль, тут целый орден давать надо... :) Родительство - непростой труд. Тут и забота о здоровье и безопасности ребенка, и желание воспитать хорошего и приличного человека, плюс вопросы образования, развития... А мир усложняется, ускоряется. Раньше, в традиционном обществе, было проще - было понятно, что хорошо и что плохо, что полезно а что вредно...
2 года назад
Из-за чего "колбасит" современную молодёжь: трудности профориентации подростка
С чем связан кризис самоопределения подростка в старших классах школы? Одновременно с несколькими вещами: = взрослением и сменой социального статуса (причем в современном мире отсутствует процедура "инициации" ребенка во взрослого, из-за чего очень многие и в 30 лет остаются "детьми"...). Здесь решение = помочь подростку экологично пройти процедуру смены социального статуса и инициации во взрослого; = с завершением жизненного этапа под названием "средняя школа" и переходом в состояние бифуркации, неопределенности и выбора новой "трубки сценариев"...
2 года назад
Трагедия и комедия профориентации подростка
Помните сказку про Репку? Люблю эту сказку. Она про то что если тебе что-то нужно, а сам не справляешься = зови помощников, и вместе всё получится! Замечательная сказка. А помните историю про Колобка? Вот подрос наш Колобок (можно сказать = стал подростком!), и покатился непонятно куда непонятно зачем. В итоге сел взрослой Лисе на нос, тут-то она его и съела. Трагичная история, в общем то... Теперь давайте вспомним понятия: Цель деятельности, и Субъект деятельности. Субъект = это человек, способный...
2 года назад
Причины униженного состояния педагогов и учителей в современном мире
Честно говоря, больше люблю писать на позитивные темы. Но без признания и вскрытия проблемы невозможно найти её решение - так что придется поговорить об этой теме, об "опущении" класса учителей в современном мире, причинах такого явления и способах выхода из него. Итак, для начала вспомним, что в Древней Греции "педагог" = это раб, который водил господских детей на прогулку. То есть это был бесправный человек, функция которого была = обеспечивать безопасное времяпровождение ребенка. У него не было задачи "развивать ребенка", "готовить ребенка к успеху в жизни"...
896 читали · 2 года назад
Как приучить пятиклассника делать уроки?
Часть 2 Всего существует две стратегии: 1.Заставлять 2.Заинтересовать Результаты применения этих двух разных стратегий приведут к совершенно разным воспитательным эффектам. Если всё время ребёнка заставлять, то скорее всего он или "сломается" и вырастет с такой "рабски-покорной" психологией, или будет "бунтовать" и вырастет таким "садистом" - его "мучали", он не сломался, и теперь будет "мучать" в ответ... Вроде понятно, что лучше - заинтересовать, чтобы ребёнок научился самоорганизовываться, преодолевать...
2 года назад
Пятиклассник не делает домашку. Опасный момент в жизни маленького человека...
Удивительно, как много кризисов в жизни человека. Один из серьезных, на которые часто не обращают внимание = это кризис пятого класса. В начальной школе ребенок ощущает себя "маленьким", и в нему относятся как к "маленькому" = и родители, и учителя, и он сам. Всем понятна роль "маленького" = тебя организуют, за тобой следят, тебя по большому счету "ведут за руку" по бурлящему морю жизни. Затем ребёнок "выпускается" и начальной школы и переходит в среднюю. И вот тут часто наступает "бабах". К ребёнку начинают предъявлять новые требования = самостоятельной организации своего учебного процесса...
261 читали · 2 года назад