Для того, чтобы сформулировать базовую теорию Вещи (das Ding) в трудах Лакана, обратимся к семинарам 1959-1960-х годов. Выстроим последовательность концептуализаций автора, изложенных в «Этике психоанализа», с попыткой вычленения ключевых и принципиальных позиций.
1.Рассмотрим исходную теорию Фрейда относительно психического аппарата:
Аппарат психический – схема, модель, отражающая сложности функционирования психики, как составной многофункциональной системы, упорядоченной структуры состоящей из нескольких топосов с различными функциями.
Принцип удовольствия (далее ПУ) – избегание неудовольствия, избегание и устранение неприятного. Первоначально младенец стремиться удовлетворить потребности галлюцинаторно, во взрослом режиме принцип сохраняет свое господство в области бессознательного, где «властвуют фантазии».
Принцип реальности (далее ПР) – отказ от прямых и непосредственных удовлетворений, поиск удовольствия на обходных путях, в отсроченном виде. Вследствие невозможности галлюциноторного удовлетворения, в результате неудач и разочарований, психический аппарат начинает «научаться представлять себе реальное положение вещей во внешнем мире и производить в нем реальные изменения». Это регулятивный принцип.
2.Рассмотрим позицию Лакана по данному вопросу, которая полностью опирается на исходную теорию Фрейда:
Принцип удовольствия – «организм создан, для того чтобы удовлетворять потребность не в действительности а галлюцинаторно», эта система «будучи предоставлена самой себе, ведет к заблуждению и ошибкам».
Механизму ПУ «противопоставляется другой, который представляет инстанцию реальности» (принцип «коррекции», «приведения к норме»), два механизма противостоят друг другу, между ними существует конфликт. Конфликт утверждается Лаканом как принцип построения организма. Он делает акцент на том, что модель Фрейда – система, которая подчеркивает «принципиально конфликтный характер» организма, то, что он «радикально неадекватен», или точнее что механизм ПР призван уравновешивать неадекватность механизма ПУ.
Принцип реальности – «то, чему функционирование нейронного механизма обязано своей результативностью», функция этого механизма – контроль, исправление, коррекция, компенсация, его способы действия – «отклонение, сдерживание, предосторожность, поправка», он противостоит психическому аппарату, уравновешивает «неадекватность», присущую ПУ.
3.Говоря о Реальности (Wirklichkeit) Лакан утверждает во-первых некоторую иллюзорность данной категории, ввиду отсутствия у человека непосредственного к ней доступа: «Реальность ненадежная штука…надежного подхода к ней нет»,
«в качестве проводников к Реальному чувства обманчивы…. интуиция….ведет себя на подступах к Реальному точно так же»; во-вторых он отмечает то, что поиски Реальности «не могут продвигаться иначе как путем защиты», в чем ему видится «глубокая двусмысленность». (Напомним, что по Фрейду защита (Abwehr) – действия направленные на уменьшение изменений устойчивости и цельности индивида. Устойчивость воплощается в инстанции Я. Защита осуществляется от внутренних влечений и внешних возбуждений.)
4.После ознакомления с ПУ и ПР, перейдем к теорит мысленной активности по Лакану.
Мысленная активность относится им в первую очередь к сфере бессознательного:
«Всякая мысль движется, в силу природы своей, бессознательными путями».
Первый вопрос, который им ставится в данном контексте - как мысленная активность становится сознательной. Вопрос полагается актуальным, исходя из того, что согласно теории Фрейда прямой связи между бессознательным и сознательным нет.
Гипотеза Лакана в том, что из всего происходящего на уровне внутренних процессов - сознания субъекта достигают только «знаки», а именно «знаки боли и удовольствия»
На вопрос о том, как субъект получает представление о мыслительных процессах он дает вслед за Фрейдом однозначный ответ – посредством слов. («О мысленных процессах - говорит Фрейд - мы знаем лишь благодаря словам, и то, что мы о бессознательном знаем, становится нам известно посредством слов»)
Выстраивается схема с цепочкой процесса коммуникации между внешней реальностью субъекта, через бессознательное и до сознательного:
Восприятие – представление – позыв - мысльзнак в бессознательном – знаки боли и удовольствия - слова в сознательном.
