Найти тему
Челгид

Ад — это другие: в Камерном театре поставили пьесу «Под одной крышей»

Пьесу Людмилы Разумовской в Челябинске ставят второй раз за последние два года. Сначала в драматическом, теперь вот в Камерном театре. Хотя, казалось, нет более архаичного материала в век льготной ипотеки, чем история о том, как мучаются в одном жилище три поколения женщин. Но ведь постановка — не об этом.

Каждый хрупок и раним
Каждый — Босх Иероним
Со своим сражайся адом
И не лезь во ад к другим

Эту заунывно-сумасшедшую песенку напевает одна из героинь, Валентина. Уж не знаю, любила ли Разумовская Жан-Поля Сартра, но от аллюзий на его знаменитую пьесу «За закрытыми дверями» никуда тут не деться. Одна квартира и три человека, беспрерывно друг друга мучающих. Правда, у французского экзистенциалиста это были люди незнакомые, но тщательно подобранные по принципу «я — наслаждение и зло для тебя», а у советского драматурга — обычная советско-российская гендерно односоставная семья: бабушка, мать, внучка. Фронтовичка-санитарка Нина Петровна, умеющая копить на хрусталь; воздушная фея Валентина, прозябающая в не самой розовой реальности; и Любочка, еще совсем девочка 17 лет, которая сильно изменится за один день. Кстати, это ее день рождения.

Актриса Дарья Чакина — Любочка
Актриса Дарья Чакина — Любочка

В постановке режиссера Виктории Мещаниновой все развернется вполне по Сартру: ад — это другие, пусть это даже и близкие, вроде как любимые люди. Есть дома, в которые не любят ходить в гости, философски замечает Любочка в качестве ответа на вопрос, почему не позвала друзей на день рождения. И правда, атмосфера под одной крышей довольно... напряженная. Это, кстати, замечательно отразила нейросеть, нарисовавшая афишу для спектакля: занесенное снегом кирпичное, крепкое дом-сердце, в котором бьются три нежных бабочки.

Афиша спектакля, созданная нейросетью
Афиша спектакля, созданная нейросетью

Нина Петровна ругает дочь за безответственность и лень, неприспособленность к жизни. Валентина шипит на мать за то, что та вмешивается в ее жизнь, в том числе и личную. Любочка «радует» старшее женское поколение новостями о первой влюбленности и вполне понятными и предсказуемыми последствиями. Что делать? Как разорвать этот клубок неудовлетворенности, злобы, несвободы? Как сбежать из филиала маленького ада?

Затишье перед очередной семейной бурей
Затишье перед очередной семейной бурей

Да просто все! Взять да разъехаться! Нет денег на ипотеку, да хоть в съемную квартиру. Самая простая мысль для 2023 года. Нет давно никаких показаний для того, чтобы жить тремя поколениями под одной крышей. Но понятно, что и пьеса Разумовской, и спектакль в Камерном сложнее: они не о квартирном вопросе, а о человеческой природе. Привычка — вторая натура, да и мучать друг друга порой куда надежнее, чем взять да попытаться решить проблему, изменить жизнь. В первом случае все известно заранее, а вот во втором — гарантий никаких!

Актрисы Виктория Бухарина и Дарья Чакина в одном из составов спектакля
Актрисы Виктория Бухарина и Дарья Чакина в одном из составов спектакля

Актрисам хочется поаплодировать: сыграть такой текст — из явно иных времен — очень сложная задача. И Зульфия Акчурина-Дзюба (Нина Петровна), и Татьяна Кучурина и Виктория Бухарина (Валентина, играют в дубль), и Дарья Чакина (Любочка) играют женщин, которых сегодня нет. Нет как социальных типажей; да и семей из бабушки, мамы и внучки, как приметы времени, тоже все меньше. Эти образы просто неоткуда взять, кроме как из памяти, а то время — пьеса написана в 1978 году — утекло сквозь пальцы. А значит, надо этих героинь придумать, полностью, от поворота головы до градуса истерики.

За истерику в одном из составов спектакля отлично отвечает актриса Татьяна Кучурина
За истерику в одном из составов спектакля отлично отвечает актриса Татьяна Кучурина

При этом оформление спектакля вообще вне времени: стол, шкаф, стулья, двери глубокого сине-фиолетового цвета, стеклянные перегородки да голограмма черно-белого телевизора на весь сценический задник. По большому счету, поменяй телевизор на смартфон — будет то же самое: суррогат настоящей жизни. То есть пения птиц, домика в средней полосе, жизни с любимым мужчиной. Всего, о чем так неистово мечтают эти женщины под одной крышей. Мечтают, да ничего при этом не делают, вот ведь парадокс. Потому что, повторим, кровные узы и привычка мучиться — сильнее радости.

Любочка сильно изменится к финалу спектакля
Любочка сильно изменится к финалу спектакля

Сломаются все, даже нежная Любочка, и хэппи-энда не будет, несмотря на пожелания счастья зрителям в финале. Мораль? Включите смартфон после спектакля, проверьте дату и год и порадуйтесь: всеобщая гармония по-прежнему недостижима, но, по крайней мере, сегодня всегда можно разъехаться, а не культивировать ад в отдельно взятой квартире. «Со своим сражайся адом, и не лезь во ад к другим». И то хорошо.

Подписывайтесь на наш канал, а также на группу «Челябинского обзора» ВКонтакте — еще больше статей, еще больше полезной информации.