Некоторые наши читатели советуют нам обратиться к психологу. Потому что у нас проблема. Мы в каждой второй статье упоминаем "Чёрный квадрат" Малевича.
При этом некоторые наши читатели считают нас заскорузлыми ретроградами, ни шиша не разбирающимися в исскуйстве. Правильно считают! Мы такие:
Собственно, это не шутка. Я на баяниста, чем-то похожего на Шукшина, смотрю и вижу семь колен своих дедов и прадедов. Но сейчас не об этом.
У нас в целой Третьяковской галерее самая любимая картина, знаете, какая? Вот эта:
И не потому, что рюмка. У нас от колбасы сердце сжимается. Она такая... давно порезана, долго на тарелке лежит и уже слезу немножко пустила. "Бедная я колбаса-а-а-а!.. Никто мною не закусы... (тьфу!) Никто-то меня, горемычную, не ест!.."
У нас бы в "Лучике" небось не лежала...
Вот это – искусство!
Но, вопреки ожиданиям наших некоторых читателей, про Казимира Севериновича Малевича мы знаем всё. В том числе – что такое "дополнительный элемент" (и как он ученикам посреди натюрмортов с фруктами самоварную трубу ставил – чтоб этот "дополнительный элемент" получился).
Знаем и историю про "Негры ночью уголь грузят", которую всякий раз рассказывают нам некоторые другие наши читатели, когда мы упоминаем злосчастный "Чёрный квадрат".
Да, у французского журналиста Алле Альфонса было похожее произведение, только не "Негры ночью уголь грузят", а "Битва негров в пещере глубокой ночью". Вот оно:
Были у него и кардиналы, собирающие помидоры на берегу Красного моря (соответственно, красный прямоугольник), и много другого тому подобного. Но разница между ним и Малевичем в том, что Алле шёл к своим шедеврам "от ума", "от текста" (он журналист – "пейсатель", а не художник), а Малевич шёл от опыта и от визуального представления. Это разные вещи. Совершенно разные.
Некоторые считают Малевича мошенником, мы – нет. Прикалываться – не значит кого-то обманывать и надеяться извлечь из этого выгоду. Нас раздражают только павлины, пытающиеся квохтать о его супрематизме слишком уж всерьёз.
Дорогие павлины! Вы хоть пополам тресните от умных слов, а "Спящего мальчика" Никифора Крылова своей соплёй не перешибёте! Хотя тот жил вообще до исторического материализма, не говоря уж о супрематизме и св. Цифровизации им. Мишустина–Грефа.
Да-да, искусство авангарда и св. Цифровизация – это один хрен. Возвращение к тому же самому "простому коду" на новом витке истории. Точно так же как коммунизм (в редакции Ленина - Троцкого) и глобализм в редакции Шваба и нынешнего папы римского (не помню, как зовут, прыгают, как блохи, то ли дело у нас – стабильность), то есть "солидарный капитализм" – та же самая хрень на новом витке истории. Разница внешняя – в стилистике, а не в сути.
Тьфу на это всё.
На самом деле, всё просто. Малевич не жулик и не гений. Он обычный художник своего времени, занимавшийся тем же, чем и все. Чем?
Если коротко, то после изобретения фотографии живопись стала не нужна для того, для чего она существовала раньше: чтобы оставлять в памяти образ человека, места или события. Теперь она нужна только "для украшения" или "для интереса".
Для украшения художники стали рисовать "красоту красивую" – картины, больше похожие на созданные Искусственным Интялектом открытки, чем на картины. Ну например:
Идеальная живопись! Ну, почти. Тут бы ещё коня с развевающейся гривой пришпандорить и влюблённую пару: он в расстёгнутой на мускулистой груди белоснежной сорочке, а она... эх. Ну ладно.
А что же стали делать художники для себя – "для интереса", для самооправдания и для смысла существования?
Стали искать: что они могут сделать такого, чего не может гад-фотограф. Кто-то стал раскладывать видимое изображение на "простые" цвета – красный, синий, жёлтый (эти эксперименты, предпринятые ещё в XIX веке, весьма поспособствовали изобретению кинескопа цветного телевизора):
А кто-то стал выискивать в окружающих предметах их "скелет", "пластическую основу" - те формы и линии, из которых эти предметы складываются:
Представьте, что вы машинально что-то рисуете или чертите в блокноте во время скучного собрания или классного часа. У вас нет задачи нарисовать что-то конкретно, вам просто хочется занять руки.
А теперь представьте – что это ваша профессия! Что вы занимаетесь этим "машинальным рисованием" по 8–12 часов каждый день!
Вот так и возникает "современное искусство"... Давайте теперь просто посмотрим, как это делал Малевич. Вот женский портрет:
А вот крестьянки в поле:
Берём одну из этих крестьянок и "упрощаем" дальше:
А если взять мужика с бородой?
А если дом – тут и думать нечего:
Ну вот, красный квадрат уже есть. Осталось только подравнять и выкрасить его чёрной краской!
P.S. Искусство – это рукоделие.
P.P.S. Дорогие наши некоторые читатели! Это вот написано от души специально для вас! А вот это – статья из журнала "Лучик" – для детей и их мам и пап, которые не виноваты, что они взрослые, потому что заплатили за бумажный журнал и во всю читают его, а вы виноваты, потому что вы халявщики, а не партнёры, вот и читайте теперь про цифровизацию и Мишустина! Нам вас жалко, почти как ту колбасу...
Но жалко также и себя. Вот почему мы ведём этот канал? Потому что дзен был и пока остаётся мощной машиной привлечения внимания. В нашем случае – к журналу. Но ЧОРТ (Н.В. Гоголь), как же мы хотели бы работать только над журналом!... (Да вы не читайте уже, про чёрный квадрат закончилось.)
Верите – совсем другое состояние души. Всё другое. Как будто жизнь продлевается, а не укорачивается (ну, это, батенька, субъективно) от такой работы. А тут – блин... Невроз, психоз и остеохондроз... Некоторые наши читатели пальцем у виска вертят.
А чего вертеть? Чего, спрашиваю, вертеть? Быстро ищите каких-нибудь детей и подписывайте на "Лучик"! Сами же не делаем всё так, чтобы всюду сады цвели, а потом кто-то нам виноват... А "Лучик" не виноват! "Лучик" – это сады и есть! (Чего лично о себе сказать ни в коем случае не могу.)
Позвольте закончить словами человека, поклонником которого не являюсь. (Кто угодно может ляпнуть что-нибудь прекрасное, даже обидно.)
Задачи определены. Цели ясны. За работу, товарищи!
С уважением,
по-прежнему ваш журнал "Лучик"