Найти в Дзене
ВЕДРО МОРОЖЕНОГО

"ПОКРОВСКИЕ ВОРОТА": кино-разбор

Сегодняшний разбор посвящен фильму “Покровские ворота”. Этот фильм - шедевр советского кино. Рассматривать его можно с разных психологических позиций, но мы разберем его с точки зрения эмоционального насилия у бывших партнеров Хоботовых.

‼️ Стоит ли вас предупреждать о спойлерах? Наверняка вы его уже смотрели, но если еще нет, то посмотрите обязательно.

Сюжет:

Мы видим отношения треугольника: Льва Евгеньевича (бывший муж), Маргариты Павловны (бывшая жена) и Саввы Игнатьевича (нынешний муж). Живут все они на общей площади в коммуналке и даже, когда у молодоженов появляется возможность уехать в отдельную квартиру, женщина собирается забрать с собой и бывшего партнера.

Лев Евгеньевич - робкий интеллектуал, абсолютно не приспособленный к реальной жизни. После развода он влюбился в молодую девушку Людмилу и желает построить с ней свое семейное счастье.

Маргарита Павловна - волевая, сильная, умная дама, характер и амбиции которой позволили бы ей командовать фронтом, если бы была такая возможность. Но все, что она может в реальности - это руководить двумя своими мужчинами.

Савва Игнатьевич - новый муж Маргариты, работяга, честный и простой парень, обожающий свою боевую жену и принимающий ее привязанность к бывшему партнеру.

Где здесь эмоциональное насилие?

Маргарита Павловна несмотря на развод продолжает считать себя самой главной женщиной в жизни Льва Евгеньевича. Прикрываясь словами якобы заботы о нем, она контролирует его жизнь, решая с кем и где ему жить, а также кого любить и с кем общаться.
"Я ответственна перед тобой, и перед женщиной, которая однажды явится, и которой я обязана вручить тебя невредимым, целым, в здравом рассудке".

Как она манипулириует и давит на Льва Евгеньевича?

- Нарушение личных границ: Маргарита Павловна врывается в жизнь бывшего мужа, когда посчитает нужным. Вот она слышит, что он с кем-то смеется за стенкой или отказывается от переезда к ней, и тогда она применяет эмоциональное и физическое насилие по отношению к нему, чтобы принудить его к выполнению своей воли. Она врывается в его комнату и выгоняет девушку, так как считает, что та слишком слаба, отправляет на операцию, так как по ее мнению у него случается приступ аппендицита.

- Обесценивание: Маргарита Павловна постоянно говорит бывшему мужу, что он "неудачник" и "ужасный ребенок", что от него "сплошной дискомфорт", внушая таким образом ему ощущение беспомощности и собственной жизненной неумелости. А решение в такой ситуации видится ей в рабском послушании Льва Евгеньевича и полном контролировании его поступков.

- Навязывание вины: Маргарита Павловна не просто желает властвовать над бывшим супругом, но и обвиняет его не в благодарности из-за его нежелания ей подчиняться. Она же все делает для его блага, как ей кажется, а он сопротивляется своему счастью.

Истинная потребность за манипуляцией.

Если бы Маргарита Павловна могла бы быть честной с собой, то она бы увидела, почему она на самом деле преследует бывшего мужа. Ей явно нужны два партнера: один - сильный, хозяйственный, практичный и надежный и второй - умный, эмоциональный, тонко чувствующий. Она не может признаться себе в том, что ей бы хотелось доминировать и контролировать своих мужчин, потому что именно
власть приносит ей истинное удовольствие. Если новый муж полностью ей подчинился, то бывший пытается быть независимым, хотя еще совсем недавно он слушался только ее. Для нее такое поведение просто недопустимо и она всячески доказывает всем и ему тоже, что он без нее не выживет и что ему нужно быть с ней.

В одном из монологов она обвиняет Льва Евгеньевича в постоянных изменах в их браке или, как минимум, эротических фантазиях по отношению к другим женщинам. Скорее всего, здесь мы видим
феномен проекции. Она говорит о своих фантазиях, где у нее много мужчин и она над ними властвует, но приписывает их ему, так как сама себе она признаться в таком не в состоянии.

Если бы ей удалось попасть на прием к психологу, возможно, она бы увидела свои
истинные потребности и психолог помог бы ей найти другие способы реализовывать свои амбиции во власти, а не только через насилие над бывшим мужем.