Найти тему
Журнал "Лучик"

Вот хрясь тебе, а не чёрный квадрат!

Некоторые наши читатели советуют нам обратиться к психологу. Потому что у нас проблема. Мы в каждой второй статье упоминаем "Чёрный квадрат" Малевича.

При этом некоторые наши читатели считают нас заскорузлыми ретроградами, ни шиша не разбирающимися в исскуйстве. Правильно считают! Мы такие:

Собственно, это не шутка. Я на баяниста, чем-то похожего на Шукшина, смотрю и вижу семь колен своих дедов и прадедов. Но сейчас не об этом.

У нас в целой Третьяковской галерее самая любимая картина, знаете, какая? Вот эта:

(Девочка в отражении – не мы.)
(Девочка в отражении – не мы.)

И не потому, что рюмка. У нас от колбасы сердце сжимается. Она такая... давно порезана, долго на тарелке лежит и уже слезу немножко пустила. "Бедная я колбаса-а-а-а!.. Никто мною не закусы... (тьфу!) Никто-то меня, горемычную, не ест!.."

У нас бы в "Лучике" небось не лежала...

Вот это – искусство!

Но, вопреки ожиданиям наших некоторых читателей, про Казимира Севериновича Малевича мы знаем всё. В том числе – что такое "дополнительный элемент" (и как он ученикам посреди натюрмортов с фруктами самоварную трубу ставил – чтоб этот "дополнительный элемент" получился).

Знаем и историю про "Негры ночью уголь грузят", которую всякий раз рассказывают нам некоторые другие наши читатели, когда мы упоминаем злосчастный "Чёрный квадрат".

Вот такой неожиданный Малевич (1879–1935). Похожий больше на писателя Алексея Толстого, чем на художника Казимира Малевича
Вот такой неожиданный Малевич (1879–1935). Похожий больше на писателя Алексея Толстого, чем на художника Казимира Малевича

Да, у французского журналиста Алле Альфонса было похожее произведение, только не "Негры ночью уголь грузят", а "Битва негров в пещере глубокой ночью". Вот оно:

-3

Были у него и кардиналы, собирающие помидоры на берегу Красного моря (соответственно, красный прямоугольник), и много другого тому подобного. Но разница между ним и Малевичем в том, что Алле шёл к своим шедеврам "от ума", "от текста" (он журналист – "пейсатель", а не художник), а Малевич шёл от опыта и от визуального представления. Это разные вещи. Совершенно разные.

Некоторые считают Малевича мошенником, мы – нет. Прикалываться – не значит кого-то обманывать и надеяться извлечь из этого выгоду. Нас раздражают только павлины, пытающиеся квохтать о его супрематизме слишком уж всерьёз.

Дорогие павлины! Вы хоть пополам тресните от умных слов, а "Спящего мальчика" Никифора Крылова своей соплёй не перешибёте! Хотя тот жил вообще до исторического материализма, не говоря уж о супрематизме и св. Цифровизации им. Мишустина–Грефа.

Да-да, искусство авангарда и св. Цифровизация – это один хрен. Возвращение к тому же самому "простому коду" на новом витке истории. Точно так же как коммунизм (в редакции Ленина - Троцкого) и глобализм в редакции Шваба и нынешнего папы римского (не помню, как зовут, прыгают, как блохи, то ли дело у нас – стабильность), то есть "солидарный капитализм" – та же самая хрень на новом витке истории. Разница внешняя – в стилистике, а не в сути.

Тьфу на это всё.

На самом деле, всё просто. Малевич не жулик и не гений. Он обычный художник своего времени, занимавшийся тем же, чем и все. Чем?

Если коротко, то после изобретения фотографии живопись стала не нужна для того, для чего она существовала раньше: чтобы оставлять в памяти образ человека, места или события. Теперь она нужна только "для украшения" или "для интереса".

Для украшения художники стали рисовать "красоту красивую" – картины, больше похожие на созданные Искусственным Интялектом открытки, чем на картины. Ну например:

-4

Идеальная живопись! Ну, почти. Тут бы ещё коня с развевающейся гривой пришпандорить и влюблённую пару: он в расстёгнутой на мускулистой груди белоснежной сорочке, а она... эх. Ну ладно.

А что же стали делать художники для себя – "для интереса", для самооправдания и для смысла существования?

Стали искать: что они могут сделать такого, чего не может гад-фотограф. Кто-то стал раскладывать видимое изображение на "простые" цвета – красный, синий, жёлтый (эти эксперименты, предпринятые ещё в XIX веке, весьма поспособствовали изобретению кинескопа цветного телевизора):

Жорж Сёра
Жорж Сёра

А кто-то стал выискивать в окружающих предметах их "скелет", "пластическую основу" - те формы и линии, из которых эти предметы складываются:

Пабло Пикассо
Пабло Пикассо

Представьте, что вы машинально что-то рисуете или чертите в блокноте во время скучного собрания или классного часа. У вас нет задачи нарисовать что-то конкретно, вам просто хочется занять руки.

А теперь представьте – что это ваша профессия! Что вы занимаетесь этим "машинальным рисованием" по 8–12 часов каждый день!

Вот так и возникает "современное искусство"... Давайте теперь просто посмотрим, как это делал Малевич. Вот женский портрет:

-7

А вот крестьянки в поле:

-8

Берём одну из этих крестьянок и "упрощаем" дальше:

-9

А если взять мужика с бородой?

-10

А если дом – тут и думать нечего:

-11

Ну вот, красный квадрат уже есть. Осталось только подравнять и выкрасить его чёрной краской!

P.S. Искусство – это рукоделие.

P.P.S. Дорогие наши некоторые читатели! Это вот написано от души специально для вас! А вот это – статья из журнала "Лучик" – для детей и их мам и пап, которые не виноваты, что они взрослые, потому что заплатили за бумажный журнал и во всю читают его, а вы виноваты, потому что вы халявщики, а не партнёры, вот и читайте теперь про цифровизацию и Мишустина! Нам вас жалко, почти как ту колбасу...

Но жалко также и себя. Вот почему мы ведём этот канал? Потому что дзен был и пока остаётся мощной машиной привлечения внимания. В нашем случае – к журналу. Но ЧОРТ (Н.В. Гоголь), как же мы хотели бы работать только над журналом!... (Да вы не читайте уже, про чёрный квадрат закончилось.)

Верите – совсем другое состояние души. Всё другое. Как будто жизнь продлевается, а не укорачивается (ну, это, батенька, субъективно) от такой работы. А тут – блин... Невроз, психоз и остеохондроз... Некоторые наши читатели пальцем у виска вертят.

А чего вертеть? Чего, спрашиваю, вертеть? Быстро ищите каких-нибудь детей и подписывайте на "Лучик"! Сами же не делаем всё так, чтобы всюду сады цвели, а потом кто-то нам виноват... А "Лучик" не виноват! "Лучик" – это сады и есть! (Чего лично о себе сказать ни в коем случае не могу.)

Позвольте закончить словами человека, поклонником которого не являюсь. (Кто угодно может ляпнуть что-нибудь прекрасное, даже обидно.)

Задачи определены. Цели ясны. За работу, товарищи!

-12

С уважением,

по-прежнему ваш журнал "Лучик"

-13