Найти тему

Маркетинговые модели: 4Р, 4С, 5Р, 7Р

Современный маркетинг старается учитывать модели поведения потребителей и факторы, которые влияют на их выбор. Маркетинговые инструменты, как и каналы коммуникации с клиентами меняются под влиянием времени. Это связано с тем, что происходит смещение фокуса.

Например, в 1953 году президент Американской ассоциации маркетинга Нил Борден написал статью «Концепция маркетинг-микса». В статье он предложил для продвижения двенадцать инструментов:

  • планирование продукта (новый, последующий и будущие продукты);
  • ценообразование;
  • брендинг;
  • каналы дистрибуции;
  • организацию продаж и расходы на это;
  • реклама;
  • продвижение;
  • упаковка;
  • сервис;
  • выкладка (мерчандайзинг);
  • логистика;
  • аналитика.

Нил предложил максимальное количество инструментов, которые охватывали процесс привлечения и продаж со всех сторон. 

Однако, в 1964 году маркетолог Джером Маккарти предложил маркетинговую модель, которая всем хорошо известна - 4Р (продукт (product), цена (price), дистрибуция (place), продвижение (promotion).

Согласно этой модели, если компания будет производить правильный товар по правильной цене и продавать его в правильном месте с грамотным продвижением, то у неё будет много клиентов и высокие продажи. 

Концепция ориентировалась на производителей и работала до тех пор, пока выбор продуктов был ограниченным. Как только конкуренция выросла, фокус сместился и производители задумались над тем, как выделиться и понравиться покупателю.

Фото из архива автора
Фото из архива автора

О маркетинговой модели 4Р наслышаны все. Ни один тренинг или обучение до сих пор не обходится без упоминания данной модели.

Мало кто знает, что в 1990 году американский профессор рекламы Роберт Лотерборн предложил новый подход под названием 4С. Этот подход описывал продвижение продуктов с позиции потребителя.  

Модель 4C:

  • customer value — потребительская ценность;
  • cost to the customer — затраты покупателя;
  • communications — обмен информацией;
  • convenience to buy — удобство при покупке.

Фокус сместился с продукта на покупателя и модель 4С благополучно сменила 4Р.

По мере того как менялся рынок и усложнялась конкуренция модель 4Р расширялась и на её базе возникли 5Р и 7Р.

В модели 5Р появились люди (people или personal). К этому элементу относятся все участники процесса, как производители с поставщиками, так и продавцы, менеджмент и клиенты. 5Р охватывает взаимодействие между всеми участниками рынка.

Позже модель расширили до 7Р. Появились блоки процесс (process) и атмосфера (physical evidence).

Каждый элемент в модели 7Р взаимосвязан друг с другом. Убедитесь в том, что инструменты, которые вы выбрали для работы и продвижения могут взаимодействовать с людьми (персоналом и клиентами).