Лакан уточняет некоторые составляющие этого процесса, делая акцент на связи с ПУ и ПР:
Восприятие связанное с принципом удовольствия и галлюцинаторной активности.
Бессознательный процесс связан с позывом (appeti appetitus – желание, стремление, влечение, позыв).
Мысль связана с принципом реальности. Мысли («целеустремленная деятельность» – процесс поиска, узнавания, обретения объекта) «повинуются позыву».
В сумме Лакан называет это «психической реальностью по Фрейду», в которой вычленяет бессознательную часть – Непознаваемое, которое «имеет языковое строение» и Познаваемое, «известное посредством слов».
5.Данную цепочку Лакан иллюстрирует примером с криком ребенка, который столкнулся с неприятным объектом. Выстроим процесс по алгоритму, предложенному автором:
a).Столкновение с неприятным объектом вызывает некие процессы в бессознательном.
b). «Ходы», «движения» (Bewegung) бессознательного это «мысленные процессы».
c).Бессознательное структурировано как язык, и «мысленные процессы» в нем, вызывают крик (слово).
d).Без крика представление об объекте остается «смутным», «не отделенным от контекста», «бессознательным», «окутанным мраком».
e).Крик (слово) играет роль «мостика», благодаря которому из контекста происходящего субъект производит «уловление» и «опознавание» чего-то, что «артикулируется словами» (криком). То есть бессознательная мысль достигает сознания в форме слова.
f).Крик (слово) это знак, который в сознании представляет «присутствие» и «структуру», о ним уже далее формируется сознательное представление, или «объяснение».
g).Объекты с которыми сталкивается человеческий субъект таким образом – это «говорящие объекты».
Этот алгоритм именуется Лаканом механикой того, как субъект «улавливает из бессознательного» нечто в его объяснении, «артикулированное словами».
6.Далее Лакан следуя по пути лингвоцентрического подхода утверждает мысль о «первенствовании означающего» в «цепочке бессознательного» у субъекта, как проистекающую из всего психоаналитического опыта.
Процесс возникновения словаозначающего из бессознательной мысли обозначается им термином Bahnung – прокладка пути, торение дороги. «Торение» происходит там, где возникает «галлюцинаторный феномен восприятия» («феномен той ложной реальности, к восприятию которой человеческий организм, вообще говоря, предопределен»), существующий в режиме разрыва между артикуляций пожелания и действием, когда желание вступает на путь его осуществления
Вопрос означающего в бессознательном приводит его к бинарной схеме наличия двух видов представлений (репрезентаций):
Репрезентации вещей, Sachvorstellung, относится к бессознательному, структура языка, согласно которой упорядочиваются задействованные в бессознательном элементы;
Репрезентации слов, Wortvorstellung, относится к предсознательному, языковая операция как функция, реализуемая в момент ее артикуляции.
Между этими двумя видами репрезентаций выстраиваются координаты Bahnungen – проторений, и «цепочки», которые определяют связи между словом и вещью, то есть означающим и означаемым. Далее предлагается отделить «солому слов» от «зерен вещей», и рассмотреть проблематику связи между ними.
Sache – вещи, которые производятся посредством поступков и деятельности людей, «продукт человеческой деятельности», которая «управляется языком», присутствуют в предсознательном, а в сознание вещь переходит, если субъект уделяет вещи внимание, замечает её.
Wort – «артикулируемое слово находит в вещи свое объяснение, так как поступок (подвластный языку в форме заповеди), этот объект обособляет и порождает, слово таким образом связано с вещью взаимностью».
7.Лакан утверждает, что вещи, которые составляют мир человека, являются «вещами вселенной, структурированной речью». В это вселенной господствует язык или «символический процесс». Несмотря на указанное главенство означающего, вопрос означаемого так же заслуживает своего внимания в изучаемом нами тексте. Означаемому предлагается определение «Вещь», в двух вариантах написания: Ding и Sache. Sache тесно связано с Wort, а das Ding – «держится особняком» от первых двух упомянутых категорий.
