Найти тему

Беда от нежного сердца

Нам хочется смеяться!

Искренне хочется, от всей души. К сожалению, действительность не располагает.

Поиски утешения привели в зал камерного театра
«ГЛАС» с визитной карточкой в виде яркого и пëстрого водевиля «Беда от нежного сердца». Вот то место, где настоящая забава и никогда не замолкающий смех.

А проложила дорогу в область беззаботного отдыха
Александра Казакова.

«Мы водевиль начнем сейчас

И загорятся сотни глаз

Час настал, полон зал

Наш водевиль не забыт и нас всех здесь собрал»

«Беда от нежного сердца» — пример настоящего русского водевиля, поставленный по одноименной пьесе Владимира Александровича Соллогуба.

На фоне ведущих персон литературы XIX столетия — Пушкина, Гоголя — в начале века стало появляться очень много драматургии, которая стремилась “обслужить” зрителя, в основном это были бытовые адноактовые пьесы. Кроме этого, нарастала потребность в создании своего театра, без оглядки на кого-либо. Об этом писал русский драматург А. Н. Островский: «Национальный театр есть признак совершеннолетия нации. Иметь такой театр и гордиться им желает каждый народ». Таким образом, из смешения зарубежного жанра водевиля и национального типа культуры родился русский водевиль, который становится галереей характеров, сословий с разным экономическим положением и различных моделей отношений между ними.

Пьеса Соллогуба состоит из одного акта и 17 явлений. При желании можно ознакомиться с ней за 40 минут, и уверена, что она хоть раз заставит вас усмехнуться. Ведь сюжет закручен вокруг ярких, почти гротескных, но живых героев. Завязка проста: озолотившийся откупщик Золотников хочет женить своего сына Александра. Но есть проблема - юноша страдает от «нежного сердца», уж очень он влюбчив. Среди возможных избранниц три девушки: Машенька, дочь знакомой Золотниковым дворянки Бояркиной Дарьи Семеновны; Настенька, бедная племянница, которую приютила дворянская семья; и Катенька, дочка родственников дворянской семьи из Тамбова. Как, наверное, уже догадался читатель, перипетии и комический эффект строятся на внезапных влюбленностях молодого человека и недопонимании между семьями.

Спектакль дополнен танцевальными и песенными вставками, а также иллюстрацией некоторых событий, которые в тексте произошли как бы за скобками, например, когда мать пытается рассказать дочери о «перспективном» пожилом женихе князе Курдюкове, на сцену выкатывается коляска со скелетом в костюме, а слуга сообщает «Князь Курдюков извиняется, быть не может».

Вы не найдете эту постановку в больших и фешенебельных театрах Москвы. Он обосновался и закрепился в русском духовном театре «Глас» под художественным руководством заслуженного деятеля искусств Никиты Астахова и входит в основной репертуар с 2015 года. Лишь стоит свернуть с шумной дороги у метро Павелецкая и немного пройтись по тихой улице с уличными фонарями, сделанными под старину, вы наткнетесь на небольшое, отдельно стоящее, геометрически правильное во всех смыслах, квадратное здание с голубой яркой вывеской «русский духовный театр Глас».

Так сложились обстоятельства, что мне пришлось приехать за 1,5 часа до спектакля. Но благодаря запасу времени появилась возможность рассмотреть его получше. Театр изнутри сам похож на постановку: входная дверь сразу ведет в общий крохотный зал, где есть маленькое отделение гардероба, окошечко администрации с синими шторками, экран с афишей, пара кресел и тумбочек. Пока сидела на лавке у гардероба, узнала из разговора посетительницы с охранником, что в этом зале умещался еще и буфет, но увы, его «убрали». Мне удалось пронаблюдать, как наполнялся зал, как прибывали зрители.

Здесь стоит уточнить причину выбора этой постановки. Все началось с обведенного в кружок названия произведения в тетрадке по истории отечественной литературы. Тогда небезызвестный многим читателям преподаватель в рамках одной из тем перечислял примеры пьес. Про «Беду от нежного сердца» он говорил совсем немного, но мне запомнился посыл его слов, что это «легкий русский водевильчик». За это я и зацепилась. Внутренняя потребность в веселье, смехе, эмоциях вела мои поиски и на этих «трех китах» базировались ожидания.

Так как пьеса имеет четкую структуру, она не дает большого пространства для свободы интерпретаций. Но в этом, кажется, и кроется ее успех! Через год после премьеры спектакль стал дипломантом «За возрождение Русского водевиля». Простой и ясный сюжет в руках профессионалов и проработкой на всех этапах постановки становится тем самым эталоном, на который хочется равняться.

В спектакле из года в год играет примерно один и тот же состав с небольшими изменениями: Александра играет Даниил Коробейников; мать Катеньки — Кубыркину — исполняет заслуженная артистка РФ Тамара Спиричева; исполнителем нескольких второстепенных, но неординарных ролей в этом спектакле стал Михаил Леонцев. Между артистами на сцене чувствуется химия, сыгранность.

Сцена в театре малогабаритная, но это не мешает ставить нужную хореографию. Актеры используют проход в зале, разноуровневые декорации, чтобы герои как бы были в разных локациях или в разных положениях для придания динамики. В ход активно идет игра со светом: когда требуется перейти из одного места в другое или показать прошлое героя, цветовая гамма меняется от насыщенных оранжевого, розового, зеленого к светло-голубому, темно-синему.

Музыкальное сопровождение, которым занимался Константин Мольков, и танцевальные номера, за которые отвечали Гия Бердзенишвили и Марина Гладилина, кажется, и не могли быть другими. Задорные и драматические мотивы, музыкальные переходы, которые также срежиссированы и отточены. Может показаться, что это обычные приемы в театральном искусстве, но когда все на своем месте и в нужной пропорции, тогда зритель весь без остатка погружается в происходящее и чувствует свою сопричастность к действию. И это не просто слова! Но сейчас немного о публике.

В общий зал протискивались преимущественно женские парочки, но также можно было увидеть и подростка с родителями, и взрослую любящую пару. Отдельная категория пожилых дам, некоторых в шляпках и вечерних платьях, которые присаживаясь на кресло толкуют о репертуаре театра и рассматривают брошюры с другими спектаклями. Видно, что многие взрослые люди забегают на постановку сразу после работы. Об этом говорят и комментарии в очереди в гардероб после спектакля: «Хорошо… Пришли с работы и есть такие обычные радости» или «Так настроение подняли, улыбка не сходит».

Вернемся к сопричастности. Сцена расположена очень близко к сиденьям, которые поднимаются в горку, есть даже «нулевой ряд», он — впритык к сцене. И во время иронических монологов артист часто смотрит в глаза зрителям. Поэтому нередко слышны какие-то словесные реакции на поведение актера и громкий смех, когда герои попадают в неловкие ситуации. Честно признаться, в некоторые моменты приходилось прикрывать рот рукой, чтобы не присоединиться к почти заглушающему актеров, смеху.

Думаю, это отличный спектакль для «неглупого» отдыха взрослой аудитории без детей, без забот, которые забываются хотя бы на то время, пока идет представление. И, естественно, постановка не может не вызвать подсознательного восхищения классическим театром и таким жанром как водевиль.

Стихи
4901 интересуется