Эта штучка посильнее пресловутого «Шарли Ебдо» будет. Книжка, едва увидев свет, была тут же изъята из продажи во Франции. В России о ней стараются и не вспоминать, а то неудобно будет иллюстрации к «Дон Кихоту» разглядывать. А ведь какие хорошие!
Вы любили их рассматривать в детстве? Я мог – часами...
Ах, как блестят при луне доспехи!..
Хотя, если приглядеться...
...то садистические наклонности автора проглядывают.
Да, речь пойдёт о Гюставе Доре, самом прославленном книжном иллюстраторе XIX века.
Книжица называется длинно, очень длинно: «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси по трудам авторов хроник и историков: Нестора, Никона, Сильвестра, Карамзина, Сегюра и др., прокомментированная и проиллюстрированная 500 великолепными гравюрами Гюстава Доре, гравированными на дереве по методу новой школы под общим управлением Сотэна, гравёра “Российской истории”, батальных сцен, портретов, пейзажей, жанровых картинок, изображений цветов, животных, моллюсков и редких растений». 207 стр. Цена 4 франка.
Уже обложка напрягает немножко... (Эх, надо было идти в поэты... Впрочем, это не обложка, а титульный лист.)
Начинается повествование «Живописной истории Святой Руси» почти с «Чёрного квадрата» (который мы так любим). «Происхождение российской истории теряется во мраке веков»:
Хотя Доре изобразил свой чёрный квадрат почти за 60 лет до Малевича, наш, как нетрудно убедиться, сравнив, гораздо ровнее! А стало быть, гениальнее. (Это мы шутим.)
Кстати, ещё о цитатах и параллелях: эпиграфом к своей книжке Доре взял то же восклицание из Горация, что и Пушкин для второй главы «Евгения Онегина»: «O rus!..» («О деревня!»). Александр Сергеевич ещё и добавил от себя поясняющее: «О Русь!».
Ну а дальше начинаются шуточки Гюстава Доре. «Если верить древнейшим источникам, между 2-м и 3-м годами могучий белый медведь Полнор пленился многообещающей улыбкой красотки-моржихи. В результате этой порочной связи явился на свет первый русский»:
Тут, наверное, французам понятно, где смеяться. Подписи, кстати, тоже сочинял Доре. По-моему, в нашей «Всемирной истории, обработанной "Сатириконом"» (был в начале прошлого века такой либеральный русский сатирический журнал «Сатирикон») было смешнее:
...Северные славяне платили дань варягам. Южные — хазарам. Восточные — половцам. Западные — немцам. Юго-восточные славяне платили и немцам и варягам. Иногда северные славяне тайком от южных славян приносили дань хазарам. Когда это обнаруживалось, южные славяне в долгу не оставались и, выбрав ночку потемнее, отправлялись тайком от северных славян к варягам и приносили им дань.
На этой почве у южных и северных славян весьма часто возникали войны, которые в большинстве случаев кончались вничью. Южные славяне возвращались к себе на юг, сообщая всем по дороге:
— Здорово мы отколотили северных славян. Больше не сунутся с данью к нашим хазарам.
Это у них была пародия на знаменитый гимназический учебник истории Иловайского… Но мы отвлеклись. Бог с ним, с нашим «Сатириконом», вернёмся к их Доре.
На двух сотнях страниц художник отразил главные (по его мнению) события из русской истории. И в самом начале повествования он явно смакует сходство русского слова «славяне» и французского «esclaves» – «рабы». Комментарии излишни. На дворе 1854 год, разгар Крымской, или, как её называли французы, Восточной кампании. И Россия с Францией вновь враги. Посему перед французами – дикари и варвары, слепо и беспрекословно послушные тупым и бесчеловечным правителям.
Как тут не вспомнить Ивана Грозного?
«...Для начала Иван пустил кровь своим министрам, обеспечив целой державе зрелище, которое изрядно её потешило».
И как без Петра Великого?
«Пётр I, видящий сон о том, как он пожирает Европу». Да, это он. Что значит не похож? Вы разве фотографию его видели? Это вот, между прочим, тоже его (Петра) портреты:
Правда-правда! (Опять отвлеклись...)
А вот Николай I в виде паука, ждущего добычу в центре паутины из слов «цивилизация», «филантропия», «умеренность», «мораль», «православие» и других:
А вот и – бэмс! – французский комплекс вылез. Восемьсот двенадцатый год, ну ещё бы.
Завершает книгу прозрачное по смыслу изображение: Наполеон III ружейным прикладом вколачивает в глотку врага цифры «1812», тем самым мстя за былые поражения Франции.
«Ну что, старый друг, ты, наконец, переварил свой 1812-й, в котором так жадно нас заглатывал?»
Крымская кампания как месть за унижение 1814 года (взятие русскими войсками Парижа). Почему у Доре двенадцатый, а не четырнадцатый? Закон «информационной войны»: не напоминать противнику о его победах. Пусть лучше про пожар Москвы вспоминает, чем про... (Морщатся, потирая попу.)
А вот мы помним! И детям ещё задолго до всяких спецопераций правильную историю рассказывали:
В дзене у себя этот материал не нашли, а на сторонние ресурсы ссылку давать жаба душит. Вот тут можно ближе рассмотреть эти картинки – в конце журнала, после "Как появилась Россия" (наивная детская хитрость – соблазняем, заманиваем).
А Доре – да так, просто сегодня про "Ад" Данте вспоминали, ну, заодно и про эту шедевру вспомнили.
И теперь подписывайтесь на "Лучик"! А то ещё что-нибудь вспомним... Вот охватим щупальцами «Лучика» всю Россию, тогда успокоимся. Будем только про цветы вспоминать и про мёд – как те пчёлы. А не про гадость всякую. Это мы потому что вы на «Лучик» не подписаны, нервные и противные такие. А так, вообще, – страсть до чего добрые и хорошие. Всех с наступающим!