Рынок среднеразмерных фургонов в СССР никогда не был развит в достаточной степени, чтобы обеспечить все потребности рынка, а из главных моделей, производящихся в существенном количестве, можно вспомнить только рижский РАФ-2203, который базировался на агрегатах Волги ГАЗ-24 и был представлен во всех минимально необходимых типах компоновки.
Автомобиль быстро пришёлся по вкусу отечественным шофёрам и стал олицетворением латвийского предприятия, инженеры которого, на волне успеха не хотели останавливаться на достигнутом и уже к началу 80-х годов активно начали проектировать свою новую модель, концептуально отличающуюся от «Латвии». Микроавтобус под рабочим названием М1 по изначальным планам должен был обладать передним приводом, но те, кто руководил заводом в те годы, были против этого решения и приказали сконструировать машину с классической компоновкой, что по итогу вылилось бы в очередной глубокий рестайлинг. Но конструкторам повезло, что за время работ над проектом, руководство РАФа поменялось, и переднеприводному рижскому фургону «дали зелёный свет».
К этому моменту за окном уже была вторая половина 80-х годов, а на заводе ГАЗ во всю кипела работа над новым семейством седанов среднего класса с передним и полным приводом, которое должно было заменить ГАЗ-3102. По этой причине руководство рижского завода решило пойти простым путём, вновь заложив в основе своей машины Волгу, что теперь могло позволить обзавестись ещё и полноприводной моделью. Под капотом РАФ М1 располагался передовой для тех лет предсерийный двигатель ЗМЗ-406 объёмом 2.3 литра и мощностью в 150 лошадиных сил, работающий в паре с УАЗовской пятиступенчатой механикой. От представительской модели новой горьковской линейки микроавтобус получил и подвеску типа «МакФерсон», а вот рулевая рейка с гидроусилителем руля были позаимствованы у FordTransit. Что касается внешнего вида, то ещё в середине 80-х годов был объявлен всесоюзный конкурс на лучший дизайн, но, как ни странно, победу одержали рижские дизайнеры.
В конце 1990-го года первый опытный образец РАФ М1 выехал на рижские улицы для проведения первых испытаний, в результате успешного завершения которых, был отправлен для финишной доработки кузова в Великобританию. А вот уже после удачного выступления готового автомобиля на выставке «Автотехника» в 1992 году, «Роксана» столкнулась с суровой реальностью и отсутствием инвесторов, для проекта из Латвии, автомобильная сфера в которой тогда отошла на задний план.