8.Прежде чем перейти к теории das Ding, далее производится еще одно обращение к схеме психического аппарата, и принципу реальности.
Термин Фрейда относящийся к принцип у реальности – «die Not des Lebens», где
Not – нужда, необходимость, потребность. Это слово Лакан переводит как «Потребность, давление, насущность, насущность жизни». Принцип производит корректирующую активность, направленную на задачу уровня количества энергии в организме, в количестве необходимом для сохранения жизни. Принцип реальности = вмешательство некой потребности. Здесь отслеживается двусмысленность, поскольку с одной стороны в теории Фрейда принцип реальности зависим от физического мира, с другой стороны он служит тому, чтобы субъекта от реальности изолировать. Изоляция от реальности понимается в общебиологическом смысле гомеостаза. Далее, говоря от теории нервного механизма, Лакан подчеркивает, что относительно него организм является внешним, как мир является внешним для организма. То есть здесь мы видим две фазы изоляции, организма от мира, психики от организма.
9.Внешний мир трактуется им как некая «шкала», конца которой утрачены, а масштаб сокращен в пределах задействованного сенсорного поля; механизм психики «просеивает» и «отцеживает» его. Эта функция реализуется как «выборочное» восприятие внешнего мира, он субъективируется, и человек имеет дело с «избранными местами реальности».
10. Субъективированный внешний мир воспринимается выборочно, посредством ряда знаков качеств (Qualitatszeiche), они оповещают нас о присутствии «чего-то что соотносится с внешним миром», подают сознанию сигналы о том, что оно с ним взаимодействует. (Здесь автор делает отсылку к бихейвиористам, предполагающим что реальность это «временная сетка, наброшенная субъектом на мир», и ставит вопрос о том, ограничивается реальность этим или нет.)
11.Лакан делает заход в сторону рассматриваемой проблемы, на новом витке её анализа, поднимая тему ПУ и ПР. Перечислим следующие ключевые тезисы:
-Lustprinzip – все что относится к бессознательному; Realitatsprinzip - «господствует там, где налицо все, что имеет отношение к отрефлектированному, поддающемуся артикуляции, доступному, выходящему из предсознательного дискурсу»;
-мысленные процессы бессознательны, они достигают сознания посредством вербализации;
-отрефлектированное объяснение вводит их в сферу действия принципа реальности;
-в процессе мысли лежат «пути подхода к реальности» (под влиянием Not des Lebens);
-сознание – «постоянно бодрствующая инстанция», которая использует внимание для «улавливания» того, что происходит в реальном мире, чтобы в нем ориентироваться;
-восприятие (Wahmemung) и сознание (Bewusstsein) существуют связано, в сочетании, в единстве
-восприятие (Wahmemung) – впечатление от внешнего мира взятое «в его грубом, сыром, первоначальном виде», лежит вне того поля, которое соответствует «опыту регистрируемому», то есть относится к бессознательному
-восприятие (Wahmemung) это не просто впечатление (Pragung), но Niederschrift, (запись, протокол, стенограмма), нечто «подающее знак», и, следовательно, относящееся к «разряду письма»
-бессознательное это последовательность записей (Niederschrift), мнеметические следы, упорядоченные, организованные как функция воспоминаний, структура накопленного опыта, сохраненная в записи.
В сумме автор описывает полученную схему как работу от «означивания мира» к «формулируемой в словах речи», как цепочку, которая идет от «архаического бессознательного» к «артикулируемой субъектом речи», этот процесс внедрения означающей структуры в пространство между сознанием (Bewusstsein) и восприятием (Wahmemung).
12.После завершения второго захода на выстраивание рассматриваемой схемы-цепочки, автор обращается к Вещи как объекту реальности. Первым опытом восприятия субъектом реальности является другой, которого автор именует «ближним» (Nebenmensch). ДругойБлижний преподносится в его амбивалентной форме – в «отстраненности и сходстве», «раздельности и тождестве».
Столкновение с ДругимБлижнимdas Ding переживается как Чужой (Fremde – чужой, посторонний, незнакомец), вокруг которого формируются первоначальные Представления (Vorstellungen), регулируемые Удовольствием и Неудовольствием (Lust и Unlust).
