Найти в Дзене
Smart Simulation

Императорский путь

История железнодорожного транспорта богата различными интересными фактами и событиями. И сегодня мы хотим ознакомиться с историей Императорского пути.

Императорский путь — три железнодорожных линии, построенные к Царскому Селу на рубеже XIX — XX веков для передвижения членов императорской фамилии и иностранных делегаций между Санкт-Петербургом (Варшавский и Царскосельский (Витебский) вокзалы) и императорскими резиденциями в Гатчине и Царском Селе, включая отдельную линию, связавшую Царское Село с Санкт-Петербургом.

Первая ветка
Эта небольшая ветка, построенная в 1895—1896 годах от станции Александровская Петербурго-Варшавской ж. д. до Царского Павильона. Длина первой ветви составляла всего 2,8 км. Императорские поезда доставляли по ней царя и его семью в Гатчину, по ней же приезжали в Царское Село европейские монархи. Движение от Царского Села в сторону Санкт-Петербурга было возможно лишь со сменой направления в Александровской.

Источник фото: https://www.drive2.ru/b/487063860969209895 Автор: Rabadm (Алексей)
Источник фото: https://www.drive2.ru/b/487063860969209895 Автор: Rabadm (Алексей)

Вторая ветка
С целью экономии времени пребывания поезда в пути из Петербурга и обратно была создана вторая ветка императорского пути, которая начала строиться в 1897 году и была закончена в 1898 году. Длина второй ветки от Варшавской дороги до стрелки с первой веткой составила 1,5 км. Таким образом вторая ветка позволила осуществлять движение от Царского павильона в Петербург напрямую, без смены направления движения.

Третья ветка
7 января 1900 года Николай II издал Указ об образовании при Министерстве Путей Сообщения Комиссии по сооружении обособленного «Третьего пути».

Этот путь начинался у Императорского павильона, примыкавшего в Царскосельскому (Витебскому) вокзалу Санкт-Петербурга со стороны Введенского канала, шёл рядом и параллельно главным путям Царскосельской ж/д до 16 километра, к тому времени приобретенной Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорогой. Затем, после Средней Рогатки (в районе поселка Шушары) повернув в юго-западном направлении, железнодорожный путь шел через поля, огибая окраину с. Большое Кузьмино, пересекал перед Египетскими воротами шоссе Пулково — Царское Село и подходил к Царскому Павильону. Построенный одноколейный путь, на протяжении которого было сооружено 11 стальных мостов разных размеров, был способен выдерживать движение императорских поездов (до 15 вагонов) на большой скорости.

  • 21 декабря 1901 года с Высочайшего соизволения «Третий путь» получил имя «Императорский путь».
  • 6 декабря 1902 года Императорский путь был сдан в эксплуатацию.
Источник фото: https://aboutrussia.news/11-noyabrya-1837-g-otkryta-pervaya-passazhirskaya-zheleznaya-doroga-v-rossii-peterburg-czarskoe-selo/
Источник фото: https://aboutrussia.news/11-noyabrya-1837-g-otkryta-pervaya-passazhirskaya-zheleznaya-doroga-v-rossii-peterburg-czarskoe-selo/

В итоге он включил в себя и две ранее построенные ветки, получив суммарную длину в 29,79 км. Эта получившаяся «дуга», соединяющая Варшавскую и Витебскую трассы, стала единой системой одного назначения, — обеспечивала связь столицы с летними резиденциями — Гатчиной и Царским Селом.

Движение любых поездов, кроме императорских, по третьему пути было запрещено. На каждой стрелке и у каждого моста стоял солдат 1-го Императорского железнодорожного батальона. Военные отвечали за охрану, эксплуатацию и ремонт дороги. Тягой занималась казенная Петербурго-Варшавская железная дорога.

После революции третий путь был разобран — рельсы были необходимы для ремонта более важных железных дорог. Остатки железнодорожного полотна сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Остатки первого пути до настоящего времени используются в качестве подъездных путей к заводу София, возникшему на базе паровозного депо Императорского пути.

Вот такая история Императорского пути! Благодарим за внимание. И не забывайте подписываться, ставить лайки и комментировать.

До встречи в Smart Simulation!