13.Лакан декларирует наличие разрыва между «опытом и реальностью». В основе этого разрыва он полагает концепцию Вещи. Рассмотрим определения, которые даются этому термину.
-Ding это FremdeЧужой, нечто чужое, (порой и враждебное), «абсолютно иное»
-находится во «вне-положенном», «первичном «вне»
-вне-означаемое
-что-то к индивиду безотносительное
-доисторический Другой
-основополагающая галлюцинация, отсылочная система
-das Ding занимает центр субъективного мира, вокруг Вещи располагается мир бессознательного, организованный как совокупность означающих
-это чуждое (entfremdet), но при этом находящееся в сердцевине Я субъекта
-«открытая, зияющая брешь в сердцевине человеческого желания»
-то, относительно чего субъект себя определяет, часть первой системы ориентации
-служит для субъекта ориентиром на пути
-продвижение к нему происходит посредством желаний
-навсегда утрачен, заново найден не будет, чего-то всегда будет недоставать
-находится в облике сожаления, и не его, а его место в координатной системе удовольствия
-Вещь узнаваема посредством Закона
-вещь заявляет о себе поскольку, поскольку она «попадает» в слово
-Я выстраивается относительно das Ding как Я-уклоенение, Я-неприятие, Я-самоумаление, нечто что изгоняет себя, как защита, как отвержение
-изолированный чуждый предел, вокруг которых вращаются представления (Vorstellungen)
-вероятно совпадает с стремлением к поискам утраченного (Wiederzufinden), которым обсуловлена ориентация субъекта на объект (утраченный объект)
-ПУ руководит поисками объекта и направляет по окольным путям, субъект сохраняет до цели дистанцию, при движении по этим путям субъект испытывает удовлетворение
(Интересно, что автор предлагает найти в отношениях между субъектом и das Ding корни невроза, истерии, паранойи:
-действие направленное на получение удовольствия, воспроизводство начального состояния, обретения объекта Ding как предмета удовольствия - невроз
-действия направлены на получение неудовольствия, воспроизводство начального состояния, когда объект Ding как предметом отвращения – истерия
-субъект не верит (возможно не доверяет) объекту Ding – паранойя)
-«на уровне представлений (Vorstellungen) Вещи просто нет», «она заявляет о себе как нечто отсутствующее, инородное», «нечто потустороннее»; Вещь не является ни хорошей, ни плохой, так как эти категории относятся к представлениям, то есть признакам ориентирующим субъекта в соответствии с принципом удовольствия по отношению к объекту.
14.Произведем извлечение основных положений из текста относительно термина Vorstellungen для интерпретации последнего пункта в ряду утверждений автора:
-представление
-«воображаемое по своему составу»
-относится к «стихии воображаемого»
-«объект представляющий собой субстанцию видимости»
-Erscheinung (явление, наружность, внешность, облик, видение, призрак, симптом),
-«то в чем видимость находит себе опору»
явление текучее, хаотичное
-φαντασια (фантазия, образ, представление)
-«облик полого тела, призрака, бледного суккуба»
-коагулянт содержания бессознательных механизмов,
-сгустки репрезентации
-имеет то же строение что и означающее
-располагается между восприятием и сознанием
-элемент ассоциативный, комбинаторный
-Vorstellungen Repräsentanz
-мир представлений организован законами метаформы и метонимии (сгущения и смешения)
-Vorstellungen это не то же что Wortvorstellung, поскольку Wortvorstellung полагает начало дискурсу, артикуляция которого отвечает процессу мысли; мы не знаем наших мыслей (т.к.они бессознательны), знаем их только вследствие того что говорим, а языковые выражения отличаются «недостоинством, тщетой и пустотой» (т.к.они не выражают мыслей полностью)
Таким образом, нами изложена базовая и элементарная теория Вещи (das Ding) в «Этике психоанализа», которой достаточно для понимания последующих его теорий и развития рассмотренных концепций.
Автор: Худин Алексей Александрович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru